Дополнительная общеразвивающая программа «Арткартина». Нетрадиционные и декоративные техники рисования. Основы правополушарного рисования

Разделы: МХК и ИЗО, Дополнительное образование

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования


Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями, на основе педагогического опыта и курсовой подготовки автора программы по направлениям - применение художественных материалов и новых технологий в детском творчестве, использование потенциала арт-терапевтических практик в профессионально- личностном развитии педагога, правополушарное рисование для детей, детская одарённость, развитие исследовательских умений младших школьников, нейрографика, технологии активного обучения. Данная программа опирается на опыт специалистов в области развития художественного творчества детей дошкольного и школьного возраста: Лыковой Е.А., Савенковой Л.Г., Комаровой Т.С., Зыковой М.А., Захаровой А. и др.

Направленность программы: художественная

Уровень программы: базовый

Объём программы: 72 часа., 144часа.

Актуальность программы заключается в выявлении и развитии творческих способностей ребенка независимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством сочетания традиционных, нетрадиционных техник с правополушарным рисованием и декорированием не применяемых в качестве отдельного предмета в изобразительной деятельности.

Новизна программы состоит в том, что использование метода правополушарного рисования в сочетании с нетрадиционными и декоративными техниками изобразительной деятельности, позволяет получить положительный результат с первых занятий, а в процессе обучения, творческое развитие и самовыражение.

Цель программы: развитие творческих изобразительных способностей детей путем овладения техник нетрадиционного и декоративного рисования и приёмами правополушарного рисования.

Задачи:

Образовательные задачи:
1) формировать опыт создания художественных образов;
2) формировать опыт работы с различными художественными материалами в разных техниках художественной деятельности.

Развивающие задачи:
1) развивать индивидуальные способности обучающихся;
2) развивать навыки организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Воспитательные задачи:
1) воспитывать эстетический вкус при работе с цветом;
2) воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога;
3) воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.

Адресат программы: Программа рассчитана для дошкольников, учащихся школьного возраста без предварительной подготовки. Данная программа предназначена для обучения девочек и мальчиков. Группы могут быть, как одновозрастные, так и разновозрастные.

Формы обучения и виды занятий:

Обучение по программе: очное, возможно обучение с применением дистанционных технологий.

Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экскурсии (в том числе виртуальные) в выставочные залы, музеи. Участие в конкурсах, в социально-значимых мероприятиях, олимпиадах, выставках.

Формы и методы обучения: словесный - подача нового материала; наглядный - обращение к образам; практический - позволяет применить полученные знания при выполнении заданий; метод стимулирования познавательного интереса, наблюдение и анализ; иллюстративный - используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ схем, картин, зарисовок и т.д.

Принципы обучения:

  • Принцип доступности. Принцип основан на учете возрастных, психологических, умственных и индивидуальных особенностях каждого учащегося.
  • Принцип наглядность. Данный принцип основан на подкреплении словесных описаний различными наглядными пособиями.
  • Принцип сознательной активности. В процессе обучения ребенок должен быть активным участников педагогического процесса.

Объем освоения программы:

72 учебных часа, 9 месяцев.

  • 1-й модуль (3 раздела) - 32 учебных часа, 4 месяца.
  • 2-й модуль (5 разделов) - 40 учебных часов, 5 месяцев.

144 учебных часа, 9 месяцев.

  • 1-й модуль (3 раздела) - 64 учебных часа, 4 месяца.
  • 2-й модуль (5 разделов) - 80 учебных часов, 5 месяцев.

Каждый из модулей программы может использоваться в качестве самостоятельной краткосрочной программы или как составной части программы дополнительного образования художественной направленности. Любой раздел программы можно использовать в качестве занятий в летний период.

Срок освоения программы: 1 год обучения.

Режим занятий: При 2 часовой нагрузке в неделю -72 часа в год (1 раз в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом, для детей дошкольного и младшего возраста, занятие составляет 30 мин или 2 раза в неделю по 1 часу для детей школьного возраста занятие составляет 45 мин).

При 4 часовой нагрузке в неделю - 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом, для детей школьного возраста занятие составляет 45 мин)

Зачисление на обучение ведется на основании заявлений от родителей (законных представителей) через навигатор дополнительного образования, без предъявления требований к знаниям, умениям, навыкам. Наполняемость группы 12-15 человек. Для полного освоения программы всеми детьми целесообразно заниматься с группой не более 12 человек. В течение года, возможен дополнительный приём детей или перевод в другую группу после собеседования или тестирования.

Планируемые результаты

К концу обучения дети должны знать:

  • основные понятия, термины (цветовой круг, цветовая растяжка, свет, тень, блик,
  • контрасты цвета и формы, линия, пятно, точка, мазок, композиция, перспектива, линия горизонта, скетчинг, абстракция, наивная живопись, арт-графика, кофе-арт, арт-проект, коллаж, аппликация, моделирование);
  • основы цветоведения;
  • основы правополушарного рисования;
  • нетрадиционные и декоративные техники рисования;
  • правила работы с инструментами и материалами. ТБ.

