Конспект урока во 2-м классе по теме «Балет "Шурале". Сказка в музыке»

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: композитор Фарид Яруллин, Балет «Шурале»


Цель:

  • Формирование музыкального восприятия, навыков сравнительного анализа, закрепление понятия «крупная форма» (балет).
  • Познакомить учащихся с музыкальным наследием татарского народа, с творчеством композитора Фарида Яруллина.
  • Развитие зрительного восприятия и слухового узнавания, слухового внимания, наглядно-образного мышления, речи, мелкой моторики.

Задачи:

  • Актуализировать представления о сказках и значении в нашей жизни.
  • Раскрыть основные особенности воплощения сказок в искусстве.
  • Формировать умение выделять общую идейно - эмоциональную основу в сказках в процессе воспроизведения художественных произведений.
  • Воспитание культуры слушания, любви к музыке и культуре своего народа.

Оборудование: видеопроектор, музыкальный центр, фортепиано, шумовые инструменты, учебник «Музыка элифбасы».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Вход в класс под музыку «Танец Феи Драже» из балета П.И.Чайковского «ЩЕЛКУНЧИК»

Приветствие. Дети здороваются с гостями и учителем

Распевание: Солнышко не прячься, посвети, будет веселее нам идти!

- Голосок разбудили, сделаем гимнастику для ротика (артикуляционная гимнастика). Послушайте сказку про язычок.

- Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. Ткнул в одну щечку, ткнул в другую, не открывается (дети повторяют движения за учителем)…

Конец сказки. Посмотрелись зубки в зеркало и воскликнули: Спасибо тебе язычок, мы больше никогда не будем никому ничего делать плохого. Улыбнулись зеркальцу, улыбнулись друг другу и мне. С таким чудесным настроением мы начнем наш урок.

- Проснулись? А теперь сделаем ещё одну зарядку!

- Кто нас будит по утрам? (мама, а маму будильник)

Песня «Часы» с движениями (в проигрышах пружинка, 1 куплет - руки на поясе, наклоны вправо и влево, 2 куплет отбивают ритм ногами, 3 куплет - начало куплета - стоят, далее разводят руками, спрашивают: «Где бом? Где бом?» 4 куплет - руками закручивают пружинку).

- Ребята, вы вошли в класс под необычную музыку. Послушайте её ещё раз, и определите - какой характер в музыке? (волшебный, таинственный, сказочный).

- Как вы думаете, куда может привести такой характер в музыке? (в сказку).

Мы послушали отрывок из балета «ЩЕЛКУНЧИК» композитора П.И.Чайковского.

- Конечно в сказку. А вы любите сказки? Слово «сказка» произошло от слова «сказывать», «рассказывать». Что такое сказка? Это вымысел, фантазия.

- Кто сочиняет сказки? (народ, писатели, поэты).

1 СЛАЙД (ноты, слова песни)

- И сегодня наш урок посвящен сказке, но не просто сказке, а сказке в музыке. Тема на доске.

- Каких сказочных зверей вы знаете?

- Про одного сказочного героя мы даже знаем песенку.

Песня «ЭТЕЧ» - исполнение нотами, потом словами. Учебник стр. 74 - со словами, стр. 134 - слова.

2 СЛАЙД (картинка паровоз)

- Ну, а теперь поехали в главную сказку, с которой мы сегодня познакомимся.

- А поедем мы на паровозе. Песня «ПАРОВОЗ»

В этой песне мы покажем ритм, доли и сильные доли (перед исполнением вспомнить, что это такое и повторить с движениями).

Исполнение песни с движениями:

1 куплет - ритм отбивают ногами, 2-я половина песни - доли хлопают.

2 куплет - на сильную долю хлопают, на слабую - пружинка, 2-я половина песни - 1 ряд - ритм, 2 ряд - доли, 3 ряд - сильные доли.

3 СЛАЙД (Шурале со словами)

Ученик - Приехали, а теперь внимательно слушаем.

Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай,
Даже куры в том Кырлае петь умеют. Дивный край!
Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил,
На земле его работал, сеял, жал и боронил.

- Кому могут принадлежать эти строки, кто автор? (это татарский поэт Г.Тукай) (показ портрета).

- Какие сказки Г.Тукая вы знаете? («ШУРАЛЕ», «ВОДЯНАЯ», «КОЗЕЛ И БАРАН»)

- Строки, которые вы сейчас услышали из сказки «ШУРАЛЕ» Г.Тукая.

- Итак, бедняк-батыр пошел нарубить дров в самую чащу леса и вдруг вдалеке раздался крик ужасный. Видит перед ним чужак.

- Кто такой Шурале? (Это владыка леса, див. Он хоть и коварный и злой, но он всё же дитя природы, очень похож на корягу: пальцы его напоминают сучья).

4 СЛАЙД (картина Шурале)

Ученик

Нос изогнут на подобье, рыболовного крючка,
Руки, ноги - точно сучья, устрашат и смельчака!
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
У него же в пол аршина пальцы на руках кривых, -
Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых.
Для чего ж такие пальцы?

Ученик

Каждый палец приспособлен, чтобы злее щекотать,
Убиваю человека, заставляя хохотать.
Ну-ка пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!
Давайте попробуем сами превратиться в Шурале.

Физкультминутка (песня «ШУРАЛЕ» с движениями)

(1 куплет - притопывание ногами поворачиваясь вправо и влево.

2 куплет - разбиваются парами, в припеве - руками имитируют щекотку).

- Как мы Шурале представляем? Вы сейчас увидели в картинках, показали в движениях, а теперь образ Шурале мы услышим в музыке.

5 СЛАЙД

- Сейчас прозвучит отрывок из балета татарского композитора Ф.Яруллина.

- Что такое балет? (это музыкальная страна, где все действующие лица танцем, движением, выражают мысли и чувства).

Выход Шурале (слушание)

- В начале Шурале какой? (осторожный, подсматривает, об этом говорят осторожные звуки)

- В каком регистре? (нижний, густой тембр, ощущение таинственности, изображена лесная чаща)

- Далее музыка становится громче, в оркестре зазвучали духовые инструменты - это придает музыке насыщенность, напряжение (Шурале крадется).

- Самая громкая часть (кульминация, вершина), звучит весь оркестр - угроза. Шурале появляется перед батыром. Видите, как меняется Шурале в музыке.

- Если Тукай показал развитие словом, художник - красками, композитор это сделал с помощью музыкальных звуков. Музыка Ф.Яруллина очень богата оттенками, словно палитра художника.

Мы знаем, что случилось дальше, Батыр оказался умнее и перехитрил Шурале.

- Какое было исполнение? Какие вы услышали инструменты? (оркестровое)

- Мы тоже попробуем изобразить маленький оркестр.

«АПИПА» - исполнение на инструментах.

В музыке сильные и слабые доли чередуются между собой.

Итог урока

- Чему был посвящен на урок? - сказке в музыке. В какой музыкальной стране мы побывали? - балет. Кто автор сказки «ШУРАЛЕ»? - Габдулла Тукай. В апреле ему было день рождения.

6 СЛАЙД - Закончим урок татарской народной песней написанной на слова Г.Тукая «ТУГАН ТЕЛ»