Урок по теме "Первые киевские князья"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • продолжить формирование у учащихся представления об этапах образования Древнерусского государства, охарактеризовать политику первых киевских князей;
  • способствовать развитию творческой, познавательной деятельности учащихся, умению устанавливать причинно-следственные связи, навыков анализа, синтеза, продолжить работу по формированию работать с исторической картой и умения извлекать информацию из исторического источника;
  • на основе материала о деятельности первых киевских князей способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей Родины.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: историческое исследование.

Оборудование: портреты первых киевских князей, раздаточный материал с отрывками из «Повести временных лет», карта «Киевская Русь в 9-12 веках», компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учащихся (звучит славянская музыка)

Учитель:

Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом - слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне! Слава нашей старине!
А преданья старины забывать мы не должны.

- Ребята, подумайте, зачем нам нужно изучать историю своего Отечества? А кто были наши с вами предки? А хотите узнать, кто были первыми киевскими князьями и как всё начиналось?

Ребята, а предположите, как называется тема нашего урока? (слайд 1-3)

«Откуда есть пошла земля русская, Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Русская земля стала есть? - эти три вопроса монах Нестор задаёт, начиная свой летописный рассказ. На первый вопрос об образовании государства у восточных славян вы ответили на прошлом уроке, а сегодня в конце урока нам предстоит ответить на два других. Ответить на вопросы нам поможет историческое исследование. Но прежде чем к нему перейти, давайте вспомним то, что вы узнали на прошлом уроке:

3. Проверка домашнего задания

- Кто такие варяги?

- «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами».Кто из варяжских князей откликнулся на это приглашение? (слайд 4)

- В каком городе правил Рюрик?

4. Объяснение нового материала

Согласно «Повести временных лет» в 879 году умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег. В 882 году, собрав большое войско, Олег отправился в поход на юг. По пути подчинил себе восточнославянские племена и подошёл к Киеву.

- Кто правил в Киеве в это время? (Аскольд и Дир).

Олегу хитростью удалось выманить из города Аскольда и Дира и убить их. Киев Олег объявил «матерью городов русских». (слайд 5-7)

В 882 году произошло объединение Киева и Новгорода. (запись в тетради).

- Каковы же особенности правления первых киевских князей?

Рассмотрим исторические документы-отрывки из «Повести временных лет», которые лежат у вас на партах. И сейчас мы с вами будем работать в группах. Я предлагаю вам разбиться на четыре группы (у вас на партах есть квадратики разноцветные, по цвету создайте группы), каждая группа будет работать над документами о княжении одного из князей и отвечать на вопросы. На выполнение этого задания даётся 3 минуты.

Работа по группам. (смотреть Приложение 1)

Заслушиваются ответы групп (слайд 8-17)

Итак, ребята, ответьте мне на вопрос: «Кто в Киеве княжить начал?»

- Назовите первых киевских князей? А как вы думаете, что было общим в их деятельности?

5. Закрепление изученного материала

А теперь давайте поиграем. Игра называется «Узнай историческую личность». (слайд 18)

К доске приглашаются 2 человека. Одному я показываю карточки с именами личностей, ваша задача, используя все свои знания об этом человеке, но не называя его имени рассказать своему товарищу о личности, а задача другого - узнать, о ком идёт речь. Класс может помочь, но не называть личность.

(карточки с личностями. смотреть Приложение 2)

Вывод: таким образом, Русь в правление первых князей превратилось в мощное военизированное государство, где правители не только укрепляли свою личную власть, но и обеспечивали первенство на международной арене.

6. Рефлексия

Продолжите фразы:

  • Больше всего сегодня на уроке мне понравилось…..
  • Меня сегодня на уроке удивило……
  • Я хотела бы…..

Домашнее задание: п.4. Даты княжения первых князей выучить. (слайд 19-22)

Выставление оценок.

Спасибо за урок!