Копейка рубль бережет

Разделы: Математика


«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать - искусство».
Бертольд Авербах (Немецкий писатель-романист)

Ведущий: "Уважаемые участники! Приветствуем вас на образовательном событии по финансовой грамотности. Финансовая грамотность - фактор успеха страны. Надо знать, как управлять своими деньгами. Во многих странах мира законодательство обязывает родителей давать детям карманные деньги. Поэтому родители с дошкольного возраста учат детей правильно тратить эти деньги, планировать свои расходы. У нас в стране получается, что становясь взрослым, вчерашний школьник не умеет планировать личный бюджет, делать накопления, собирать деньги на отдых, лечение, образование. Не имеет понятия о страховании, инвестициях, накопительной пенсии, кредитных картах и т.п. Поэтому, финансовое образование необходимо каждому человеку - и ребенку и родителю, чтобы прожить долгую и благополучную жизнь. Кроме того, финансовая грамотность с каждым днем становится все более важным фактором развития и достижения социальной стабильности и развития общества.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с пословицами и поговорками про деньги, которые придумал сам народ. Одной из поговорок мы назвали наше образовательное событие - "Копейка рубль бережет ", а какие поговорки вы знаете? (ответы родителей) - за каждую пословицу по 1 фанту.

В ходе мероприятия вы должны правильно и как можно быстрее выполнить много интересных заданий, получить фишки "Бюджетки".

Сможете развить свои знания по теме: "Семейный бюджет", выяснить, какие бывают доходы и расходы семьи, а также понять, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету. Необходимо ответить на важные вопросы, которые стоят перед каждым членом семьи: нужно ли жертвовать личными расходами, что делать, если доходы семьи не позволяют купить новый телефон (компьютер и др.)? Желаем удачи!"

Станция 1. "Скупой платит дважды"

Цель данной станции: участник должен решить задачу, направленную на грамотный выбор товаров и услуг, представленных в рекламе (проспектах и объявлениях об акциях, скидках и т.д.).

Возможные слова ведущего: Уважаемые родители, все мы посещаем магазины, торговые центры, где мы постоянно сталкиваемся с рекламой, различными «выгодными акциями», маркетинговыми приемами, главная цель которых стимулировать нас именно к этой покупке, потратить наши деньги именно в этой торговой точке. Как же грамотно и рационально должен вести себя потребитель, сталкиваясь с миром рекламы, чтобы получить максимальную пользу для себя в виде экономии и при этом не обмануться, красивыми слоганами и заманчивыми проспектами? В этом нам поможет разобраться наша станция под названием "Скупой платит дважды".

Иван решил обновить свой гардероб и купить рубашку, брюки, джемпер. При этом у него есть ограниченный размер денежных средств - 3000 рублей, которые ему нужны еще и на покупку продуктов питания (на остаток после покупок вещей). В ТЦ предлагают различные акции в магазинах для совершения покупок вещей именно у них. Товар, представленный в данных торговых точках, примерно одинаков по качеству. Изучив рекламные предложения, наш герой остановил свой выбор на следующих:

  • Акция «2+1» (купи две вещи и третья (меньшая по стоимости) в подарок!) - магазин «Даровик»;
  • Скидка 50% на все! - магазин «Скидочник»;
  • Скидка 30% владельцам карты лояльности - магазин «Бонусовик» (у Ивана данная карта есть).

В первом случае брюки стоят - 1500 руб.; рубашка - 800 руб.; джемпер - 1000 руб.

Во втором: брюки - 1500 руб.; рубашка - 1000 руб.; джемпер 1500 - руб.

В третьем: брюки - 1200 руб.; рубашка - 1200 руб.; джемпер 1500 - руб.

Вопрос: Какое предложение окажется наиболее выгодным с целью экономии средств?

Ответ: Решение данного вопроса нужно представить в следующем виде, подсчитать затраты и экономию в каждом случае и если нет разницы по качеству и фасону товара выбрать наиболее оптимальное решение.

В первом случае затраты нашего героя составят 2500 руб. (1500+1000=2500), а экономия согласно условиям акции 800 руб.+500руб. остаток от наличной суммы, которые можно потратить на продукты.

Во втором случае его затраты составят: 1500/2=750 руб.; 1000/2=500 руб.; 1500/2=750 руб. Итого: 2000 руб. Экономия составит - 1000руб. остаток денег так же 1000руб. которые можно потратить на продукты.

