Цели:
- Образовательная: повторение и закрепление ранее полученных знаний и умений по теме «Неметаллы», путем решения экспериментальных качественных задач по химии.
- Воспитательная: на основе связи с жизнью показать биологическую роль неметаллов; содействовать становлению у школьников умения работать в творческих группах, вносить свой личный вклад в решение общей задачи; воспитывать толерантность и способность отстаивать свои суждения, четко аргументировать их.
- Развивающая: развитие интеллектуальных умений проведения химического эксперимента; создание условия для развития навыков наблюдения и исследования химических процессов, логического мышления и построения алгоритмов решения качественной задачи.
Тип урока: закрепление
Оборудование и реактивы:
- растворы HCl, H2SO4, BaCl2, Na2CO3, NaNO3, NaCl, Na2SO4, приготовленные в пробирках под номерами для каждого уровня;
- медь;
- H2SO4(конц);
- раствор AgNO3;
- раствор BaCl2;
- раствор NaOH;
- пробирки для проведения эксперимента; таблица качественные реакции на ионы.
Ход урока
Организационный момент
Коммуникативная атака
Самый лёгкий газ на свете,
И в галактике он есть.
На воздушном шаре с газом
Можно к звёздам улететь. (водород)
- Назовите главную роль водорода? (ядерные реакции, за счет которых выделяется большое количество энергии, за счет которой и существует жизнь на нашей планете)
Даю алмаз, даю графит,
Базальты, гипсы и гранит;
Природный газ и нефть, и сажу,
И много минералов сразу. (углерод)
- Роль углерода? (оксид углерода (IV) участвует в процессе фотосинтеза)
Без него мы жить не можем,
Он всегда нам всем поможет.
Он находится везде -
И на суше и в воде.
Кто же скажет мне из вас,
Как зовётся этот газ? (кислород)
- Роль кислорода? (процессы дыхания, фотосинтез)
Смог с наружи показать
Электронов целых пять.
И судьбою не обижен,
Аллотропии привычен:
Красный, белый, чёрный цвет,
В рыбе главный элемент. (фосфор)
- Биологическая роль фосфора? (Построение скелета, ДНК - собиратель и носитель энергии)
Жёлтый, солнечный, красивый
Неметалл. Как знаменит!
Сотни лет живёт он в мире,
В медицине применим.
С водородом он ужасен,
Ядовитый и опасен.
Все живые существа
Погибают дважды два. (сера)
- Биологическая роль серы? (входит в состав белков и биологически активных веществ организма)
Нрав у газа, ох непрост! Много жизней он унёс, а сейчас нам помогает, от микробов защищает. (хлор)
- Биологическая роль хлора? (стимулирует обмен веществ, придает бодрость и силу)
Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (азот)
- Биологическая роль азота? (белковые молекулы)
Вывод-связка: таким образом, мы повторили элементы неметаллы и их биологическую роль.
Мотивация учащихся к продуктивной деятельности
- Назовите простые и сложные ионы, в которые превращаются данные ионы в результате отдачи или присоединения электронов?
(Cl - - хлорид анион, SO42- - сульфат анион, CO33- - карбонат анион, PO43- - фосфат анион, NH4+ - катион аммония и т.д.)
- Как называются реакции, с помощью которых мы можем определить тот или иной ион в растворе? - Соответственно задачи на распознавания ионов будут также называться - качественными.
- Обратите внимание, у вас на столах находятся таблицы с качественными реакциями на ионы.
Тема урока: Решение качественных задач по теме «Неметаллы» (запись темы в тетрадь)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Для этого необходимо создать группы по 4 человека.
Инструктаж по технике безопасности
Учитель проводит краткий инструктаж по технике безопасности, обращая особое внимание на согласованность в работе творческих групп (4-5 человек).
Каждая группа получает лист с заданием и обязательными требованиями для оформления задачи.
1 уровень
Определите наличие одного из представленных ионов в выданном растворе:
Cl -, SO42-, CO32-, PO43-, NH4+
2 уровень
Распознайте с помощью реактивов растворы:
NaNO3, NaCl, Na2SO4
3 уровень
Распознайте без дополнительных реактивов растворы:
HCl, Ba(ОН)2, Na2CO3
Обязательные требования для оформления задачи:
- План решения (учащиеся составляют самостоятельно)
- Решение задачи (молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения)
- Общий вывод
- Задание состоит из трех уровней:
- 1 - оценка «3»;
- 2 - оценка «4»;
- 3 - оценка «5».
Вы в праве остановиться на любом уровне.
Каждая группа работает самостоятельно (не более 15 мин).
Работа групп
Группы приступают к выполнению задания. Учитель подходит по очереди к каждой группе, выслушивает варианты решения и корректирует.
Учащиеся разрабатывают различные схемы, проделывают опыты, подтверждающие или опровергающие соответствие предлагаемому плану решения задачи. Учитель и учащиеся уже с первых минут работы творческих групп приходят к выводу о необходимости разделения труда в команде. Становится очевидным и то, что каждый должен следить за всем процессом решения задачи и при необходимости корректно вносить ценные замечания.
Анализ результатов работы групп
Примерно через 15 мин учитель предлагает проанализировать результаты. Каждая группа отчитывается за решенную задачу: план, решение и вывод - остальные проверяют. Таким образом, каждый учащийся в результате получает оценку за урок.
Концовка урока
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б.Паскаль.
Призыв к действию
- Чем я сегодня больше всего довольна? Вы не были равнодушны, вы не боялись возражать, не стеснялись спрашивать. Это - самое ценное! Спасибо!
Домашнее задание
Придумать и составить план решения качественной задачи на распознавание ионов.