Пояснительная записка
«День здоровья» - это ежегодное общешкольное мероприятие спортивно-оздоровительной направленности для ребят 7-17 лет. Учитывая разновозрастной контингент участников, все ребята делятся на три ступени: 1-4 класс - 1 ступень, 5-7 класс - 2 ступень, 8-11 класс - 3 ступень. Это деление помогает во время проведения соревнований учитывать возрастные особенности и потребности участников. Подбор дифференцированных заданий, разный режим выполнения позволяет сохранять объективность при выставлении баллов.
Сущность данного мероприятия заключается в формировании личности, выполняющей правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, как условие её развития и социализации. «День здоровья» проводится в форме спортивно-оздоровительной игры с элементами туризма, топографии, ориентирования. Педагогическая ценность мероприятия заключается в возможности совместить в нем положительное воздействие на физическое и духовное здоровье школьников одновременно несколько педагогических факторов: окружающей природы родного края, совместной деятельности в команде, личностно значимых развивающих физические и умственные силы заданий с элементами соревнования, участия и поддержки всей семьи школьников; а также интегрировать различные образовательные области: физическую культуру, основы безопасности жизнедеятельности, экологию, технологию, краеведение.
Интересное и разнообразное содержание программы, праздничное настроение, эмоциональный подъем, чувство единения с людьми и природой, ощущение единства с семьей и с товарищами должны послужить эффективным фактором, формирующим у школьников ценностное отношение к природе, двигательной активности, физической культуре, активному здоровому социально значимому образу жизни.
Проводится «День здоровья» в конце сентября - начале октября, когда накапливается первая усталость. Ведь общение с природой - это лучший отдых после напряжённых школьных занятий.
Проведение совместных спортивно-оздоровительных мероприятий на свежем воздухе воспитывает умение преодолевать трудности, укрепляет силу воли, оказывает благотворное влияние на здоровье. Выход на природу способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.
По своему воздействию спортивно-оздоровительные игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развитием психомоторики человека. Специально подобранные игровые задания, выполняемые индивидуально и в командах, создают неограниченные возможности для развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). Особенностью игры являются смена ситуаций, необходимость принимать решения в кратчайшие промежутки времени, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнения разнообразные действия.
Цель проведения «Дня здоровья»: укрепление физического здоровья и формирование ценности здорового образа жизни у обучающихся школы, что будет способствовать воспитанию физически и духовно здоровой личности.
Задачи для участников 1 ступени (1-4 класс):
- сформировать представление о здоровом образе жизни;
- закреплять и совершенствовать умения и навыки учащихся, полученные ими на уроках физической культуры: лёгкая атлетика, гимнастика, подвижные игры;
- содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.
Задачи для участников 2 и 3 ступени (5-11 класс):
- расширять представления о здоровом образе жизни;
- закреплять и совершенствовать умения и навыки учащихся, полученные ими на уроках физической культуры: лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры;
- воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей;
- формировать навыки выживания в условиях автономного существования;
- воспитывать общественную активность и трудолюбие, развивать творческую инициативу и организаторские способности.
Планируемые результаты мероприятия: В результате проведения «Дня здоровья» будет вовлечено 50 человек младшего школьного возраста, 80 детей с 5 по 11 класс, родители, общественность.
Организационные условия
Спортивно-оздоровительная игра на местности требует предварительной подготовки. Она включает в себя: выбор местности для проведения праздника, разметку маршрута, подготовку препятствий, инвентаря, а также судей для каждого этапа.
Правильный выбор местности - важная предпосылка успеха игры. Район проведения мероприятия заранее намечается руководителем. Выбирая район, особое внимание обращается на то, чтобы не было опасных мест в виде глубоких ям, сильно заболоченных участков и т.д.
План проведения мероприятия утверждается директором школы и доводится до сведения всех участников.
Ребята 1 ступени, а это ученики начальной школы, делятся на две объединённые команды непосредственно уже на месте проведения праздника, исходя из количества присутствующих. Участники 2 и 3 ступени создают команды по классам заранее. Для участия в спортивно-туристической полосе от каждого класса формируется команда в количестве 6 человек (4 мальчика и 2 девочки). Для конкурсной программы привлекаются оставшиеся ребята класса, не задействованные в спортивно-туристической полосе и не задействованные в судействе. Так как для оценивания конкурсной программы приглашаются и ребята из числа старшеклассников. Участники 2 ступени имеют право воспользоваться помощью родителей для подготовки конкурсной программы. Для представителей команд в каждом виде соревнований планируются консультация, практические занятия в помещении и на местности. Каждой команде выдаются маршрутные листы с указанием этапов, после прохождения которых выставляются баллы за спортивно-туристическую и конкурсную программу. Конкурсная программа проходит в течение всего времени пребывания на местности. Все виды оцениваются по 5-ти балльной системе. Домашним заданием является конкурс «Отдыхать здорово!», где участники готовят и исполняют песню, показывают сценку, флешмоб на тему. Заранее продумывается материал для конкурса газет. Тематика всегда направлена на ЗОЖ, каждый год даётся новая тема. Вот примерные темы для газеты: «Вредным привычкам скажем «нет», «Что мы едим?», «Солнце, воздух и вода», «Движение - это жизнь». Сама же газета будут «выпускаться» непосредственно на месте проведения праздника.
