Решение качественных задач по теме «Неметаллы»

Разделы: Химия

Ключевые слова: химия


Цели:

  • Образовательная: повторение и закрепление ранее полученных знаний и умений по теме «Неметаллы», путем решения экспериментальных качественных задач по химии.
  • Воспитательная: на основе связи с жизнью показать биологическую роль неметаллов; содействовать становлению у школьников умения работать в творческих группах, вносить свой личный вклад в решение общей задачи; воспитывать толерантность и способность отстаивать свои суждения, четко аргументировать их.
  • Развивающая: развитие интеллектуальных умений проведения химического эксперимента; создание условия для развития навыков наблюдения и исследования химических процессов, логического мышления и построения алгоритмов решения качественной задачи.

Тип урока: закрепление

Оборудование и реактивы:

  • растворы HCl, H2SO4, BaCl2, Na2CO3, NaNO3, NaCl, Na2SO4, приготовленные в пробирках под номерами для каждого уровня;
  • медь;
  • H2SO4(конц);
  • раствор AgNO3;
  • раствор BaCl2;
  • раствор NaOH;
  • пробирки для проведения эксперимента; таблица качественные реакции на ионы.

Ход урока

Организационный момент

Коммуникативная атака

Самый лёгкий газ на свете,
И в галактике он есть.
На воздушном шаре с газом
Можно к звёздам улететь. (водород)

- Назовите главную роль водорода? (ядерные реакции, за счет которых выделяется большое количество энергии, за счет которой и существует жизнь на нашей планете)

Даю алмаз, даю графит,
Базальты, гипсы и гранит;
Природный газ и нефть, и сажу,
И много минералов сразу. (углерод)

- Роль углерода? (оксид углерода (IV) участвует в процессе фотосинтеза)

Без него мы жить не можем,
Он всегда нам всем поможет.
Он находится везде -
И на суше и в воде.
Кто же скажет мне из вас,
Как зовётся этот газ? (кислород)

- Роль кислорода? (процессы дыхания, фотосинтез)

Смог с наружи показать
Электронов целых пять.
И судьбою не обижен,
Аллотропии привычен:
Красный, белый, чёрный цвет,
В рыбе главный элемент. (фосфор)

- Биологическая роль фосфора? (Построение скелета, ДНК - собиратель и носитель энергии)

Жёлтый, солнечный, красивый
Неметалл. Как знаменит!
Сотни лет живёт он в мире,
В медицине применим.
С водородом он ужасен,
Ядовитый и опасен.
Все живые существа
Погибают дважды два. (сера)

- Биологическая роль серы? (входит в состав белков и биологически активных веществ организма)

Нрав у газа, ох непрост! Много жизней он унёс, а сейчас нам помогает, от микробов защищает. (хлор)

- Биологическая роль хлора? (стимулирует обмен веществ, придает бодрость и силу)

Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (азот)

- Биологическая роль азота? (белковые молекулы)

Вывод-связка: таким образом, мы повторили элементы неметаллы и их биологическую роль.

Мотивация учащихся к продуктивной деятельности

- Назовите простые и сложные ионы, в которые превращаются данные ионы в результате отдачи или присоединения электронов?

(Cl - - хлорид анион, SO42- - сульфат анион, CO33- - карбонат анион, PO43- - фосфат анион, NH4+ - катион аммония и т.д.)

- Как называются реакции, с помощью которых мы можем определить тот или иной ион в растворе? - Соответственно задачи на распознавания ионов будут также называться - качественными.

- Обратите внимание, у вас на столах находятся таблицы с качественными реакциями на ионы.

Тема урока: Решение качественных задач по теме «Неметаллы» (запись темы в тетрадь)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Для этого необходимо создать группы по 4 человека.

Инструктаж по технике безопасности

Учитель проводит краткий инструктаж по технике безопасности, обращая особое внимание на согласованность в работе творческих групп (4-5 человек).

Каждая группа получает лист с заданием и обязательными требованиями для оформления задачи.

1 уровень

Определите наличие одного из представленных ионов в выданном растворе:

Cl -, SO42-, CO32-, PO43-, NH4+

2 уровень

Распознайте с помощью реактивов растворы:

NaNO3, NaCl, Na2SO4

3 уровень

Распознайте без дополнительных реактивов растворы:

HCl, Ba(ОН)2, Na2CO3

Обязательные требования для оформления задачи:

  • План решения (учащиеся составляют самостоятельно)
  • Решение задачи (молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения)
  • Общий вывод

- Задание состоит из трех уровней:

  • 1 - оценка «3»;
  • 2 - оценка «4»;
  • 3 - оценка «5».

Вы в праве остановиться на любом уровне.

Каждая группа работает самостоятельно (не более 15 мин).

Работа групп

Группы приступают к выполнению задания. Учитель подходит по очереди к каждой группе, выслушивает варианты решения и корректирует.

Учащиеся разрабатывают различные схемы, проделывают опыты, подтверждающие или опровергающие соответствие предлагаемому плану решения задачи. Учитель и учащиеся уже с первых минут работы творческих групп приходят к выводу о необходимости разделения труда в команде. Становится очевидным и то, что каждый должен следить за всем процессом решения задачи и при необходимости корректно вносить ценные замечания.

Анализ результатов работы групп

Примерно через 15 мин учитель предлагает проанализировать результаты. Каждая группа отчитывается за решенную задачу: план, решение и вывод - остальные проверяют. Таким образом, каждый учащийся в результате получает оценку за урок.

Концовка урока

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б.Паскаль.

Призыв к действию

- Чем я сегодня больше всего довольна? Вы не были равнодушны, вы не боялись возражать, не стеснялись спрашивать. Это - самое ценное! Спасибо!

Домашнее задание

Придумать и составить план решения качественной задачи на распознавание ионов.