Рабство в Древнем Риме

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание

Класс: 5

Ключевые слова: Древнем Рим


Цель урока: формирование представления о рабстве как социальном явлении в Древнем Риме.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать у обучающихся представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме, познакомить с основными источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов и показать всю глубину аморальности и безнравственности рабства как социального явления.

Развивающие:

  • Развивать аналитические умения и мыслительные операции учащихся;
  • Умения конкретизировать и обобщать исторический материал;
  • Способствовать развитию устной речи обучающихся.

Воспитательные:

  • Развивать и воспитывать интерес у обучающихся к истории;
  • Формировать чувства сострадания к человеку, лишенного собственного достоинства, неприятия рабства, как грубейшего нарушения прав человека.

Ключевые понятия урока:

  • Раб - это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца;
  • Рабовладелец - собственник, хозяин рабов;
  • Имение - земельное владение богатого человека;
  • Гладиатор - сильный раб, наученный владеть оружием;
  • Амфитеатр - сооружение для гладиаторских игр;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные

-смогут назвать источники рабства в Древнем Риме;
-узнают и смогут дать определение понятиям «имение». «амфитеатр», «гладиатор».

Регулятивные УУД:
-примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;
- самостоятельно оценят достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
-научатся находить информацию в тексте, в фильме;
- научатся вести самостоятельный отбор информации, её анализ и преобразование;
- смогут высказать свои аргументы по проблеме.
Коммуникативные УДД:
-смогут продолжить формирование способности к согласованным действиям с учётом мнения других в ходе работы в малой группе.

- смогут задуматься о ценности человеческой жизни, о нормах морали, о значимости общечеловеческих ценностей;
-сформулируют и выскажут своё мнение о последствиях роста числа рабов в Древнем Риме;

Ресурсы урока:

  • учебник Вигасин А.А. «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс.
  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • листы с тестами;
  • тексты с заданиями;
  • рабочие листы с заданиями

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап.
Орг. момент

Организованное начало урока.
Создание позитивного настроя. Учитель предлагает начать урок со стихотворения:
Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров,
Найти, похожий на сапог.
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров Аппенинский.

Приветствуют учителя. Самоконтроль
готовности к уроку.
Отвечают на предложенные вопросы учителя, выходят к карте, показывают названные учителем территории

II этап.
Проверка
домашнего
задания

Организация проверки домашнего задания.
1. - Проверим знания по теме «Установление господства Рима во всём Средиземноморье». Прочитай те утверждения, вспомните, соответствуют ли они действительности и подчеркните «да» или «нет».
(Приложение 1).
2.- На экран выведены правильные ответы, проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. Поставьте себе оценку, соответствующую количеству правильных заданий.

Выполняют небольшой тест.

Самопроверка.
Самооценка.

III этап.
Мотивация

Проблемные вопросы.
- Римский консул Гай Теренций Варрон говорил следующее: «Орудия бывают трёх видов: мычащие - быки, немые - повозки, лопаты, плуги, говорящие». Как вы думаете, кого называл Варрон говорящими орудиями?
- Как вы думаете, каковы были источники рабства? (Варианты записываются на доске, фиксируется затруднение, вызванное нехваткой информации).

Анализируют информацию, высказывают свои версии.

- Как вы думаете, что мы узнаем на сегодняшнем уроке? Учащиеся определяют тему урока.

Общий вывод: Мы узнаем, каковы были источники рабства, где римляне использовали труд рабов, как относились к рабам.

Тема урока - запись на доске:
«Рабство в Древнем Риме».
Проблема (запись на доске): «В чём заключалась опасность роста числа рабов в Древнем Риме?»

Делают записи в тетрадях.
Участвуют в формулировании проблемы.

IV этап.
Целеполагание и планирование

Вопрос классу: - Какие вопросы нам надо рассмотреть, чтобы узнать, что представляло рабство в Древнем Риме?
План урока (на доске):
1. Источники рабства.
2. Отношение к рабам.
3. Как использование труд рабов:
- в имении землевладельца;
- в богатом доме;
- для развлечений.

В результате урока вы сможете назвать
- источники рабства;
- ответить на вопросы:
- как относились к рабам,
- чем занимались рабы?
- узнаете значение понятий «имение», «амфитеатр», «гладиатор».

Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей.

- Как вы думаете, какими источниками можно воспользоваться, чтобы ответить на поставленные вопросы? Высказывают предположения (учебник, рассказ учителя, документы и т.д.)

