Применение здоровьесберегающих технологий в подготовке водителей транспортных средств

Разделы: Технология

Классы: 10, 11

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология


Введение

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - обучающихся и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения. (4)

Таким образом, цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки здорового образа жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с СанПиНом; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Все применяемые здоровьесберегающие технологии можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении вождению транспортных средств считаю особенно важным. (5)

Основная часть

Занятие практического вождения осуществляется в учебном автомобиле. Слежу за санитарным состоянием машины. Перед началом занятия осматриваю салон, достаточно ли он проветрен, без сквозняков, не запылен. Соблюдаю температурный режим: двигатель должен быть прогрет, важно, чтоб в автомобиле было тепло.

В ходе всего занятия слежу за мерами безопасности.

В организационной части занятия вместе с обучающимися обязательно произвожу технический осмотр машины. Перед учебной ездой осматриваем колеса, проверяем тормозную жидкость, исправность тормозов. При движении до полной остановки ученик защищен ремнями безопасности.

Создаю психологический настрой благоприятной рабочей обстановки словами: «Как твое настроение?», «Как дела на уроках?»

В течение вводного инструктажа мотивирую обучающегося на занятие: Как полученные сегодня навыки пригодятся тебе в дальнейшей жизни? (Поставить машину в гараж, на стоянку, развернуться во дворе и т.д.).

Чтоб снизить утомляемость ученика на занятии, стараюсь чередовать виды учебной деятельности: слушание объяснения мастера, выполнение упражнений на автодроме, учебная езда по учебным маршрутам, участие в беседе, работа с пособием, самоконтроль, самооценка и т.д.

Чередую методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, моделирование проблемных ситуаций и т.д. Поддерживаю развитие самостоятельной деятельности учащихся.

Использую приемы снятия эмоционального напряжения. Придаю изложению нового материала увлекательный характер, делаю его живым и интересным при помощи новизны сведений, яркости фактов из жизни водителей, оригинальности выводов.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, в содержание обучения включаю сведения о способах поддержания физического здоровья обучающихся. Во время непринужденной беседы затрагиваю такие темы, как вред курения, польза физических упражнений, здорового сна, соблюдение режим дня, правильное питание, безопасное поведение на дорогах и т.д.

В ходе занятия неоднократно обращаю внимание на правильную посадку ученика в автомобиле, корректирую его осанку. Оптимальная посадка за рулем сводит к минимуму все мышечные напряжения и позволяет водителю находиться в максимально работоспособном состоянии.

Так как практические занятия вождения связаны с напряжением мышц, сильной сосредоточенностью внимания, провожу динамические и релаксационные паузы. Обучающемуся даю возможность выйти из кабины сделать несколько упражнений на снятие напряжения в руках и ногах. Так же предлагаю выполнить гимнастику для глаз.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является психологический комфорт ученика на уроке. Улыбка, уместный юмор, доброе слово, похвала, обращение к ученику по имени, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок - все это способствует раскрытию способностей каждого ребенка.

На занятии стараюсь создать ситуацию успеха. То есть подбираю условия, при которых обучающийся, выполняя задание, неожиданно открывает свои возможности. Увидев это, поддерживаю ученика и ставлю перед ним новую цель, оговорив алгоритм действий для достижений успеха.

Демонстрирую свою уверенность в способностях ученика, словами «у тебя обязательно получится», «я даже не сомневаюсь в успешном результате», тем самым поддерживаю его нормальную самооценку деятельности. Фраза «может быть в армии тебе доверят управлять военной техникой» является стимулом многих юных кандидатов в водители.

Заключение

Каждая из рассмотренных здоровьесберегающих технологий имеет оздоровительную направленность, а используя такие технологии в комплексе, в итоге способствует формированию у обучающегося стойкой мотивации на здоровый образ жизни, воспитанию элементарной культуры отношения к своему здоровью.

Я заметил, что включение в занятие хотя бы нескольких элементов здоровьесберегающих технологий, делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у обучающегося бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к автоделу.

Список используемых источников

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. - СПб, 2002..
  2. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении/ Под ред. И.А.Баевой. - СПб, 2006.
  3. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения. Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред. А.П.Тряпициной. - СПб.: КАРО, 2005.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья [Текст] - М.: Изд-во Аркти, 2005. - С. 320
  5. https://урок.рф/library