Игра - является ведущим видом деятельности дошкольника. Она становится ведущей деятельностью не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх и относительно мало или совсем не включен в трудовую деятельность взрослых. Являясь основным видом деятельности дошкольника, игра вызывает качественные изменения в психике ребенка: в ней закладываются основы учебной деятельности, которая станет ведущей в школьные годы.
Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, людях, включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символичном мире - мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь.
Спокойная, возникающая из самой себя деятельность ребенка дает ему возможность структурировать и выносить на осязаемые уровни деятельности свой опыт и связанные с ним чувства. Игра в этом смысле дает ребенку возможность отреагировать на ситуации, которые для него не приятны, запутаны, сложны.
Стремление детей к совместной жизни со взрослыми не может быть удовлетворено на основе совместного труда. Эту потребность дети начинают удовлетворять в игре, в которой они воспроизводят не только трудовую жизнь, но и социальные отношения, беря на себя роль взрослых. Такое особое место ребенка в обществе становится основой возникновения ролевой игры как своеобразной формы приобщения ребенка к жизни взрослых.
В игре ребенку впервые открываются отношения, объективно существующие между людьми, он начинает постигать, что участие в каждой деятельности требует от человека исполнение определенных обязанностей и дает ему ряд прав.
Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей - от элементарных до самых сложных. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях обучающих занятий, следовательно, мы можем сказать, что сознательная цель - сосредоточить внимание, запомнить и припомнить - выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от участников сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета.
Очень большое влияние оказывает игра на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к коммуникации. Если ребенок не в состоянии внятно высказать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции товарищей по игре, то им будут тяготиться сверстники. На наш взгляд, эмоциональное неблагополучия ребенка в этом случае стимулирует развитие речи у ребенка.
Игра влияет на интеллектуальное развитие, в игре ребенок научается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова. Вхождение в игровую ситуацию является условием разных форм умственной деятельности ребенка. Игра имеет важное значение и для развития других форм психической деятельности. Так, воображение начинает развиваться лишь в условиях игры и под ее влиянием.
Учитывая, какое влияние, игра оказывает на развитие психики ребенка, можно выделить основные функции игры. Первая функция игры - развивающая описана наиболее полно, особенно в контексте ее становления личности ребенка. Одни игры развивают силу, выносливость, другие ум, третьи ряд взаимосвязанных качеств. Вторая функция игры - компенсаторная, основана на том, что игра предстает как иная реальность, выступающая рукотворным оазисом в хаосе реальной жизни. Ребенка она привлекает возможностью раскрыть способности, которые сложно реализовать во взрослом мире. Игра это действия в альтернативной реальности, или действия направленные на создание альтернативной реальности, в той или иной мере похожей на мир. Благодаря своей альтернативной реальности игра обладает терапевтическим потенциалом.
Наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и воздействия на него, является игра, и позволяет нам взрослым воспринимать ее как необходимую составляющую здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение.
Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающуюся контрою ситуацию. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность учиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование. Игра для ребенка является символическим языком самовыражения «манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, значимым взрослым, к событиям в своей жизни».
Согласно Пиаже игра является «мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением», именно символическая функция игры является особо важной, Л.С.Выготский называл игру «школой произвольного поведения», Д.Б.Эльконин как одно из главных положений концепции игры рассматривал ее социальную природу.
Д.Б.Эльконин, как выдающийся теоретик и исследователь игровой деятельности детей, многократно подчеркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Он считал, что игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Положения, выдвинутые Элькониным, стали классическими для отечественной психологии и являются традиционной основой для понимания природы игровой деятельности дошкольника.
Однако следует отметить, что свое исследование Д.Б.Эльконин проводил в 60-70-е годы XX века. С тех пор в обществе, в отношениях между людьми, в условиях жизни детей произошли значительные изменения, что, разумеется, не могло не отразиться на игре. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, по крайней мере, по следующим причинам.
Игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, например интересы, ценности, представления.
