Компоненты компьютерной грамотности

Разделы: Информатика


Функциональная грамотность в эпоху цифровых технологий развивается параллельно с компьютерной грамотностью.

Основные компоненты компьютерной грамотности для детей:

  1. Знание возможностей компьютера: поиск информации, рисование, вычисление и т.д.
  2. Знание основных понятий: данные, информация, алгоритм и т.д.
  3. Навыки работы с мышью и клавиатурой.
  4. Умение пользоваться поисковыми системами.
  5. Знание о том, как обеспечить безопасность в Интернете: пароли, антивирусы, размещение личных данных.

Необходимость формирования компьютерной грамотности учащихся начальной школы обусловлена, прежде всего, тем, что современное общество предъявляет новые требования к человеку, существующему в информационной среде. Речь идёт о знаниях, умениях и навыках взаимодействия с компьютерной техникой, формирование которых необходимо начинать в младшем школьном возрасте с целью дальнейшей социализации ребёнка.

Компьютерная грамотность предполагает не столько усвоение некоторой суммы знаний или закрепление навыков, сколько психологическую готовность успешно осваивать и эффективно использовать все новые компьютерные средства. Другими словами, в основе формирования компьютерной грамотности лежит познавательное развитие учащихся.

Практика показывает, что уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. В результате применения методов и приёмов развивающего обучения с использованием компьютера происходит развитие умственных, интеллектуальных способностей детей, повышается интерес к обучению, улучшается качество знаний.

А ситуация с дистанционным обучением во время пандемии показала, что компьютерная грамотность необходима всем детям, даже в начальной школе. Поэтому развивать компьютерную грамотность детей нужно. Сделать это можно используя вместе с учениками цифровые образовательные сервисы.

А для этого учителю необходимо самому владеть компьютерной грамотностью, которая служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг.

Цифровая грамотность учителя объединяет важные группы навыков: компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров, ИКТ грамотность (набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений), информационная составляющая (способность находить оптимальные решения, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию), что чаще всего используют учителя в своей профессиональной деятельности.

В повседневной и профессиональной жизни учитель является цифровым потребителем: может иметь фиксированный Интернет, мобильный интернет, пользоваться цифровыми устройствами, читать интернет-СМИ, общается в социальных сетях, имеет возможность получать Госуслуги, применять в своей работе Облачные технологии.

Такие цифровые компетенции как поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производство мультимедийного контента необходимы как в профессиональной деятельности, так и в жизни.

Для того чтобы учитель смог научить детей безопасному поведению в интернете он сам должен четко понимать, как защитить свои персональные данные, как создать надежный пароль, как хранить информацию, создавать резервные копии, какой должна быть культура поведения, каковы этические нормы при работе в Интернете.

Для развития у учащихся навыков, востребованных и адекватных XXI веку, учитель должен научиться уверенно использовать ИКТ и интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными компетентностями в жизни. Цифровая грамотность учителей должна включать в себя знания и навыки в области образовательной политики и этики применения ИКТ, они должны следить за темпом инноваций в цифровом образовании. Цифровая грамотность учителей должна включать в себя способность эффективно использовать ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной деятельности.

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования указаны требования к активному использованию средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, а также проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования.

Молодые специалисты, родившиеся уже в цифровую эру, могут стать хорошим примером, активно использующих ИКТ. Но в школе работает огромное количество учителей, которые начали свою профессиональную деятельность в прошлом веке и не всегда способны работать с таким оборудованием, активно использовать его в процессе обучения.

Новым вызовом для системы образования становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех уровнях образования, а это требует профессионального развития учителей.

Данная проблема обучения учителей решается в рамках обучающих семинаров, консультаций, обмена опытом, созданием видеокурсов для самостоятельного изучения. Большую помощь оказывают издательства, выпускающие электронные формы учебников (ЭФУ), организуя курсы повышения квалификации в очном и дистанционном режиме. Поэтому необходимо каждому из нас использовать перечисленные ресурсы для повышения своей компьютерной компетенции.

Начальная школа - это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий. Здесь закладывается фундамент знаний, на котором ученик будет строить свое дальнейшее образование. Одна из основных задач, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.