К концу обучения дети должны уметь:

  • смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
  • соблюдать последовательность в работе;
  • владеть основами перспективы и цветоведения;
  • самостоятельно разбираться в этапах своей работы, выбирать инструменты и материалы;
  • работать в техниках нетрадиционного, декоративного и правополушарного рисования.

К концу обучения дети научатся:

  • творчески подходить к выполнению работы;
  • грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
  • работать самостоятельно и в коллективе;
  • организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
  • активно принимать участие в выставках, конкурсах, экскурсиях, мероприятиях.

Организационно-педагогические условия

Материально-технические условия реализации программы

Наличие материально-технической базы для реализации программы:

1. Инструменты и приспособления: рамки разных форматов (А5, А4, А3) набор кистей (синтетика - круглые, плоские №2, №4, №8, №10, №18), мастихин, баночка для воды, палитра, мягкая губка, ватные палочки, трубочки для выдувания, ножницы.

2. Материалы: акварель, гуашь, акрил, восковые мелки, бумага разной фактуры и цвета (плотность 160г/м2, 200г/м2), карандаши цветные, акварельные, простые, маркеры (перманентные, для скетчинга), пластилин, ластик, клей ПВА, клей-карандаш, влажные и бумажные салфетки, скотч (строительный, двухсторонний), фольга.

3. Одежда: фартуки, нарукавники.

4. Компьютер. Проектор.

Место проведение занятий: МБУДО г.Иркутска ЦДТ «Октябрьский» (б.Постышева, 20)

Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
  • Федерации» (с изм. И доп., вступ. в силу с 01.06.20210)
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №
  • 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  • Устав МБУДО г. Иркутска ЦДТ «Октябрьский».
  • Положение об учебном объединении МБУДО г. Иркутска ЦДТ «Октябрьский».

Интернет-сервис «Youtube»

  1. «Времена года, цветущее дерево» - https://www.youtube.com/watch?v=Fg6nTl8T0TI
  2. «Рисование мятой бумагой» - https://www.youtube.com/watch?v=eCoyS8UUqrA
  3. «Монотипия» - https://www.youtube.com/watch?v=YWz9SdOI7CE
  4. «Кляксография» - https://www.youtube.com/watch?v=fnvPCHHNdOw
  5. «Рисование кофейным раствором» - http://www.youtube.com/embed/1AstqFd4hZQ
  6. «Картины художников-примитивистов Нико Пиросмани, Анри Руссо, бабушки Мозес» - https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/primitivizm-stil-zhivopisi-s-ponyatnymi-obrazami
  7. «Цветовые растяжки акварелью, градиент, заливки» - https://mogut-vse.ru/ludy/blog/bazovye-uroki/128-tsvetovye-rastyazhki-akvarelyu-i-guashyu
  8. «Фактурное рисование» - https://zen.yandex.ru/media/magiyani/teksturnaia-jivopis-krasivo-no-pravilnee-govorit-fakturnaia-5f5768adccc2347a761ea7e4
  9. «Скетчинг рисование» - https://handsmake.ru/sketching.html
  10. «Учим детей рисовать: 20 уникальных техник» - https://www.moirebenok.ua/toddler/razvitie- toddler/rastim-malenkogo-hudozhnika-20-unikalnyh-tehnik-risovaniya-dlya-detej/
  11. «Рисование мыльными пузырями» - https://promany.ru/rubriki/risovanie-mylnymi- puzyryami.html
  12. «Народные промыслы» - https://ruvera.ru/narodnye_promysly
  13. «Правополушарное рисование - секреты, уроки» - https://des-life.ru/right-brain-drawing- secrets-myths-lessons/

Книги по рисованию и изобразительному искусству

https://obuchalka.org/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam

  1. Литература по рисованию - http://graf74.ru/literatura_ris.html
  2. Акварельный скетчинг. Скетчи без границ. Феликс Шайнбергер, 2020 -https://monster- book.com/akvarelnyy-sketching
  3. Детский рисунок, Почему, когда и как дети занимаются творчеством, Гудмен М.Дж. С. 2020 - https://obuchalka.org/20210202128906/detckii-risunok-pochemu-kogda-i-kak-deti- zanimautsya-tvorchestvom-gudmen-m-dj-s-2020.html
  4. Изобразительное искусство, 1 класс, учебник, Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., 2020 - https://obuchalka.org/20201028126353/izobrazitelnoe-iskusstvo-1-klass-uchebnik-savenkova-l-g-ermolinskaya-e-a-2020.html
  5. Изобразительное искусство, 5 класс, Рау М.Ю, Зыкова М.А, 2019- https://obuchalka.org/20210325130674/izobrazitelnoe-iskusstvo-5-klass-pay-m-u-zikova-m-a-2019.html
  6. Как нарисовать то, что не существует, Гарни Д., Захарова А., 2018.- https://obuchalka.org/20190323107874/kak-narisovat-to-chto-ne-suschestvuet-garni-d-zaharova-a-2018.html

См. продолжение программы