Цель: формировать умение распознавать одушевлённые и неодушевлённые, нарицательные и собственные имена существительные.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Несколько учеников читают свои тексты, составленные по репродукции картины И.Т. Хруцкого.)
III. Актуализация знаний
(Работа в группах)
- Разделите слова на группы.
Листья, и, пушистый, на, лиса, в, бегает, заманчивая, а, интересуется, по, осеннее, но, читаем, книга.
- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)
- Какие слова отнесли к первой группе? (Лиса, листья, книга.)
- Что обозначают эти слова? (Предмет.)
- На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)
- Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Пушистый, заманчивая, осеннее.)
- Что обозначают эти слова? (Признак предмета.)
- На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой? Какая? Какое?)
- Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Бегает, интересуется, читаем.)
- Что обозначают эти слова? (Действие предмета.)
- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делает ? Что делаем ?)
- Какие слова отнесли к следующей группе? (На, в, по.)
- К какой части речи они относятся? (Предлоги.)
- Какие слова отнесли к последней группе? (И, а, но.)
- К какой части речи они относятся? (Союзы.)
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
- Прочитайте слова.
Осень, листва, книга, книжный, луг.
- Какое слово лишнее? Почему? (Книжный - это имя прилагательное.)
- К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)
- Что вы знаете об имени существительном?
- Приведите примеры имён существительных.
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 93 (с. 55).
- Прочитайте текст. Как можно его озаглавить?
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Прочитайте предложение, которое вы выписали. (А управляет трактором тракторист.)
- Назовите одушевлённое имя существительное. (Тракторист.)
- На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные? (Кто?)
- Назовите неодушевлённое имя существительное. (Трактор.)
- На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные? (Что?)
2. Работа со словом из словаря
- Отгадайте загадку.
Богатырь идёт железный,
Но работник он полезный.
Тащит плуги за собой,
Разговор ведёт с весной. (Трактор)
- Найдите слово трактор в орфографическом словаре.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Составьте предложение со словом трактор, запишите.
- Запомните написание этого слова.
3. Работа по учебнику
Упр. 94 (с. 55).
- Прочитайте внимательно пары слов. Сравните их.
- К какой части речи относятся данные слова? Докажите.
- Чем они похожи? (Написанием.)
- Чем отличаются? (Ударением.)
- А что можно сказать про лексическое значение этих пар слов? (Лексическое значение слов разное.)
- Объясните значение каждого слова.
- Назовите имена существительные, которые употреблены в единственном числе. Приведите свои примеры.
- Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе. Приведите свои примеры.
- Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 95 (с. 55).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)
- Какие слова пишутся с большой буквы? Приведите примеры.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше друзей и подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему?
За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней ей быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Е.Измайлов
2. Упражнение в написании имён собственных
- Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию.
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на дворе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
«Отыскалась твоя серёжка!»
- Назовите слова, одинаковые по звучанию. (Маргарита - маргаритки, с поля - Поля, серёжку - Серёжка.)
- Какие слова пишутся с большой буквы? (Имена людей.)
VIII. Рефлексия
- Выпишите имена существительные.
Стол, за которым ты сидишь.
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж.
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И караваи хлеба -
Всё это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
- Какие имена существительные называются одушевлёнными? неодушевлёнными? Приведите примеры.
- Что обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе? Приведите примеры.
- Какие имена существительные называются собственными? Приведите примеры.
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- С каким словом из словаря вы познакомились?
Домашнее задание: Упр. 96 (с. 56).