«Сила - это здоровье.
Здоровье без силы невозможно!»
Аристотель
В России наблюдается негативная тенденция снижения уровня здоровья российских граждан, что является одной из первостепенных проблем нашего общества. Причины создавшегося положения разные: неправильное питание, вредные привычки, снижение двигательной активности, незанятость. Сложившееся положение требует более решительных и действенных мер по воспитанию у детей и молодежи культуры здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма. Спортивная молодежь - сильная Россия!
Мои тренировочные занятия с дошкольниками секции «Здоровейка» направлены на формирование здорового образа жизни юных спортсменов.
Ожидаемые результаты спортивно-досугового мероприятия «Здоровейка»
- Повышение мотивации к здоровому образу жизни, родителей и детей в сохранении и укреплении здоровья.
- Повышение спортивной грамотности.
- Профилактика вредных привычек у детей.
- Укрепление социальных связей.
- Создание положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни.
- Повышение досуговой деятельности с учётом целей, интересов и потребностей современных детей и родителей. Данное мероприятие носит ярко выраженную социальную направленность, так как ориентирована на сохранение физического и нравственного здоровья будущего поколения юных братчан.
- Создать условия для всестороннего развития личности, физического совершенствования и укрепления здоровья детей.
- Обеспечение досуговой занятости ребят из «группы риска», а также детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В работе использую учебные задания, упражнения и ситуации, с помощью которых можно достигать личностных и метапредметных результатов.
Физкультура - это познание в действии. Итак, в соответствии с новыми ФГОС, используя физические упражнения, соревнования, подвижные и спортивные игры, мы должны не только привить детям всевозможные двигательные умения и навыки, но и научить их дружить, совместно выполнять задания, стремиться к своей цели, видеть эстетику окружающей действительности, знать основы этики, уважать интересы друг друга, любить свою Родину!
Неужели надо вставлять паузы и что-то долго объяснять детям, тратя драгоценное время занятия? А вот и нет. Надо просто постараться правильно подбирать упражнения, задания и игры, чтобы с их помощью можно было решить все эти многоплановые задачи. Если задуматься, физкультура идеально подходит для этого: есть и командные действия, благодаря которым ребята будут общаться, работать совместно, стараться понимать чувства и мысли партнёров. Есть и индивидуальные задания, которые помогают добиться целеустремленности, старания, эстетики действий. Легко использовать работу в парах, в этом случае у ребёнка появляется возможность не только самостоятельно выполнять те или иные физические упражнения, но и научиться контактировать с партнёром, помогать ему, подстраиваться под него, чувствовать ответственность за совместный результат.
При помощи нетрадиционного спортивного инвентаря: фитнес-петель, эспандеров, мячей минициболов, лент, координационных лестниц, массажных троп, тренажёров, фитболов и т.д. провожу разнообразные задания и игры с учётов возрастных особенностей и возможностей детей.
Предлагаю несколько вариантов таких упражнений
Силовые упражнения с весом своего тела
«Лягушка»
Пройдите руками по полу до упора лёжа, но не выпрямляйте колени. Не выходя из упора лёжа, сделайте шаг вперёд правой ногой и левой рукой, и опуститесь в отжимание. Затем выжмите себя вверх, сделайте шаг правой рукой и левой ногой и снова опуститесь в отжимание. На каждом шаге касайтесь грудью пола, старайтесь поставить согнутую ногу ближе к тазу.
«Кувырок-в упор присев»
Выполнить кувырок вперёд, выйдите на одну ногу, а вторую вытяните вперёд. Поднимитесь из «пистолетика» и повторите ещё раз, на этот раз вставая с другой ноги-это ещё одно прекрасное упражнение на развитие баланса и координации.
«Ковбой»
Стоя, ноги врозь, скамья между ног. Прыжки на скамейку и со скамьи. Выпады с прыжком в стойку бегуна.
