Конспект урока по русскому языку "Имя существительное". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, имя существительное


Цель: формировать умение распознавать одушевлённые и неодушевлённые, нарицательные и собственные имена существительные.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Несколько учеников читают свои тексты, составленные по репродукции картины И.Т. Хруцкого.)

III. Актуализация знаний

(Работа в группах)

- Разделите слова на группы.
Листья, и, пушистый, на, лиса, в, бегает, заманчивая, а, интересуется, по, осеннее, но, читаем, книга.

- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

- Какие слова отнесли к первой группе? (Лиса, листья, книга.)

- Что обозначают эти слова? (Предмет.)

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)

- Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Пушистый, заманчивая, осеннее.)

- Что обозначают эти слова? (Признак предмета.)

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой? Какая? Какое?)

- Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Бегает, интересуется, читаем.)

- Что обозначают эти слова? (Действие предмета.)

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делает ? Что делаем ?)

- Какие слова отнесли к следующей группе? (На, в, по.)

- К какой части речи они относятся? (Предлоги.)

- Какие слова отнесли к последней группе? (И, а, но.)

- К какой части речи они относятся? (Союзы.)

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

- Прочитайте слова.

Осень, листва, книга, книжный, луг.

- Какое слово лишнее? Почему? (Книжный - это имя прилагательное.)

- К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)

- Что вы знаете об имени существительном?

- Приведите примеры имён существительных.

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 93 (с. 55).

- Прочитайте текст. Как можно его озаглавить?

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Прочитайте предложение, которое вы выписали. (А управляет трактором тракторист.)

- Назовите одушевлённое имя существительное. (Тракторист.)

- На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные? (Кто?)

- Назовите неодушевлённое имя существительное. (Трактор.)

- На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные? (Что?)

2. Работа со словом из словаря

- Отгадайте загадку.

Богатырь идёт железный,
Но работник он полезный.
Тащит плуги за собой,
Разговор ведёт с весной. (Трактор)

- Найдите слово трактор в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение со словом трактор, запишите.

- Запомните написание этого слова.

3. Работа по учебнику

Упр. 94 (с. 55).

- Прочитайте внимательно пары слов. Сравните их.

- К какой части речи относятся данные слова? Докажите.

- Чем они похожи? (Написанием.)

- Чем отличаются? (Ударением.)

- А что можно сказать про лексическое значение этих пар слов? (Лексическое значение слов разное.)

- Объясните значение каждого слова.

- Назовите имена существительные, которые употреблены в единственном числе. Приведите свои примеры.

- Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе. Приведите свои примеры.

- Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 95 (с. 55).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)

- Какие слова пишутся с большой буквы? Приведите примеры.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше друзей и подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему?
За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней ей быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Е.Измайлов

2. Упражнение в написании имён собственных

- Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию.

Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на дворе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
«Отыскалась твоя серёжка!»

- Назовите слова, одинаковые по звучанию. (Маргарита - маргаритки, с поля - Поля, серёжку - Серёжка.)

- Какие слова пишутся с большой буквы? (Имена людей.)

VIII. Рефлексия

- Выпишите имена существительные.

Стол, за которым ты сидишь.
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж.
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И караваи хлеба -
Всё это сделано трудом,
А не свалилось с неба.

- Какие имена существительные называются одушевлёнными? неодушевлёнными? Приведите примеры.

- Что обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе? Приведите примеры.

- Какие имена существительные называются собственными? Приведите примеры.

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С каким словом из словаря вы познакомились?

Домашнее задание: Упр. 96 (с. 56).