Игра, в силу особой чувствительности к сфере человеческих отношений, отражает положение ребенка в обществе и специфику самого общества.
Анализ современного состояния игровой деятельности ребенка чрезвычайно важен для решения вопросов дошкольного воспитания, для построения новых методов педагогики игры.
Именно поэтому следует подчеркнуть некоторые вопросы, касающиеся игры. Общая характеристика игры заключается в том, что это деятельность необязательная, не связанная с достижением утилитарных целей, деятельность, доставляющая удовольствие. Но при этом каждый из указанных видов имеет свои специфические особенности, существенно отличающие их друг от друга.
Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
Игра активизирует общение, посредством, которого могут решаться задачи коммуникативного развития детей, при этом цель таких игр пробуждение собственной речевой активности ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми. Игра играет важную роль в налаживании социальных связей детей, установлению эмоциональных контактов между ними.
Большую часть своего времени дети проводят в играх, причем за годы дошкольного детства игры проходят довольно значительный путь своего развития, в результате чего содержание игры изменяется. Игра развивается: сначала она предметно-манипулятивная и символическая, затем игра становится сюжетно-ролевой с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
Следовательно, игра как ведущая деятельность дошкольника развивается и трансформируется, дети шести лет играют значительно сложнее, чем дети трех лет. Так, младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку, основное содержание игры младших дошкольников - выполнение с игровыми предметами таких действий, в которых воспроизводятся действия взрослых с реальными предметами. В предметных и конструкторских играх дети младшего дошкольного возраста совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности.
Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в таких играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности - ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту.
Роли, которые воспроизводятся детьми в игре - это, как правило, или семейные роли, или воспитательные, профессиональные, сказочные. Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, или заменяющие их игрушки, например куклы.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематик, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными, и возникает так называемая символическая игра.
Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Ряд игровых действий у средних и старших дошкольников только подразумевается и выполняется символически, сокращенно, или лишь обозначается словами. Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений, например субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.
Отметим, что дети старшего дошкольного возраста, играя, воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых, эпохальные события - отражаемые в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжет игры и наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается длительность игр.
Наличие сюжета еще не характеризует игру полностью, наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых, таким образом, содержание ролевой игры подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли ребенком.
Кроме игр, включающих реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой индивидуальной деятельности ребенка является - рисование. Наряду с игрой, рисование, как продуктивная деятельность, оказывает существенное влияние на психическое развитие дошкольника. В процесс рисования, все более активно включаются представление и мышление, от изображения того, что видит ребенок, он со временем переходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам.
В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.
Дошкольный возраст - это единственный из детских возрастов, который не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это - сотрудничество со сверстниками, с взрослыми, игры, общение и совместный труд.
Детство неотделимо от игры. Чем больше значение детства в культуре, тем важнее игра для общества. В начале века критерий психического здоровья формулировался так: «Здоров тот, кто умеет любить и работать», в начале века нам кажется, что «Здоров тот, кто умеет любить, работать и играть».
Игру детей можно оценивать более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно.
Для детей «отыграть» свой опыт и чувства - наиболее естественная и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Игра это средство обмена информацией, это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопросов. Игра - это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к собственному миру.
Большинство нормально развитых детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми, но, проигрывая их, так как ему хочется, ребенок может научиться постепенно с ними справляться. Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно ничего не опасаясь спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. В свободной игре ребенок может выразить то, что ему хочется сделать, когда он играет свободно, он совершает целый ряд независимых действий, тем самым, высвобождая чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу.
Такое понимание игры, нам представляется исключительно важным. Включение игры, как ведущей деятельности дошкольника, в воспитательный и образовательный процессы, необходимо, поскольку игра занимает значительное место в жизни дошкольника, выполняя развивающую и формирующую функции. Опираясь на особенности психического развития и ведущую деятельность детей старшего дошкольного возраста необходимо разрабатывать игровые формы и методы обучения и воспитания детей.