В третьем случае его затраты составят: 1200-360(сумма скидки)=840руб. на брюки, тоже самое на рубашку и 1500-450(сумма скидки)=1050руб. Итого траты: 840+840+1050=2730 руб. Экономия составит - 270 руб., которые можно будет потратить на продукты.

Ответы и критерии: наиболее рациональным будет покупка по условиям второй акции в магазине «Скидочник», дающая максимальную экономию и остаток средств на покупку продуктов- 5 фишек за полный ответ, правильный ответ с математической ошибкой -3 фишки, правильный ответ без математических вычислений - 1 фишка.

Станция 2. "Деньга деньгу родит"

Ведущий: экономические задачи очень часто встречаются нам в повседневной жизни, мы взрослые иногда и не задумываемся не осмысливаем об экономии денежных средств, не проверяем суммы чеков, не ведем точный учет расходов. Наша и ваша задача научить детей осмыслять и принимать верные решения в мире различных услуг, учить тратить деньги рационально, но для этого каждый из нас должен сам ориентироваться в мире денег. Далее мы приводим некоторые задачи, которые дети решают на экзаменах в 9 и 11 классах, причем зачастую делают ошибки, хотя эти задачи из повседневной жизни.

За решение каждой задачи участник получает 2 балла.

№1. Летом килограмм клубники стоит 120 рублей. Мама купила полтора килограмма клубники. Сколько рублей сдачи она получит с 500 рублей? (320 руб)

№2. На день рождения полагается дарить букет из нечетного числа цветов. Тюльпаны стоят 45 руб. за штуку. У Вани есть 300 руб. Из какого наибольшего числа тюльпанов он может купить букет Маше на день рождения? (5)

№3. Игнат хотел купить 1 килограмм хорошей клубники по 110 рублей за кг, но поддался на уговоры продавца и купил 3 кг клубники по 80 рублей за кг. К сожалению, из-за жары один килограмм клубники сгнил, и Игнату пришлось его выкинуть, остальное он съел. По какой цене за килограмм в итоге досталась Игнату съеденная клубника? 1) по 110 рублей; 2) дешевле 110 рублей; 3) дороже 110 рублей; 4) невозможно определить

№4. Для того чтобы связать свитер, хозяйке нужно 400 граммов шерстяной пряжи синего цвета. Можно купить синюю пряжу по цене 60 рублей за 50 граммов, а можно купить неокрашенную пряжу по цене 50 рублей за 50 граммов и окрасить её. Один пакетик краски стоит 10 рублей и рассчитан на окраску 200 граммов пряжи. Какой вариант покупки дешевле? В ответе напишите, сколько рублей будет стоить эта покупка. (420руб.)

Станция 3. "Копейка к копейке - проживёт семейка"

Ведущий: на этой станции мы с вами посмотрим, как вы умеете формировать доходы и расходы семьи, понимать необходимость бережного отношения к семейному бюджету.

Семья Мельниковых состоит из папы, мамы, дочки. Папа работает инженером и получает 40000 рублей в месяц, мама работает в МФЦ и зарабатывает 20000 рублей в месяц. Семнадцатилетняя дочь Даша учится в колледже, ее стипендия составляет 3% от зарплаты папы. В месяц расходная часть семейного бюджета составляет 45000 рублей. Даша мечтает побывать в Олимпийском парке в Сочи. Средняя стоимость билета на самолет компании "Аэрофлот" 6514 рублей в одну сторону. Проживание в отеле "без звезд" без питания в трехместном номере - 1500 рублей с каждого. Совокупный расход на питание в день на 1000 меньше, чем расход на проживание. Сможет ли семья Мельниковых в течение года накопить средства для отдыха в Сочи в течение двух недель? Могут ли родители подарить Даше Айфон 10 (64 ГБ) за отличную учебу? Относятся ли отдых в Сочи и покупка Айфона 10 к обязательным расходам семьи?

Ответы и критерии:

1. Семья Мельниковых сможет за год накопить средства для отдыха в Сочи - 3 фишки за правильный ответ с математическими вычислениями, правильный ответ с математической ошибкой - 2 фишки, правильный ответ без математических вычислений - 1 фишка;

2. Родители не смогут купить дочери Айфон 10, так как его цена превышает остаток семейного бюджета (цена телефона на 4 ноября 10000 рублей) - 1 фишка;

3. Отдых в Сочи и покупка Айфона не относятся к обязательным расходам семьи. Обязательные расходы - это расходы на питание, одежду, коммунальные платежи, транспорт, лекарства. Произвольные расходы - это расходы на отдых, предметы роскоши, улучшение качества покупок - 1 фишка.

