"Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету"
Антуан де Сент Экзюпери
Пояснительная записка
Одна из проблем, с которой сталкивается каждый из нас ежедневно, - это мусор. Брошенные на улицах окурки, обертки, банки и бутылки, отходы вокруг переполненных контейнеров, стихийные свалки в местах отдыха стали, к сожалению, неотъемлемой частью нашего окружения. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать. Начинать воспитывать экологическую грамотность необходимо с детства, так как дети эмоционально чувствительны к восприятию экологических проблем.
Цель: вовлечение обучающихся в активную деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования.
Задачи:
- привлечь внимание школьников к проблеме ТБО;
- развитие творческого мышления, навыков работы в группах;
- создание условий для формирования экологической культуры и активной жизненной позиции.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные:
- формирование уважительного к родному краю, природе нашей страны;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм поведения в природной и социальной среде;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Продолжительность игры: 1 час.
Целевая аудитория: учащиеся 4 классов, в команде 6-8 игроков.
Подготовка к игре
Мероприятие проводится в конце недели экологии посвященной проблеме ТБО. В течение недели экологии проводятся классные часы и уроки, посвящённые проблемам ТБО. На занятиях дети узнают, что такое мусор, как он образуется, какие бывают виды мусора; какой путь проходит мусор от мусорного ведра до свалки или мусороперерабатывающего завода; узнают, что сроки разложения мусора различны; обсуждают почему не весь мусор можно сжигать, спрятать под водой, закопать, оставлять на свалках. Приходят к выводу о необходимости сортировки и последующей переработки мусора. Знакомятся с опытом зарубежных стран. В рамках недели экологии проходят конкурсы плакатов, поделок из бросового материала. И завершающим этапом проводится игра по станциям «Очистим планету от мусора».
- На каждой станции находятся ответственный педагог и учащиеся-помощники, чётко знающие правила данного конкурса.
- Для всех команд готовится маршрутный лист.
- На нём указаны этапы пути, старт и последовательность прохождения. Для каждой команды старт сдвигается на один этап, чтобы, избежать скопления нескольких команд в одном месте.
- Командам заранее выдается домашнее задание - выбрать капитана, подготовить название, девиз и эмблему; подготовить костюмы из бросовых материалов и показательное выступление для демонстрации этих моделей.
Перед началом участникам объясняют условия игры, капитан каждой из команд получает маршрутный лист. На первом и последнем станциях все команды участвуют одновременно, в одном месте. Команда отправляется по станциям, начиная со станции выделенной зелёным цветом, строго по порядку номеров в маршрутном листе. В маршрутных листах намечен порядок посещения станций. На каждой станции команды получают определенное задание. Время пребывания на каждой станции 10 минут. Выполнив задание, команда переходит на следующую станцию. Станций всего 6, работа команды на каждой станции оценивается по указанным критериям. Подведение итогов - по окончанию игры.
Ход игры
Ведущий: - Ребята! Скоро, а именно 22 апреля, во всем мире, в очередной раз, люди будут отмечать праздник «День Земли». В этот день, те, кому небезразлична судьба нашего общего дома, стараются сделать что-нибудь доброе, полезное для планеты Земля: посадить дерево, убрать мусор, сделать скворечник. А я предлагаю вам стать участниками экологической игры по станциям.
Стихотворение Сергея Михалкова «Прогулка» (читает подготовленный ученик)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли -
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
- Эй, ребята! - крикнул Дима. -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли -
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули - и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти
- Почему ребята не нашли свободного местечка?
I станция «Что мы знаем о мусоре…»
Оборудование: презентация с вариантами ответов к тесту, таблички с числами 1,2,3 на каждую команду.
Каждая команда получают три таблички с числами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос дается три варианта ответов. Посовещавшись со всеми из своей команды капитан поднимает табличку с номером ответа.
Вопросы викторины:
1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1) пластмасса, 2) стекло, 3) металл.
2. Сколько лет разлагается простой пластиковая бутылка?
1) от 10 до 30 лет, 2) от 50 до 100 лет, 3) от 200 до 500 лет.
3. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1) рассортировать, 2) собрать в одном месте, 3) раскрошить.
4. Что означает этот знак:
1) не трогать, 2) выбросить в урну, 3) токсично
5. Какое самое удачное решение проблемы мусора, засоряющего планету:
1) закопать его, 2) переработать и повторно использовать, 3) сжечь его.