V этап.
Актуализация
знаний

- Посмотрите на карту: «Рост Римского государства». Стрелками обозначены основные направления завоеваний римлян. Что вам напоминают эти стрелки?
- Действительно, направления римских завоеваний, как щупальца спрута, направлены во все стороны. Римская империя захватывала, поглощала всё новые и новые территории. Для чего нужны были эти завоевания Риму?

Отвечают на вопросы: (щупальца осьминога, спрута).

Работа с картой.

Отвечая на вопросы учителя, учащиеся
находят на карте территории, завоеванные римлянами.

VI этап.
«Открытие» нового знания

1. Работа в малых группах.
1.1. Деление учащихся на группы.
1.2. Напоминание правил работы в группе.
1.3. Раздаёт задания группам (приложение 2).
1 группа - источники рабства в древнем Риме;
2 группа - отношение к рабам в Древнем Риме;
3 группа - труд рабов в имении рабовладельца;
4 группа - рабы в богатом доме.
1.4. Организация и корректировка деятельности учащихся при работе в группах. Напоминает о времени.

Вспоминают правила работы в малых группах.

Работают в группах: анализируют информацию (учебника и текстов раздаточного материала), отвечают на вопросы, оформляют письменный ответ в тетради на вопрос к тексту.

2. Организует выступление учащихся по группам.

Слушают ответы выступающих и записывают в тетрадях ответы. (источники рабства):
-
-
-
- и т.д.)
Перед выступлением 3 группы в тетрадь записывают значение понятия « имение».

3. Организация работы с учебной картиной «Рабы в имении».
- Рассмотрите картину «Рабы в имении» (стр. 239. - можно вывести на экран).
- Кого вы видите на переднем плане?
-…..на заднем плане?
- Чем занимаются рабы?
- Представьте, что эта картина ожила. Какой диалог мы могли бы услышать?

Физкульминутка (гимнастика для глаз)

Рассматривают картину и отвечают на вопросы.

4. Работа с видеофильмом BBS «Колизей. Арена смерти».
- Вспомните и назовите самые тяжёлые наказания, которые применяли к провинившимся рабам?
- Кто такие гладиаторы?
- Посмотрите фрагмент фильма « Колизей. Арена смерти» и ответьте на вопросы (проговаривает и раздаёт вопросы группам):
1 группа - Как Вэрус стал гладиатором?
2 группа - Для чего служил Колизей, кроме гладиаторских боёв?
3 группа - Что означал деревянный меч для гладиатора?
4 группа - Как характеризует римлян любовь к гладиаторским боям?
(Вопрос для всех) - Как вы думаете, как могла сложиться жизнь этого гладиатора?

Смотрят фильм, отвечают на вопросы.
Записывают в тетради значение понятия «амфитеатр».

Закрепление новых знаний

- Кем считали рабов в Древнем Риме?
- Почему их жизнь не ценилась?

Учитель раздает детям листочки с выдержками из Конституции о правах человека, учащиеся читают их вслух…

Отвечают на вопросы.
Делают общий вывод.

VII этап. Рефлексия

1. - Какую проблему мы ставили в начале урока?
- В чём же заключалась опасность роста числа рабов в Древнем Риме?
2. Какие трудности вы испытали на уроке?
3.Что вам понравилось больше всего?

Отвечают на вопросы. Формулируют ответ на проблемный вопрос.

Учащиеся дают оценку своей деятельности на уроке, формулируют возникшие затруднения.

2. Заполните и сдайте рабочий лист.

Заполняют и сдают рабочий лист.

VIII этап. Домашнее задание

П.49. задания 1-4 к теме или написать эссе о жизни рабов и нарисовать рисунок гладиатора в доспехах.

Приложение 3 "Рабочий лист"

Источники и литература

  • Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. «Всеобщая история. История Древнего мира», 5 класс. М., Просвещение, 2013.
  • Годер Г.И. Всеобщая история. Рабочая тетрадь. 5 класс, М., Просвещение, 2014.
  • «Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в период поэтапного введения ФГОС». Учебное издание. Под ред. Лабейкиной Г.А. «Орловский институт усовершенствования учителей», Орёл, 2015.
  • Северина О.А., «История Древнего мира. 5 класс. Поурочные планы», Волгоград, 2003.
  • «Я иду на урок истории. Древнейшая и древняя история» Книга для учителя. Под ред. Головатенко А., М., Изд. «Первое сентября», 1999.
  • https://www.youtube.com/watch?v=uJlq4_ctTtI&spfreload=10
  • http://otvet.mail.ru/question/39278869