Финальная часть проходит для всех участников одновременно. Подводятся итоги праздника, проходит дегустация приготовленных блюд, уборка территории. Победители получают грамоты. Завершается праздник организованным возвращением участников на территорию школы с последующим уходом домой.
Программа мероприятия «День здоровья»
1 ступень (1-4 класс):
Для учащихся первой ступени организуются «Веселые старты» между двумя сборными командами. Каждая команда придумывает название, девиз и приветствие на тему здоровья, здоровьесбережения. В программу «Веселых стартов» включены следующие задания:
1. Разминка.
Организатор просит поочерёдно называть названия цветов, которые встречаются в нашей местности, названия птиц нашего региона, назвать обитающих в данной местности насекомых, зверей. Команда, давшая последней ответ, получает балл.
2. Конкурс «Готовимся к походу».
Команде выдается рюкзак (его можно заменить любой сумкой), набор посуды (чашка, кружка, ложка, фляга, спички и другие предметы, необходимые в походе). Команда выстраивается в ряд, перед первым участником лежит рюкзак. В 15-20 шагах от обеих команд находятся предметы. Каждому игроку необходимо добежать, взять один предмет, вернуться, положить его в рюкзак и дотронуться рукой до следующего игрока - "сдать" эстафету. Затем бежит следующий участник.
Командам дается по три очка за быстроту и за аккуратную укладку рюкзака.
3. Конкурс «Сбей кегли».
В качестве кеглей можно использовать пластиковые бутылки, в которые для устойчивости налито немного воды.
Перед каждой командой - по 3-5 бутылок. Сбивать можно палкой или бутылками, кидать - один раз. Каждая команда получает столько очков, сколько сбила бутылок.
4. Эстафета.
Прыжками через обруч продвигаться вперёд до условленного места и обратно. Передать обруч - "сдать" эстафету - следующему участнику. Оценивается быстрота и правильность выполнения задания.
5. Конкурс «Юный ботаник».
Задание выполняет вся команда. Команде раздаются рисунки с изображением части растений. Они перемешаны и содержат лишние или части другого растения. За 5 минут участники должны «сложить» растение, назвать его и кратко рассказать о нём. Максимальный балл - 5.
6. Конкурс «Бег в мешках».
Эстафета на скорость. Участники прыгают в мешках до финиша, возвращаются обратно, передают мешок следующему игроку и т.д. Команда-победительница получает три очка, проигравшая - одно очко.
7. Конкурс «Привал».
Всей командой исполнить песню, подходящую по смыслу к сегодняшнему празднику. Оценивается качество исполнения, оригинальность.
8. Конкурс «Болотные кочки».
Командам выдаётся по две фанерные дощечки ("кочки"), участники соревнуются в парах. На старте игроки встают на одну дощечку, в руках держат вторую. Земля выполняет роль "болота". Нужно пробежать по "кочкам", не попав в "болото". По команде игроки кладут перед собой дощечку, переходят на неё, берут ту, на которой стояли, кладут впереди себя, переходят и т.д. Очко получает команда, игрок которой быстрее дошёл до финиша, при этом не наступив на землю (не попав в "болото"). Если же игрок шагнёт мимо "кочки", очко автоматически получает команда соперников.
9. Эстафета.
По команде направляющие бегут к флажкам, берут мяч и стараются попасть в обруч. Оценивается количество попаданий и скорость выполнения задания.
В конце игры «Весёлые старты» подводятся итоги соревнования, награждение команд.
2 ступень (5-7 класс) и 3 ступень (8-11 класс):
Для учащихся второй ступени дистанция прохождения спортивно-туристической полосы уменьшается. Всем участникам разрешается дополнительная тренировка перед прохождением этапов.
Участники проходят испытание в спортивно-туристической эстафете и в конкурсной программе.
Литература
- Видякин М. В. Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры. Волгоград: Учитель, 2007.
- Евсеева О.Л. Валеологический праздник «День здоровья». // Завуч в начальной школе, 2011.
- Киселева, Г.П., Ковалев, В.А. Здоровье./ Киселева Г.П., Ковалев В.А. //Начальная школа. - 2012.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2004.
- Остапец А.А. На маршруте туристы-следопыты.- М.; Просвещение, 1987.