6. Брошенное в лесу это может стать источником пожара:
1) стекло, 2) полиэтиленовый пакет, 3) жестяная банка
7. Как называется наука, которая занимается изучением мусорных отходов и методов их утилизации:
1) гарбология, 2) экология, 3) биология
8. Что означает этот знак:
1) Круговорот веществ в природе.
2) Он напоминает о пользе переработки мусора.
3) Упаковка может быть переработана и/или изготовлена из вторсырья.
9. Что из ниже перечисленного разлагается дольше всего
1)жестяная консервная банка, 2) стеклянная бутылка, 3)пластиковый пакет
10. Отходы бумаги и картона, которые можно вторично использовать после переработки - это…
1) металлолом, 2) пластмасса, 3) макулатура.
Критерии оценивания: По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимум 10 баллов.
II станция «Волшебные превращения мусора»
Оборудование: коробка из-под сока, крышки от пластиковых бутылок, скорлупа от яиц, китайские бамбуковые палочки, одежда которая стала мала, диски (CD, DVD), трубочки для коктейля, жестяная банка, стеклянная бутылка, втулка от бумажного полотенца.
Вы уже знаете, что существует разные пути утилизации мусора:
1. Организация свалок.
2. Вторичное использование отходов.
3. Сжигание.
4. Закапывание под землю.
Какой из них самый безопасный и экономный?
Задание: найти применение бытовому мусору. Заполните таблицу.
№ |
Мусор в ведре |
Где можно использовать вторично |
1 |
Коробки из-под сока |
|
2 |
Крышки от пластиковых бутылок |
|
3 |
Скорлупа от яиц |
|
4 |
Китайские бамбуковые палочки |
|
5 |
Одежда которая стала мала |
|
6 |
Старые диски (CD, DVD) |
|
7 |
Трубочки для коктейля |
|
8 |
Жестяные банки |
|
9 |
Стеклянные бутылки |
|
10 |
Втулки от бумажных полотенец |
Примерные ответы команд:
№ |
Мусор в ведре |
Где можно использовать вторично |
1 |
Коробки из-под сока |
Сделать кормушку для птиц, выращивать рассаду… |
2 |
Крышки от пластиковых бутылок |
Сдать в пункт приёма крышек, сделать мозаичную дорожку на даче, сделать массжный коврик, использовать как детали мозаики…. |
3 |
Скорлупа от яиц |
Сделать поделки, использовать как удобрение для комнатных цветов… |
4 |
Китайские бамбуковые палочки |
Для рыхления почвы в цветочных горшках, счётные палочки, подставка под горячее… |
5 |
Одежда которая стала мала |
Отдать нуждающимся, сшить мягкие игрушки… |
6 |
Старые диски (CD, DVD) |
Подставка под горячее, кусочки использовать как элемент декора одежды… |
7 |
Трубочки для коктейля |
Изготовить украшения (бусы, браслеты..), |
8 |
Жестяные банки |
Сдать в пункт приёма, изготовить карандашницу… |
9 |
Стеклянные бутылки |
Сдать в пункт приёма, изготовить вазу… |
10 |
Втулки от бумажных полотенец |
Изготовить органайзер, кольца для салфеток… |
Критерии оценивания: По 1 баллу за новое применение каждой вещи из мусорной корзины.
Максимум 10 баллов.
III станция «Математическая»
Задание: решить математические задачи.
Задача 1. Около 300 кг мусора производит 1 человек в год в России. Сколько мусора выбрасывается жителями города Новочебоксарск за год, если в городе 126000 жителей?
Решение:
300 × 126000 = 37 800 000 (кг)
37 800 000кг = 37 800 т
Задача 2. 60 кг макулатуры спасает 1 дерево. Сколько деревьев спасут наши четвероклассники, если каждый сдаст по 5 кг (90 учеников в параллели 4-х классов)? Сколько деревьев спасут ученики нашей школы, если известно, что в лицее 876 учеников? Сколько деревьев спасут новочебоксарцы, если в нашем городе 126000 человек?
Решение:
1) 5 × 90 = 450 (кг) - макулатуры сдадут 4-классники лицея 18
2) 450 : 60 = 7 (ост.30)
7 деревьев спасут четвероклассники и 30 кг макулатуры останется.
