Цели урока:
- продолжить формирование у учащихся представления об этапах образования Древнерусского государства, охарактеризовать политику первых киевских князей;
- способствовать развитию творческой, познавательной деятельности учащихся, умению устанавливать причинно-следственные связи, навыков анализа, синтеза, продолжить работу по формированию работать с исторической картой и умения извлекать информацию из исторического источника;
- на основе материала о деятельности первых киевских князей способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей Родины.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: историческое исследование.
Оборудование: портреты первых киевских князей, раздаточный материал с отрывками из «Повести временных лет», карта «Киевская Русь в 9-12 веках», компьютерная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учащихся (звучит славянская музыка)
Учитель:
Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом - слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне! Слава нашей старине!
А преданья старины забывать мы не должны.
- Ребята, подумайте, зачем нам нужно изучать историю своего Отечества? А кто были наши с вами предки? А хотите узнать, кто были первыми киевскими князьями и как всё начиналось?
Ребята, а предположите, как называется тема нашего урока? (слайд 1-3)
«Откуда есть пошла земля русская, Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Русская земля стала есть? - эти три вопроса монах Нестор задаёт, начиная свой летописный рассказ. На первый вопрос об образовании государства у восточных славян вы ответили на прошлом уроке, а сегодня в конце урока нам предстоит ответить на два других. Ответить на вопросы нам поможет историческое исследование. Но прежде чем к нему перейти, давайте вспомним то, что вы узнали на прошлом уроке:
3. Проверка домашнего задания
- Кто такие варяги?
- «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами».Кто из варяжских князей откликнулся на это приглашение? (слайд 4)
- В каком городе правил Рюрик?
4. Объяснение нового материала
Согласно «Повести временных лет» в 879 году умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег. В 882 году, собрав большое войско, Олег отправился в поход на юг. По пути подчинил себе восточнославянские племена и подошёл к Киеву.
- Кто правил в Киеве в это время? (Аскольд и Дир).
Олегу хитростью удалось выманить из города Аскольда и Дира и убить их. Киев Олег объявил «матерью городов русских». (слайд 5-7)
В 882 году произошло объединение Киева и Новгорода. (запись в тетради).
- Каковы же особенности правления первых киевских князей?
Рассмотрим исторические документы-отрывки из «Повести временных лет», которые лежат у вас на партах. И сейчас мы с вами будем работать в группах. Я предлагаю вам разбиться на четыре группы (у вас на партах есть квадратики разноцветные, по цвету создайте группы), каждая группа будет работать над документами о княжении одного из князей и отвечать на вопросы. На выполнение этого задания даётся 3 минуты.
Работа по группам. (смотреть Приложение 1)
Заслушиваются ответы групп (слайд 8-17)
Итак, ребята, ответьте мне на вопрос: «Кто в Киеве княжить начал?»
- Назовите первых киевских князей? А как вы думаете, что было общим в их деятельности?
5. Закрепление изученного материала
А теперь давайте поиграем. Игра называется «Узнай историческую личность». (слайд 18)
К доске приглашаются 2 человека. Одному я показываю карточки с именами личностей, ваша задача, используя все свои знания об этом человеке, но не называя его имени рассказать своему товарищу о личности, а задача другого - узнать, о ком идёт речь. Класс может помочь, но не называть личность.
(карточки с личностями. смотреть Приложение 2)
Вывод: таким образом, Русь в правление первых князей превратилось в мощное военизированное государство, где правители не только укрепляли свою личную власть, но и обеспечивали первенство на международной арене.
6. Рефлексия
Продолжите фразы:
- Больше всего сегодня на уроке мне понравилось…..
- Меня сегодня на уроке удивило……
- Я хотела бы…..
Домашнее задание: п.4. Даты княжения первых князей выучить. (слайд 19-22)
Выставление оценок.
Спасибо за урок!