В свете современных тенденций образования любой предмет из школьной программы носит не только узко прагматичный характер, но призван решать задачи общего развития личности ребенка в частности, и на уроках иностранного языка. Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, так как любой язык является средством общения.
В нашей гимназии обязательное музыкальное образование, и дети, в целом, творчески-ориентированные личности. И я стараюсь использовать творческие моменты как источники создания мотивации в обучении. Но, как и любой человек, ребёнок школьного возраста (5-17 лет), болезненно переживает «неуспех», но если предмет «удается», то его изучают с удвоенным интересом. Учащиеся хотят получить что-то реально осязаемое за тот труд, который они затратили, почувствовать, что идут к какой-то цели, получают что-то такое, что могут использовать немедленно. Мотивация в изучении английского языка значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной работе, в театральной студии на английском языке «Арлекин», руководителем которой я являюсь. Именно здесь достигнутые успехи могут быть оценены как одноклассниками, родителями, так и школьниками других классов, учителями и другими. Как правило, два раза в год мы проводим музыкально-театрализованные представления (театральные миниатюры, спектакли, мюзиклы, музыкально-поэтические вечера) в гимназии и принимаем участие в конкурсе театральных коллективов. Мне очень близка мысль, что изучение английского языка - это не только труд, но и удовольствие, Например, в начальной школе я провожу физкультурные минутки на грамматику или лексику, а после нескольких уроков сами учащиеся подхватывают идею создания своих собственных рифмовок. Вот один из примеров.
Дни недели, месяцы, прилагательные, существительные, глаголы - всё, что необходимо для отработки в речи, можно использовать в любых ритмах и движениях.
Chants: (рифмовки под любую мелодию)
To Be |
|
I am |
We are |
You are |
You are |
He is |
|
She is |
They are |
It is |
Под всеми любимую мелодию « В лесу родилась ёлочка» отрабатываем спряжение глагола и личных местоимений, используя жестикуляцию для указания личности. При изучении новых прилагательных мы усложняем нашу рифмовку
- I am happy
- He is sad...ets.
Желательно использовать антонимы, хотя младшие учащиеся могут и не знать этого термина, но они хорошо понимают содержание и смысл.
Ещё Л.С.Выготский писал: «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой…Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». На последующих уроках мы усложняем или видоизменяем нашу базовую рифмовку в зависимости от цели урока, и при том учащиеся сами предлагают различные варианты, например, вопросительных или отрицательных предложений. Безусловно, речевые рифмовки лучше создавать в одной из ситуаций, например: дома, школе и т.д.
- At home I am happy.
- Are you happy at home?
- Yes, I am. I am happy at home…
Самое любопытное, как показывает практика, учащиеся сами, играя и напевая, пританцовывая и жестикулируя, применяют в последующем свои речевые умения. «Речевые умения, в отличие от речевых навыков, предполагают деятельность, связанную с использованием воображения, эмоций, мышления.» (А.А.Леонтьев). Это один из примеров, как можно, используя простую рифмовку, в серии уроков по одной грамматической теме, выйти на продуктивный уровень общения. На каждом уроке создается эффект новизны, создаваемый самими учащимися. Для среднего звена используются, как и рифмовки, так и ситуативные импровизации, положенные на мелодию. Например, по теме «Школа»:
Monday
On Monday
I get smater.
Tuesday
On Tuesday
I recite a silly poem.
Wednesday
On Wednesday
I want to get good marks.Thursday
On Thursday
I think of your party.
Friday
On Friday
I retell some stories.
Saturday
On Saturday
Sunday
On Sunday
I spend a lot of money.
Возможны различные интерпретации, всё зависит от учителя, от того , как он направит этот процесс.
Знания невозможно механически переложить из одной головы в другую. Как правило, человек сам создаёт свои знания. Любая деятельность проекта более эффективна и даёт качественные результаты при условии, что у учащегося имеются глубокие мотивы к достижению цели, чтобы преодолевать неизбежные затруднения и неблагоприятные условия.
С мотивацией деятельности теснейшим образом связано стимулирование. Один из моментов стимулирования был описан выше. Стимулировать- значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. Но в некоторых ситуациях следует применять другие методы стимулирования: поощрение и наказание. Поощрения могут выражаться в похвале, в заслуженной или чуть завышенной отметке, так называемом авансировании успеха.
Учащиеся имеют обязанности, без соблюдения которых невозможно добиться значимого результата. Но стоит заметить, что нужно быть корректным и не отвратить учащегося от желания учиться, а наоборот, наказание должно скорректировать и побудить на исправление ситуации в лучшую сторону. Учащиеся очень тонко чувствуют систему управления учебным процессом, одним из звеньев которой является контроль. Также контроль является побудительной мотивацией к изучению английского языка. Главным критерием контроля является получением информации о сформированности тех или иных навыков у учащихся, проанализировав которую можно скорректировать учебный процесс. Регулярный контроль повышает ответственность за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя. Кроме того, контроль помогает разобраться в уровне знаний, и в формировании самооценки.
Каждый из нас использует разные виды контроля. Одной из форм контроля может быть соревнование. Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанное на длительный срок или эпизодически. В процессе проведения мы с учащимися используем таблицу достижений, где внесены графы с результатами (баллами), и в тетради у учащихся есть шкала достижений по всем видам речевой деятельности. Соревнование может быть условным, но дух победы живёт в каждом. Например, в серии уроков по теме «Школа» контроль навыков письма происходил по схеме от простого - рецептивного, рецептивно - продуктивно, к более сложному - продуктивному. Но как правило, на этапах соревнования используются дифференцированные задания, чтобы слабые учащиеся активно участвовали в процессе, фактически получается урок закрепления пройденного материала. Номинаций хватает на всю группу, таких как «Молодец!» «Так держать!» «Уже лучше!» Но действенность соревнования повышается при разумном насыщении как учёбой, так и внеучебной деятельностью.
Очень радует, когда учащиеся, которые испытывают определённые затруднения в учёбе, оказываются в ситуации переживания успеха. Приведу пример, одно из заданий заключалось в том, чтобы закончить предлагаемою ситуацию: Мой идеальный учитель должен… (My ideal teacher should (be)…) и один молодой человек, который испытывал затруднения в обучении, весьма искрометно выступил, хотя и с грамматическими ошибками заметив, что идеальному учителю следует носить только джинсы и футболки и никогда не задавать домашнего задания, на что учащиеся отреагировали бурным смехом и оценили чувство юмора одноклассника. (My ideal teacher should wear only jeans and T-shirts and never give us homework) здесь же возникла проблемная ситуация для обсуждения: Стоит ли выполнять домашние задания? (Do you think it's a good idea to do homework?)
Подводя итог вышесказанному, хочется заметить, что для любой деятельности нужен стимул, а для успешного, эффективного обучения и развития учащихся необходимы методы стимулирования и мотивации их учебной и внеучебной деятельности, что даёт качественный результат.