Влияние классической музыки на эмоциональное состояние младшего школьника

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Введение

«Музыка - самый могущественный источник энергии, который влияет на эмоциональный мир человека».Елена Олюнина

Музыка… Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце - сама музыка. Музыка может успокоить или развеселить.

Человек всегда хотел быть счастливым, здоровым, психически устойчивым, творчески активным.

Я считаю, что использование в процессе обучения средств музыкального искусства является одним их способов улучшения эмоционального состояния и физического здоровья школьников.

Сейчас музыка окружает нас со всех сторон. Музыка от классической пьесы до популярной эстрадной песни - нужна всем. Но я заметил, что одни мелодии приятно слушать, от них улучшается настроение. А другие - раздражают, возникают отрицательные эмоции. Значит, музыка влияет на настроение, поведение человека (и его обучение)?

Эмоции, положительные эмоции - одно из важных ценностей в жизни человека. Сохранение положительных эмоций средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как создавать и сохранять положительные эмоции с помощью музыки, необходимо всем. Это и обусловлено актуальностью темы данного проекта «Влияние классической музыки на эмоциональное состояние младшего школьника»

Для решения данной проблемы я поставил для себя цели и задачи.

Цель проекта:

  • Показать влияние музыки на эмоциональное состояние школьника.
  • Выяснить отношение обучающихся МАОУ «Школа № 26 г.Благовещенска» к классической музыке.
  • Выявить, есть ли отрицательное воздействие классической музыки.

Задачи исследования:

  • Проанализировать интернет-источники и научную литературу по теме.
  • Изучить влияние классической музыки на эмоциональное состояние детей через тестирование и сравнительную диагностику оценки эмоционального состояния учащихся до и после прослушивания классических музыкальных произведений;
  • Показать полезность прослушивания классической музыки.

Предметом исследования:

  • влияния классических музыкальных композиций на эмоциональное состояние младших школьников.

Гипотеза:

  • классическая музыка благотворно влияет на эмоциональное состояние и здоровье школьников;
  • обучение музыки благотворно влияет на успеваемость и посещаемость в общеобразовательной школе.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы по данной теме проекта
  • наблюдение
  • экспертный опрос
  • тестирование
  • метод математической статистики.

Практическая значимость:

  • материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами классической музыки.
  • результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и любит музыку.

Глава 1. Музыка и эмоции

Любая человеческая деятельность сопровождается эмоциями, вызывает эмоционально активное или пассивное отношение. Эмоция - это реакция человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или расслабления.

Эмоции в музыке играют главенствующую роль. Эта роль предопределяется звуковой и временной природой музыки, способной передать переживание в движении, в процессе развития со всеми изменениями, нарастаниями, спадами, конфликтами или взаимопереходами эмоций. Музыка способна воплощать человеческое настроение, не направленное на какой-либо предмет: радость или грусть, бодрость или уныние, нежность или тревожность. Музыка может передать эмоциональную сторону интеллектуальных и волевых процессов: энергичность и сдержанность, серьезность и легкомысленность, импульсивность и упругость. Благодаря этому свойству музыка способна отразить человеческий характер. Музыка может выразить мысли-обобщения, которые относятся к динамической стороне социальных и психических явлений: гармоничность - дисгармоничность, устойчивость - неустойчивость, могущество - бессилие человека и т.д.

Музыка в человеческом обществе становится активным и действенным средством эмоциональной коммуникации. Музыка способна раскрыть мысли, чувства, переживания человека, события общественной жизни и картины природы, вызвать разнообразные ассоциации.

Другими словами, музыка воплощает бесконечное многообразие эмоциональных переживаний человека и всё богатство духовного мира человечества.

1.1.Роль музыки в жизни человека

С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Она может вызывать радость и печаль, успокаивать и приводить в возбуждение, она заставляет нас заглянуть в самые сокровенные уголки своей души и глубже понять окружающий мир. Музыка сопровождает человека во время отдыха, в моменты самых значительных событий, помогает пережить тяжелые драматические моменты его жизни.

Ещё в эпоху Древней Греции было отмечено эстетическое и воспитательное влияние музыки на человека. Музыка воспитывает душу. Музыка - это часть культуры и воспитательного процесса детей, которая прививает понятия о красоте и гармонии мира, обогащает эмоциями жизнь, учит чуткости, отзывчивости, благородству, мужеству.

Музыка - самый могущественный источник энергий, который влияет на эмоциональный мир человека.