В парах с мячом мини-циболом
- передача сидя спиной из стороны в сторону, забрасывание мяча ногами в цель;
- лежа на спине, упор ногами-передача поочерёдно;
- стоя ноги врозь спина к спине, передача под ногами, сверху;
- передача под прямыми ногами «восьмёрка»,1 бросает лёжа, 2 ловит стоя;
- сидя, зажать мяч ступнями, поднять ноги слегка от пола и передать в сторону;
- лежа на спине, передача мяча ногами за головой (упражнение на пресс).
Упражнения на координационной лестнице
- спиной вперёд, боком приставным и с крестным шагом;
- в упоре на планке, переход из ячейки в ячейку;
- прыжки с выпрыгивание на 1 и 2х ногах, «классики»;
- перепрыгивание через 1, 2, 3 ячейки;
- прыжки «ёлочка» из стороны в сторону с продвижение по диагонали;
- «каракатица» в упор присев по ячейкам спиной и лицом вперёд.
Коррекционные игры с мячом
Использую такие упражнения:
- передача мяча из одной руки в другую (со зрительным контролем и без);
- катание мяча напряженной ладошкой по полу круговыми движениями (с изменением амплитуды);
- прокатывание мяча под коленями (сидя на полу, ноги согнуты в коленях);
- передача мяча друг другу в парах двумя руками (как усложнение: передал - присел; передал - поворот вокруг себя; передал - наклон);
- передача мяча, стоя спиной друг к другу (пятки партнеров касаются, мяч передается двумя руками боком с поворотом туловища);
- передача мяча между ног (ребёнок с мячом поворачивается спиной к партнёру и передаёт мяч между ног ему в руки);
- передача мяча за голову (из того же исходного положения).
Задания с фитнес-петлёй
- подтягивание при помощи ленты на высокой перекладине;
- сидя «гребля» на развитие верхнего плечевого пояса;
- выпады вперёд, в стороны;
- натяжка над головой, перед собой и снизу;
- приседание и выпады с сопротивлением ленты;
- отжимание от пола с зацепом фитнес-петли за ступни.
Игровые упражнения
Игровые упражнения - это физические упражнения, проводимые с использованием тех или иных методических особенностей игры.
Например, знакомое физическое упражнение может быть выполнено по заданию инструктора непринуждённо, несколько упрощенно, но на технически правильной основе, в порядке испытания на лучшее достижение результата или поединка при относительной самостоятельности действий и одновременном подчинении условиям, правилам.
Задания:
- Из положения низкого старта пробежать под тремя верёвочками, протянутыми через каждый метр от линии старта последовательно на высоте груди, плеч, головы. Побеждают не задевшие ни одной веревочки.
- В позе поединков (с борьбой двух, трёх или нескольких занимающихся за место, время, результат) каждый участник может взаимно оказывать помощь другому или, наоборот, навязывать «противнику» свою волю.
- Перебрасывание и ловля в парах баскетбольного мяча условленными способами. Побеждает пара, перебросившая мяч за указанное время большее количество раз.
- Стоя один против другого, ноги на ширине плеч, держать вытянутыми руками гимнастическую палку горизонтально (оба держат одну палку). Каждый старается привести палку в вертикальное положение, поднимая одну и опуская другую руку (по условию). Тот, кому это удаётся, побеждает.
Поскольку дети очень эмоциональны, игровые упражнения особенно широко применяю на занятиях с детьми, а также со спортсменами-новичками. Такие задания привлекают занимающихся своей доступностью, разнообразием и состязательным характером; помогают в основном правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приёмов и действий, одновременно содействуют воспитанию физических качеств.
Общая физическая подготовка - это систематическое выполнение физических упражнений, игр и игровых заданий на развитие всестороннего развитого дошкольника, его всех физических качеств, такие как гибкость, выносливость, сила и скоростно-силовые способности.
«Здоровым быть - здорово!
Используемая литература
- Готовцев П.И., Дубровский В.И. «Самоконтроль при занятиях физической культурой». М.: ФиС.,1984;
- Дмитриев В.Н. «Игры на свежем воздухе». Москва МСП 1998;
- Овчинникова Т.С.,Черная О.В., Баряева Л.Б. «Игры и упражнения с мячами» КАРО, 2010г.