Решение:

1. 40000+20000+40000/100*3=60000+1200=61200 рублей - доход за месяц;
2. 61200-45000=16200 рублей - профицит семейного бюджета в месяц;
3. 16200*12=194400 рублей - профицит семейного бюджета в год;
4. 6514*2*3=39084 рублей - расходы на перелет;
5. 1500*3*14=63000 рублей - расходы на проживание;
6. (1500*3-1000)*14= 49000 рублей - расходы на питание;
7. 194400 - (39084+63000+49000)=43316 рублей.

Станция 4 «Осторожно мошенники!»

Ведущий: На этой станции мы с вами повторим правила поведения при столкновении с мошенничеством и принципы выявления таких ситуаций.

Вводная часть: вы гражданин Российской Федерации Максим Сергеевич, работаете бухгалтером в некрупной фирме и сегодня день вашей зарплаты. Вы стали рано утром, ничего не предвещало беспокойства в сегодняшний день. Умылись, позавтракали, до начала работы оставалось полтора часа. И тут на ваш сотовый телефон пришла СМС о том, что ваша карточка заблокирована. В смс также был указан номер для связи с оператором вашего банка.
Каковы ваши действия?

А) набрать присланный вам номер.

Б) дойти до отделения банка.

В) проигнорировать СМС.

Максим Сергеевич был финансово грамотен и знал, что перезванивать по присланным номерам нельзя, т.к. ему наверняка ответит мошенник, но и проигнорировать подобное смс он психологически не смог. Как же, ведь сегодня придут деньги от зарплаты! Он выбрал поход в банк.

Выйдя из подъезда, Максим Сергеевич усомнился, стоит ли идти так далеко до отделения банка, если рядом с ближайшим магазином находится банкомат его банка. Он решил проверить карточку в банкомате - заблокирована она или нет, тем более баланс на карточке был не нулевым.

Подойдя к банкомату, Максим Сергеевич заметил на месте вставки карточки в банкомат новое округлое устройство с щелью под карту. Такого раньше не было. Как поступить Максиму Сергеевичу?

А) Вставить карту без страха, ведь это может просто новая модификация банкомата.

Б) Подергать новое устройство, если оно часть банкомата, то будет прикреплено к нему крепко.

В) Сразу пойти в отделение банка.

Максим Сергеевич, хоть и не отслеживает все модификации банковского оборудования, решил проверить новое устройство. Пару раз дернул за него, и оно вдруг оказалось у него в руках, причем на банкомате остался двухсторонний скотч. Стало ясно, что это устройство мошенников. Максим Сергеевич набрал телефон, написанный на банкомате номер, и сообщил об устройстве оператору. После чего отправился в отделение банка, оставив устройство лежать у банкомата. Дойдя до отделения банка, Максим Сергеевич обратился к оператору насчет смс. Оператор попросил продиктовать ему данные с карточки и код. Что делать Максиму Сергеевичу?

А) Это ж официальное отделение банка - можно давать все данные.

Б) Позвать администратора банка и сообщить ему о требованиях оператора.

В) Воспользоваться банкоматом, находящимся на территории банка.

Максим Сергеевич зовет администратора, вспоминая, что свои личные данные нельзя давать даже банковским служащим.

И тут на телефон снова пришло смс сообщение о зачисление денег. Максим Сергеевич воспользовался банкоматом, что стоял тут в банке, и спокойно снял часть денег. Карта оказалась не заблокирована.

Придя на работу, Максим Сергеевич услышал от сослуживцев о том, что у новенькой работницы скоро день рождение, и захотел сделать ей небольшой, но полезный подарок. Подарок нашелся в одном из интернет-магазинов. Для оплаты подарка через интернет было необходимо ввести данные своей карты. Как поступить?

1) Поставить на соединение антивирусную программу с защитой данных и ввести данные с карты.

2) Выбрать оплату наличными при доставке товара курьером.

3) Выбрать доставку почтой с наложным платежом.

Максим Сергеевич знал, что все варианты легальны, но у каждого своя дополнительная стоимость и поэтому просто выбрал наиболее удобный ему. Так и закончился рабочий день Максима Сергеевича, сумевшего защитить свои деньги от мошенников.

Количество баллов за правильно выполненное задание: 3 балла.

Посчитаем набранные фишки за все станции.

Текст слайдов

Подведение итогов. Награждение победителей