В последнее время ученые доказали, что музыка композиторов классиков активирует и левое, и правое полушарие мозга. Более того, занятия, которые требуют активности обоих полушарий - такие как, игра на музыкальных инструментах и пение - развивают мозг и улучшают его способность перерабатывать информацию и запоминать её.

Музыка улучшает память. Информация, усвоенная во время прослушивания музыки, может быть воспроизведена с легкостью, если вы просто мысленно «проиграете» данную мелодию.

Математические способности - даже дети с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности лучше проходили математические тесты, послушав музыку перед выполнением задания.

Музыка развивает концентрацию внимания.

Легкая музыка и расслабляющая классика повышают длительность и интенсивность концентрации во всех возрастных группах и у людей с различными умственными способностями.

Влияет на эмоциональную восприимчивость. Последние исследования показали, что любая музыка, которая вам нравится, положительно сказывается на восприятии.
Жизнерадостная музыка может стать прекрасным способом подзарядиться энергией. Музыка эффективно устраняет усталость, от тяжелых физических упражнений и монотонной работы.

Музыка улучшает производительность труда. Многие люди любят слушать музыку во время работы.

Музыка помогает бороться со стрессом. Учеными доказано, что слушая медленную классическую музыку, люди избавляются от стресса и негативных эмоций. Жизнерадостная музыка помогает отвлечься от причин волнений, почувствовать себя более оптимистичным и позитивным.

Музыка успокаивает, расслабляет и помогает заснуть.

Расслабляющая классическая музыка является безопасным, дешевым и простым способом победить бессонницу. Исследования показывают, что всего лишь 45 минут расслабляющей музыки (Баха, Шопена) обеспечат глубокий сон на всю ночь.

1.2. Особенности различных музыкальных стилей и их воздействие на эмоциональную сферу человека

Древнегреческие рукописи гласили: Музыкальное воспитание - самое мощное оружие.

Несомненно, музыка влияет на сердце и разум и поэтому может использоваться для того, чтобы настраивать их либо на зло, либо на добро. Большинство людей любят слушать музыку, но до конца не осознают, какое она имеет воздействие на человека и его психику. Давайте рассмотрим самые основные стили музыки и выясним, какое влияние они оказывают на человека.

Самое всестороннее влияние на человека оказывает классическая музыка. Классическая музыка это одно из направлений музыки, которое дало своё начало в середине 17 века и развивается до сегодняшнего дня. Основные особенности такой музыки - это искусные сочетания душевных переживаний с уникальной мелодией. Люди, которые способны вложить в музыку свои чувства, мысли, можно сказать, гении. Сейчас не каждый может понять произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Вивальди и других выдающихся композиторов, а именно их считают лучшими лекарями.

Музыка И.С.Баха оказывает успокаивающее и общеукрепляющее действие.

Музыка П.И.Чайковского освобождает душу от страданий, неприятных воспоминаний.

Музыка Д.Д.Шостаковича помогает держать под контролем отрицательные эмоции.

Снять стресс можно благодаря произведениям Шуберта, Шопена.

Творения Бизе, Штрауса, Кальмана, Леграна формируют у человека оптимистическое мироощущение.

Успокоиться помогут «Свет луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.

«Лунная соната» Бетховена поможет снять раздражительность.

По мнению преподавателей музыки, для молодого поколения наиболее важно слушать классическую музыку, потому что это определенный пласт в воспитании подрастающего поколения. Слушать нужно классику, это может быть и академическая, и джазовая музыка. Классика - это эстетическая ценность, это образец!

НО! помимо положительного влияния на человека музыка может оказывать и отрицательное воздействие.

В отличие от классической музыки медики не рекомендуют долго слушать группы, играющие в стиле рэп, хард-рок, хип-хоп и хеви-метал, тяжелый рок. Хард-рок часто является причиной несознательной агрессии, рэп также пробуждает отрицательные эмоции, а хеви-метал и вовсе может стать причиной психических расстройств. Появление тяжелого рока, как музыки протеста, в 50-х годах прошлого века ознаменовалось вспышкой жестокой агрессии и поистине психической эпидемией.

Существует проблема громкой, быстрой и диссонансной музыки, так популярной в настоящее время у молодежи. Особо опасна музыка с аритмией, с частыми диссонансами, отсутствием формы. Раздражающая музыка учащает пульс, уменьшает силу сердечных сокращений, сужает сосуды и повышает артериальное давление. Шумовые призвуки и дисгармоничные аккорды серьезно вредят нервной системе: у человека при этом дрожат руки, теряется острота зрения и слуха.

