Умен не тот, кто знает, а тот, у кого сформированы
механизмы приобретения, организации
и применения знаний.
М.А.Холодная
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что в обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели, поэтому важной задачей системы образования является выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными и высоко мотивированными детьми - это одна из важнейших задач в настоящее время.
Цель работы: создание в Ломоносовской школе условий для выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально одаренных детей.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей;
- провести диагностику и создать банк данных одарённых детей в Ломоносовской школе;
- обеспечить возможность участия одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах как внутри школы, так и за её пределами, используя для подготовки возможности урока.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
Основная часть
Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Поэтому забота об одарённых детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Одаренные дети - редкое явление, а вот ученики с незаурядными способностями в Ломоносовской школе есть. Это дети, способные выражать свое мнение по поводу того или иного вопроса, выдвигать гипотезы, вести исследовательскую работу в рамках урока. Работать с одаренными детьми - огромный труд, так как каждый из них - личность, индивидуальность. Они неординарны, и работать с ними трудно, но в то же время интересно. Перед учителем стоит основная задача - способствовать совершенствованию личности ребенка повышенного уровня развития. Чем сильнее мышление, крепче память, богаче воображение, тем ученик успешнее, и каждый день приносит ему радость от процесса познания.
В Ломоносовской школе №5 постепенно складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности. Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе создан и постоянно пополняется банк заданий олимпиад по различным образовательным областям. Традиционными стали внутришкольная олимпиада «Грамотный русский», Международная Олимпиада «Интеллект» и Международный Фестиваль «Интеллект». Международная Олимпиада «Интеллект» входит в официальный список олимпиад, утвержденный Министерством просвещения РФ. На этой Олимпиаде победа зависит не от знания какого-либо предмета, а от степени развитости интеллектуальных способностей.
Задания к этим мероприятиям разработаны по образовательной технологии «ИнтеллекТ». Участники при их выполнении используют различные аспекты памяти, внимания, мышления и воображения. Для удобства ученика и учителя используются специальные сборники развивающих упражнений, разработанных специалистами научно-методической лаборатории «ИнтеллекТ» и учителями Ломоносовской школы.
В системе подготовки учащихся к олимпиадам можно выделить два подхода:
- поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;
- индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование у подопечного методологических знаний.
Что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам?
Система подготовки включает несколько этапов:
- диагностический
Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. Понаблюдайте за одаренным ребенком в классе, и вы увидите особенности его личности:
- внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе;
- особенности мышления: быстрота мыслительных процессов, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, продуктивность умственной работы;
- познавательные интересы.
Основной формой организации учебного процесса в школах остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Иногда, в обычные контрольные или проверочные работы вносятся задания олимпиадного уровня, что и позволяет выявить учащихся с нестандартным мышлением. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности находят широкое применение в рамках нестандартных уроков, в исследовательской деятельности.
Мы считаем, что талантливые дети не должны быть предоставлены сами себе, ведь одного таланта мало, его нужно развивать, в связи с этим работа с одаренными детьми должна быть четко спланированной, поэтапной и системной.
Мы стремимся создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
Очень важны:
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- словесные игры и забавы;
- проекты по различной тематике;
- ролевые игры;
- индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Как правило, у одаренных детей проявляются:
- высокая продуктивность мышления;
- легкость ассоциирования;
- способность к прогнозированию;
- высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, каждый учитель Ломоносовской школы работает над развитием этих качеств.
Организация работы с одаренными детьми
Олимпиады - это радость интеллектуальных соревнований и возможность испытать свои знания по школьным предметам. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.
Участие одаренных детей в олимпиадах помогает учителю показать значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.
Олимпиады подводят итог всей работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития учащихся. Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики зачастую проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.
Заключение
Исходя из сказанного выше, можно сделать такие выводы: чтобы в школах с каждым годом появлялось все больше одаренных детей, необходимо каждому ребенку дать возможность проявить себя в чем-то. Одаренных детей не может быть много, их - единицы. Способных - больше. Средних - большинство. Но если к каждому ребенку научиться подходить как к потенциально одаренному, то и «средний» уровень учеников повышается. Пусть мы не сделаем из каждого ученика ученого-исследователя, не в этом наша задача, но если мы своей работой поможем растущему человеку раскрыться, осознать мир и себя в этом мире, значит, наша работа была не напрасна.