3) 5 × 876 = 4380 (кг) - макулатуры будет сдано лицеистами
4) 4380 : 60 = 73 (дерева) - спасут лицеисты
5) 5 × 126000 = 630 000(кг) - сдадут жители Новочебоксарска
6) 630000:60 =10 500 (деревьев) - спасут новочебоксарцы
Задача 3. Ежегодно на территории России образуется около 60 000 000 тонн твердых бытовых отходов. Считается, что около 70 % отходов пригодно ко вторичному использованию. Но в нашей стране перерабатывается всего около 5%. Сколько это тонн?
Решение: 60 000 000 : 100 × 5= 3 000 000 (т)
Критерии оценивания:
- Задача 1 - 2 балла
- Задача 2 - 4 балла
- Задача 3 - 2 балла
Максимум 8 баллов.
IV станция «Художественная»
Оборудование: лист ватмана, фломастеры, карандаши.
Задание: создать плакат «Нет загрязнению планеты!»
Плакат - это броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
Плакат должны отражать проблеме загрязнения планеты бытовыми отходами, должен сопровождаться лозунгом, идейным призывом.
Критерии оценивания плаката:
- соответствие тематике конкурса оригинальность (от 1 до 2 баллов);
- творческий подход к выполнению работы оригинальность (от 1 до 2 баллов);
- степень информативности (от 1 до 2 баллов);
- качество и эстетичность выполнения работы (от 1 до 2 баллов);
- яркость, неординарность плаката (от 1 до 2 баллов).
Максимум 10 баллов.
V станция «Сортировочная»
Оборудование: карточки с заданиями, фломастеры.
I. Сроки разложения мусора.
Задание: соотнести вид мусора и срок его разложения.
Вид мусора |
Срок разложения |
Банановая кожура |
6 месяцев |
Бумага |
До 500 лет |
Кронсервная банка |
Боллее 1000 лет |
Пластиковые бутылки |
До 500 лет |
Аллюминиевая банка |
100 лет |
Стеклянная бутылка |
2 года |
II. Сортировка мусора
Оборудование: контейнеры разного цвета с надписями «Биоотходы», «Бумага», «Пластик», «Металл», «Стекло»; предметные картины с изображением разных видов мусора: пластиковая бутылка, стеклянная банка, кожура банана, консервная банка,
Задание: рассортировать мусор.
Участники должны разложить предметные картины в правильные контейнеры.
Критерии оценивания:
- I Задание: 2 балла за правильное выполнение.
- II Задание: 3 балла за правильное выполнение.
VI станция «Экомода»
Заключительная станция игры. Все команды встречаются на этой станции и выступают согласно жеребьёвке.
На конкурс представляются модели одежды, изготовленные с использованием бросового и прочего материалов. Модель одежды может быть дополнена украшениями, головным убором или аксессуарами.
Участники должны предоставить на конкурс костюм, придумать ему название и подготовить показательное выступление для демонстрации работы. Это может быть, как постановочная сценка, так и танцевальный номер или любая другая форма Продолжительность всего выступления (демонстрация) - 2-3 минуты.
Критерии оценивания:
- оригинальность (от 1 до 2 баллов),
- эстетичность (от 1 до 2 баллов),
- качество исполнения (от 1 до 2 баллов),
- разнообразие материалов модели одежды и аксессуаров (от 1 до 2 баллов),
- художественный уровень и информативность показательного выступления (от 1 до 2 баллов).
Максимум 10 баллов.
Подведение итогов. Награждение
А закончим мы нашу игру стихотворением А.Усачева «Мусорная фантазия» (читает подготовленный ученик)
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки!
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас мусорные горы…
Но когда летать начнут в школу на ракете,
Пострашней произойдут беды на планете.
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты:
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты.
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град - старые ботинки!
А когда дожди пойдут из пустых бутылок,
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде?
Как пойдёт круговорот мусора в природе?
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Список литературы
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 1-4 классы. Рабочие программы. ФГОС. - М.: Просвещение, 2016
- Коротаева Л.Г. Ток-шоу «Урок чистоты" по теме "Разберем мусор - спасем город!"//[Открытый урок. Первое сентября]/ Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/575533/
- Филиппенко Д.П. Меньше мусора - меньше проблем. //[Открытый урок. Первое сентября]/ Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/575533/
- Михалков С.В. Прогулка // [РуСтих.Стихи классиков]/ Режим доступа: https://rustih.ru/stixi-pro-ekologiyu/
- Усачев А.А. Мусорная фантазия// [РуСтих.Стихи классиков]/ Режим доступа: https://rustih.ru/stixi-pro-ekologiyu/