Философия и цель панк-рока заключены в том, чтобы непосредственно привести слушателей к коллективному насилию и систематическим преступлениям. Американская пресса писала о 14-летней девочке из Калифорнии, которая нанесла своей матери несколько ножевых ранений. На суде было установлено, что в момент преступления девочка находилась в состоянии сильного нервного возбуждения от прослушанной музыки в стиле "тяжелый рок".

Ритм, частота чередования света и тени, нагромождение звуков - всё направлено на разрушение человеческого существа, его насильственное изменение, на слом всех механизмов самозащиты, инстинкта самосохранения, нравственных устоев.

Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти. Громкость плюс частота достигли разрушительной силы настолько, что в 1979 году во время концерта Пола Маккартни в Венеции рухнул деревянный мост, а группа "Пинк Флойд" сумела разрушить мост в Шотландии. Этой же группе принадлежит и ещё одно документально засвидетельствованное "достижение": концерт на открытом воздухе привёл к тому, что в соседнем озере всплыла оглушённая рыба.

Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых вопроса: -как вас зовут? -где вы находитесь? -какой теперь год? И ни один из опрошенных не ответил на них. Человек не просто забывает что-то из того, что с ним было или что он изучал. Он умственно деградирует, его состояние приводит к нервному перенапряжению.

Поп-музыка выделяется на фоне других направлений своей легкостью. Не особо мудреные мелодии и несложный ритм разбавляются, чаще всего, простым текстом, который, к тому же, может быть слегка глуповатым. Казалось бы, что и воздействие поп-музыки на человека должно быть таким же легким и незаметным, но, как оказывается, это далеко не так.

Научным экспериментальным путем доказано, что во время часового прослушивания поп-музыки человек глупеет, причем эффект сохраняется и после еще на час. Так, уменьшается количество активных зон в головном мозге, возникают сложности с памятью и концентрацией внимания. Но действительно ощутить все негативные последствия от такого влияния можно только в том случае, если поп-музыка слушается постоянно и очень длительное время.

Что же касается положительной стороны воздействия поп-музыки на человека, то сюда стоит отнести антистрессовый эффект. Также в случае редкого прослушивание популярной музыки можно заметить улучшение настроения. Так, поп-музыка идеально подойдет для создания атмосферы праздника.

Разнообразие современной музыки позволяет выбрать композицию себе по духу. Но почему нам нравятся те или иные произведения? Человек воспринимает музыку через действие нескольких факторов: эмоциональное состояние, индивидуальные особенности.

Вывод напрашивается один - слушайте классическую музыку, она сделает вас лучше! А также ту музыку, которую вы любите, и всегда будете находиться в отличном расположении духа!

1.3.Влияние музыкальных инструментов на эмоции человека

Звуки древних песен друидов обладали запрограммированным психологическим воздействием, одной из функций этих песнопений была передача информации и энергии. Друиды имели понятие о цветовых оттенках музыки, об инструментах, которые позволяют управлять настроением.

Музыкотерапия получила широкое применение еще в древности, когда жрецы и шаманы ставили больному диагноз (выявляли больной орган) и назначали лечение. Впервые к такому виду терапии пришел один из самых развитых народов античности. Древние эллины. Они лечили своих собратьев музыкой духовых инструментов.

Сегодня специалисты утверждают, что имеет значение не только стиль музыки, ритм и тональность, а и то, на каком музыкальном инструменте было исполнено произведение. Звучание каждого музыкального инструмента оказывает влияние на эмоциональную отзывчивость человека.

Давайте более подробно остановимся на том, какой инструмент как воздействует.

Так, игра на фортепиано помогает гармонизировать психику.

Звуки органа стимулируют мозговую деятельность, способствуют нормализации мыслительных процессов.

Струнные инструменты: гитара, арфа, скрипка, виолончель - звучание этой группы инструментов вызывают у человека сострадание, готовность к самопожертвованию.

Духовые инструменты способствуют сосредоточенности и внимаю.

Ударные инструменты, в свою очередь, повышают работоспособность и бодрость духа.

Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость.

По мнению современных психологов, каждый музыкальный инструмент по-своему влияет на эмоции человека:

  • скрипка - успокаивает;
  • орган - упорядочивает мысли, гармонизирует настроение;
  • фортепиано - вызывает легкость и плавность мыслей;
  • барабан - приводит в активность;
  • флейта - сосредоточенность;
  • цимбалы - вызывает улыбку и поднимает настроение;
  • баян и аккордеон - вызывает задор и порыв к действию;
  • арфа - замирание и сосредоточенность;
  • колокольчики - помогают побороть хандру и депрессию.

См. продолжение статьи