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка. ФИО
Одаренность: академическая.
Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка. ФИ
Этап 1 - диагностический. Цель - углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей |
||||||||
№ |
Использованная методика |
Сроки |
Ответственный |
|||||
1 |
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности |
1-2 неделя сентября |
школьный психолог |
|||||
2 |
Опросник Г.А.Карповой «Учебная мотивация». Цель: определить характер и наличие учебной мотивации |
1-2 неделя сентября |
классный руководитель |
|||||
3 |
Методика Климова И.И. «Карта интересов» |
3-4 неделя
|
школьный психолог |
|||||
4 |
Опросник Айзенка. Личностные особенности. |
3-4 неделя
|
школьный психолог |
|||||
5 |
Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс |
3-4 неделя
|
школьный психолог |
|||||
6 |
Социометрия. Автор - Дж.Морено |
3-4 неделя
|
школьный психолог |
|||||
Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута |
||||||||
1 |
Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка |
1 неделя октября |
учитель-предметник |
|||||
2 |
Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, английскому языку |
1 неделя октября |
учителя-предметники |
|||||
3 |
Выбор темы исследовательской работы |
2 неделя октября |
руководитель |
|||||
4 |
Составление плана учеником для учета желаний ребенка |
2 неделя октября |
психолог |
|||||
5 |
Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей |
2 неделя октября |
классный руководитель |
|||||
Прогнозирование - индивидуальный учебный план - «Я выбираю предметы для изучения» |
||||||||
Предмет |
Причина выбора |
Форма работы |
ожидаемые результаты |
|||||
Русский язык |
Результативное участие во Всероссийской олимпиадах. |
Индивидуальные и дистанционные консультации. |
Результативное участие на городском этапе Всероссийской олимпиады. |
|||||
Литература |
Всероссийская олимпиада, конкурсы |
Индивидуальные и дистанционные консультации. |
Результативное участие на городском этапе Всероссийской олимпиады.
|
|||||
«Интеграция с другими специалистами» |
||||||||
Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем НОУ и учителями - предметниками. |
сентябрь |
Карта познавательной деятельности ребенка. |
Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями-предметниками. |
октябрь |
Индивидуальный образовательный
|
|||
Прохождение тестов, предметных олимпиад |
октябрь |
Расписание посещений занятий |
|||
Диагностирование, рефлексия школьным психологом, руководителем НОУ, учителями-предметниками. |
ежемесячно |
Карта наблюдений, рекомендации учителями-предметниками. |
|||
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель |
ежемесячно |
Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка. |
|||
Проектирование - индивидуальная образовательная программа - «Я составляю программу образовательной деятельности» |
|||||
Планирование |
Мероприятия |
Результат |
|||
Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады. |
1. Индивидуальные консультации учителей-предметников.
|
Школьной олимпиады по русскому языку - 2 место. |
|||
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, английскому языку, математике |
1. Индивидуальные консультации учителей-предметников.
|
Всероссийская межпредметная - 2 место
|
|||
Подготовка к участию в городском слете НОУ |
Разработка исследовательской работы.
|
Грани познания- |
|||
Подготовка к участию в городских творческих конкурсах. (по мере поступления положений) |
1. Индивидуальные консультации учителей - предметников.
|
Лауреат - городской творческий конкурс |
|||
«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» |
|||||
Самооценка: «Что я хотел?» |
«Что я сделал для достижения цели?» |
«Чему научился?» |
«Что необходимо сделать ещё?» |
||
Портфолио за 2020-2021 учебный год |
|||||
Олимпиады
|
Школьные (рус яз - 2м, окр. мир - 1 м, математика - 1м)
|
Городские конкурсы |
|
||
Всероссийской олимпиады по русскому языку |
|
Грани познания |
|
Подпись
Для написания эссе были прочитаны и использованы следующие нормативные документы:
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
- Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.