Цель:
- Формирование музыкального восприятия, навыков сравнительного анализа, закрепление понятия «крупная форма» (балет).
- Познакомить учащихся с музыкальным наследием татарского народа, с творчеством композитора Фарида Яруллина.
- Развитие зрительного восприятия и слухового узнавания, слухового внимания, наглядно-образного мышления, речи, мелкой моторики.
Задачи:
- Актуализировать представления о сказках и значении в нашей жизни.
- Раскрыть основные особенности воплощения сказок в искусстве.
- Формировать умение выделять общую идейно - эмоциональную основу в сказках в процессе воспроизведения художественных произведений.
- Воспитание культуры слушания, любви к музыке и культуре своего народа.
Оборудование: видеопроектор, музыкальный центр, фортепиано, шумовые инструменты, учебник «Музыка элифбасы».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Вход в класс под музыку «Танец Феи Драже» из балета П.И.Чайковского «ЩЕЛКУНЧИК»
Приветствие. Дети здороваются с гостями и учителем
Распевание: Солнышко не прячься, посвети, будет веселее нам идти!
- Голосок разбудили, сделаем гимнастику для ротика (артикуляционная гимнастика). Послушайте сказку про язычок.
- Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. Ткнул в одну щечку, ткнул в другую, не открывается (дети повторяют движения за учителем)…
Конец сказки. Посмотрелись зубки в зеркало и воскликнули: Спасибо тебе язычок, мы больше никогда не будем никому ничего делать плохого. Улыбнулись зеркальцу, улыбнулись друг другу и мне. С таким чудесным настроением мы начнем наш урок.
- Проснулись? А теперь сделаем ещё одну зарядку!
- Кто нас будит по утрам? (мама, а маму будильник)
Песня «Часы» с движениями (в проигрышах пружинка, 1 куплет - руки на поясе, наклоны вправо и влево, 2 куплет отбивают ритм ногами, 3 куплет - начало куплета - стоят, далее разводят руками, спрашивают: «Где бом? Где бом?» 4 куплет - руками закручивают пружинку).
- Ребята, вы вошли в класс под необычную музыку. Послушайте её ещё раз, и определите - какой характер в музыке? (волшебный, таинственный, сказочный).
- Как вы думаете, куда может привести такой характер в музыке? (в сказку).
Мы послушали отрывок из балета «ЩЕЛКУНЧИК» композитора П.И.Чайковского.
- Конечно в сказку. А вы любите сказки? Слово «сказка» произошло от слова «сказывать», «рассказывать». Что такое сказка? Это вымысел, фантазия.
- Кто сочиняет сказки? (народ, писатели, поэты).
1 СЛАЙД (ноты, слова песни)
- И сегодня наш урок посвящен сказке, но не просто сказке, а сказке в музыке. Тема на доске.
- Каких сказочных зверей вы знаете?
- Про одного сказочного героя мы даже знаем песенку.
Песня «ЭТЕЧ» - исполнение нотами, потом словами. Учебник стр. 74 - со словами, стр. 134 - слова.
2 СЛАЙД (картинка паровоз)
- Ну, а теперь поехали в главную сказку, с которой мы сегодня познакомимся.
- А поедем мы на паровозе. Песня «ПАРОВОЗ»
В этой песне мы покажем ритм, доли и сильные доли (перед исполнением вспомнить, что это такое и повторить с движениями).
Исполнение песни с движениями:
1 куплет - ритм отбивают ногами, 2-я половина песни - доли хлопают.
2 куплет - на сильную долю хлопают, на слабую - пружинка, 2-я половина песни - 1 ряд - ритм, 2 ряд - доли, 3 ряд - сильные доли.
3 СЛАЙД (Шурале со словами)
Ученик - Приехали, а теперь внимательно слушаем.
Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай,
Даже куры в том Кырлае петь умеют. Дивный край!
Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил,
На земле его работал, сеял, жал и боронил.
- Кому могут принадлежать эти строки, кто автор? (это татарский поэт Г.Тукай) (показ портрета).
- Какие сказки Г.Тукая вы знаете? («ШУРАЛЕ», «ВОДЯНАЯ», «КОЗЕЛ И БАРАН»)
- Строки, которые вы сейчас услышали из сказки «ШУРАЛЕ» Г.Тукая.
- Итак, бедняк-батыр пошел нарубить дров в самую чащу леса и вдруг вдалеке раздался крик ужасный. Видит перед ним чужак.
- Кто такой Шурале? (Это владыка леса, див. Он хоть и коварный и злой, но он всё же дитя природы, очень похож на корягу: пальцы его напоминают сучья).
4 СЛАЙД (картина Шурале)
Ученик
Нос изогнут на подобье, рыболовного крючка,
Руки, ноги - точно сучья, устрашат и смельчака!
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
У него же в пол аршина пальцы на руках кривых, -
Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых.
Для чего ж такие пальцы?
Ученик
Каждый палец приспособлен, чтобы злее щекотать,
Убиваю человека, заставляя хохотать.
Ну-ка пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!
Давайте попробуем сами превратиться в Шурале.
Физкультминутка (песня «ШУРАЛЕ» с движениями)
(1 куплет - притопывание ногами поворачиваясь вправо и влево.
2 куплет - разбиваются парами, в припеве - руками имитируют щекотку).
- Как мы Шурале представляем? Вы сейчас увидели в картинках, показали в движениях, а теперь образ Шурале мы услышим в музыке.
5 СЛАЙД
- Сейчас прозвучит отрывок из балета татарского композитора Ф.Яруллина.
- Что такое балет? (это музыкальная страна, где все действующие лица танцем, движением, выражают мысли и чувства).
Выход Шурале (слушание)
- В начале Шурале какой? (осторожный, подсматривает, об этом говорят осторожные звуки)
- В каком регистре? (нижний, густой тембр, ощущение таинственности, изображена лесная чаща)
- Далее музыка становится громче, в оркестре зазвучали духовые инструменты - это придает музыке насыщенность, напряжение (Шурале крадется).
- Самая громкая часть (кульминация, вершина), звучит весь оркестр - угроза. Шурале появляется перед батыром. Видите, как меняется Шурале в музыке.
- Если Тукай показал развитие словом, художник - красками, композитор это сделал с помощью музыкальных звуков. Музыка Ф.Яруллина очень богата оттенками, словно палитра художника.
Мы знаем, что случилось дальше, Батыр оказался умнее и перехитрил Шурале.
- Какое было исполнение? Какие вы услышали инструменты? (оркестровое)
- Мы тоже попробуем изобразить маленький оркестр.
«АПИПА» - исполнение на инструментах.
В музыке сильные и слабые доли чередуются между собой.
Итог урока
- Чему был посвящен на урок? - сказке в музыке. В какой музыкальной стране мы побывали? - балет. Кто автор сказки «ШУРАЛЕ»? - Габдулла Тукай. В апреле ему было день рождения.
6 СЛАЙД - Закончим урок татарской народной песней написанной на слова Г.Тукая «ТУГАН ТЕЛ»