Конспект занятия для детей подготовительной группы "Число и цифра 7"

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: продолжать формировать у детей представление о числах в пределах 7.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить количественный и порядковый счет в пределах 7;
  • закрепить умение раскладывать число 7 на два меньших числа;
  • закрепить соотношение цифр в пределах 7 с соответствующим количеством предметов;
  • закрепить сравнение чисел в пределах 7, используя знаки «>», «<», «=»;
  • закрепить умение раскладывать число 7 на два меньших числа.

Развивающие:

  • развивать пространственное и логическое мышление;
  • развивать внимание, память, речь;
  • развивать умение оценивать свою работу самостоятельно;
  • расширять кругозор детей.

Воспитательные:

  • воспитывать умение, выслушивать других детей, не перебивая.

Оборудование:

  • цветик-семицветик;
  • 5 лепестков на каждого воспитанника;
  • 7 козлят;
  • 7 морковок;
  • картинка радуги;
  • конверт с письмом;
  • 7 гномиков;
  • 7 шапок; цифры для игры «Ай, да счет;
  • 7 божьих коровок;
  • черные точки для божьих коровок;
  • счетный набор на каждого воспитанника;
  • магнитные цифры;
  • мольберт.

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

Воспитатель:

Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ты ответить, не шуми,
Только руку подними!

Воспитатель: Ребята, вы уже совсем большие и через несколько месяцев пойдете в школу. А кто из вас ответит мне на вопрос: сколько дней в неделе?

Дети: В неделе 7 дней.

Воспитатель: А чего еще бывает 7?

Дети: 7 цветов в радуге…

Воспитатель: А в каких сказках встречается число 7?

Дети: «Волк и семеро козлят», «Сказка о царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов» …

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о каком числе пойдет сегодня речь?

Дети: О числе 7.

Предлагаю детям сесть за столы.

Воспитатель: У каждого из вас есть листочек с изображением цветка. Кто знает, как он называется?

Дети: Цветок называется цветик-семицветик.

Воспитатель: А почему этот цветок так называется?

Дети: Потому что у него 7 лепестков разного цвета.

Воспитатель: Правильно! И у вас на столах есть свой цветик-семицветик, который вам надо восстановить, выполняя разные задания. Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Скажите, из какой сказки эти слова: «…Ребятушки! Отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла, молока принесла…»?

Дети: Из сказки «Волк и семеро козлят».

(Выкладываю на доске 7 козлят)

Воспитатель: Сколько козлят? Давайте посчитаем хором!

Дети: 1,2,3,4,5,6,7.

Воспитатель: Посчитайте козлят в обратном порядке! (хором)

Дети: 7,6,5,4,3,2,1.

Воспитатель: Пришла мама-коза и принесла для них угощение. Что она принесла?

Дети: Морковку.

Воспитатель: Давайте угостим наших козлят морковкой.

Предложить ребенку выложить морковку под козлятами на доске. Дети могут выкладывать на столе (можно обозначить козлят кружочками, а морковку треугольниками).

Воспитатель: Всем козлятам хватило морковок?

Дети: Нет.

Воспитатель: Сколько козлят?

Дети: 7 козлят.

Воспитатель: А сколько морковок?

Дети: 6 морковок.

Воспитатель: Сколько морковок не хватило?

Дети: Не хватило одной морковки.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы у всех козлят были морковки?

Дети: Добавить еще одну морковку.

Воспитатель: Добавьте. Сколько морковок стало?

Дети: Стало 7 морковок.

Воспитатель: Как получили 7 морковок?

Дети: К 6 морковкам добавили 1 морковку, получили 7 морковок.

Воспитатель: А что еще можно теперь сказать про количество морковок и количество козлят?

Дети: Морковок столько же, сколько и козлят или морковок и козлят поровну.

Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы с вами считали до 7 и обратно, вспомнили, как из 6 получить число 7 и накормили всех козлят. Справились мы с заданием?

Положите себе на цветок лепесток голубого цвета.

Воспитатель: А теперь давайте с вами отдохнем и по радуге пройдем!

Физкультминутка «По Радуге-дуге»

Я на радугу-дугу
Наглядеться не могу:
Мост от неба до земли
Удивительной красы!
Буду по мосту шагать,
В небе тучки разгонять.
К солнышку найду дорожки,
Поиграю с ним в ладошки,
А потом пойду опять
С ним по радуге гулять!

После физкультминутки дети приглашаются к мольберту, на котором прикреплена радуга.

Воспитатель: Сколько в радуге цветов?

Дети: В радуге 7 цветов.

Воспитатель: Кто может посчитать цвета радуги по порядку?

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как мы считаем?

Дети: Слева направо.

Дети: Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой.

Воспитатель: Кто может назвать их в обратном порядке?

Дети: Седьмой, шестой, пятый, четвертый, третий, второй, первый.

Воспитатель: Какой цвет первый?

Дети: Красный.

Воспитатель: Назовите, какой по порядку желтый цвет?

Дети: Третий.

Воспитатель: Какой по порядку голубой цвет?

Дети: Пятый.

Воспитатель: А какой шестой цвет?

Дети: Синий.

Воспитатель: Какой по порядку фиолетовый цвет?

Дети: Седьмой.

Воспитатель: Какой четвертый цвет?

Дети: Зеленый.

Воспитатель: Какой по порядку оранжевый цвет?

Дети: Второй.

Воспитатель: Какой третий цвет?

Дети: Желтый.

Воспитатель: Какой седьмой цвет?

Дети: Фиолетовый.

Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы вспомнили порядковый счет до 7. Справились мы заданием?

Положите на ваш «Семицветик» лепесток желтого цвета.

Дети садятся за столы и выкладывают лепесток на своем цветке.

Воспитатель: Белоснежка связала для гномов шапочки. Нам надо узнать, хватит ли гномикам шапок?

(Дети выходят к доске, выкладывают цифрами записи, остальные - за столами.)

На картинке изображено 7 гномиков и 4 шапки.

Воспитатель: Сколько гномиков? Выложите цифру, которая обозначает число 7. (Один ребенок выходит к доске, остальные - за столами.)

Дети: 7 гномиков - цифра 7.

Воспитатель: Сколько шапок?

Дети: 4 шапки.

Воспитатель: Выложите рядом цифру, которая обозначает число 4.

Хватит ли гномам шапок?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что гномиков больше, чем шапок.

Воспитатель: Какой знак поставим между этими цифрами?

Дети: Знак «больше».

Воспитатель: А сколько гномиков остались без шапок?

Дети: 3 гномика.

Воспитатель: Значит, на сколько 7 больше 4?

Дети: на 3.

На картинке 5 гномиков и 7 шапок.

Воспитатель: Сколько гномиков?

Дети: 5 гномиков.

Воспитатель: Выложите рядом цифру, которая обозначает число 5. Сколько шапок?

Дети: 7 шапок.

Воспитатель: Выложите рядом цифру, которая обозначает число 7. Хватит ли гномам шапок? Почему?

Дети: Да, хватит, потому что гномиков меньше, чем шапок.

Воспитатель: Какой знак поставим между этими цифрами?

Дети: Знак «меньше».

Воспитатель: Сколько лишних шапок осталось?

Дети: 2 шапки.

Воспитатель: Значит, 5 на сколько меньше 7?

Дети: на 2.

На картинке 7 гномиков и 7 шапок.

Воспитатель: Сколько гномиков?

Дети: 7 гномиков.

Воспитатель: Выложите рядом цифру, которая обозначает число 7. Сколько шапок?

Дети: 7 шапок.

Воспитатель: Выложите рядом цифру, которая обозначает число 7. А хватит ли гномикам шапок? Почему?

Дети: Да, хватит, потому что гномиков столько же, сколько и шапок или гномиков и шапок поровну.

Воспитатель: Ребята, что мы с вами делали сейчас?

Дети: Сравнивали числа.

Воспитатель: Кто верно выполнил это задание, положите на ваш «Семицветик» лепесток синего цвета.

Воспитатель: А теперь давайте с вами отдохнем.

Предлагаю детям пройти на ковер и поиграть в игру «Ай, да счет игра и только».

(Показываю цифру, дети выполняют упражнения):

Столько раз в ладоши хлопнем (5),
Столько раз ногою топнем (7),
Мы подпрыгнем столько раз (4),
Мы наклонимся сейчас (6),
Мы присядем ровно столько (3),
Ай да счет, игра и только!

Воспитатель: У кого получилось выполнить правильное количество упражнений, положите на свой цветок лепесток зеленого цвета.

Воспитатель: А это задание вам прислали божьи коровки.

Открываю конверт и читаю письмо:

«Здравствуйте, ребята! Мы - божьи коровки! У нас случилась беда: подул сильный ветер и черные точки с одного нашего крылышка разлетелись. Без них мы не можем, потому что нас никто не узнает. Помогите нам, пожалуйста, восстановить наши точки!»

Воспитатель: Поможем?

Дети: Да!

Воспитатель: Сколько точек будет на наших божьих коровках?

Дети: 7 точек.

На доске: Божья коровка с 6 точками на левом крыле.

Воспитатель: Ребята, давайте добавим нужное количество точек на второе крылышко, чтобы всего точек стало 7.

Воспитатель: (…имя ребенка…), выложи на доске, а вы, ребята, выложите кружочки на столе.

Воспитатель: Давайте повторим, как мы получили число 7?

Дети: К 6 добавили 1, получили 7.

На доске:

Божья коровка с 5 точками на левом крыле.
Божья коровка с 4 точками на левом крыле.
Божья коровка с 3 точками на левом крыле.
Божья коровка с 2 точками на левом крыле.
Божья коровка с 1 точкой на левом крыле….

Воспитатель: Ребята, что мы с вами делали сейчас?

Дети: Мы выяснили, из каких чисел может состоять число семь и помогли божьим коровкам.

Кто справился с этим заданием, положите себе на цветок лепесток красного цвета.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие.

Воспитатель: Ребята, какое число мы с вами сегодня повторяли?

Дети: Число 7.

Воспитатель: Что мы делали при выполнении первого задания? Мы с вами считали до 7 и обратно, вспомнили, как из 6 получить число 7 и накормили всех козлят.

Воспитатель: Что повторяли во втором задании?

Дети: Называли по порядку цвета радуги.

Воспитатель: Что делали в третьем задании?

Дети: Сравнивали числа.

Воспитатель: А в четвертом?

Дети: Выполняли движения столько раз, сколько показывала нам цифра.

Воспитатель: В пятом?

Дети: Вспомнили состав числа 7.

Воспитатель: Давайте теперь проверим, кто как справился. Кто собрал все лепесточки у «Семицветика», поднимите руку!

(Если есть дети, у которых не получилось восстановить семицветик, спрашиваю их, какое задание не получилось выполнить правильно? В чем были трудности?)