Паспорт педагогического проекта
Структура |
Содержание |
Тема |
«Учимся готовить» |
Адресация проекта |
воспитателям |
Место проведения |
БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии |
Участники проекта |
Воспитатели Алексеева О.С., Данилова О.В Воспитанники группы выходного дня |
Возраст воспитанников |
10-15 лет |
Цель проекта |
Оказание социальной помощи и подготовка воспитанников к адаптации в жизненном пространстве посредством приобщения к культуре приготовления пищи. |
Задачи проекта |
1. Помочь детям освоить технологию изготовления отдельных блюд.
|
Ресурсы проекта |
1. Педагог
|
Предполагаемые результаты |
1. Ознакомление обучающихся с технологиями приготовления блюд.
|
Продукт проекта |
1. Презентация рецепта
|
Аннотация |
Проект рассчитан на 21 занятие (21 неделя по 1 занятию в неделю). В течение всего времени воспитанники совместно с воспитателем изучают рецепты и готовят различные блюда. По итогам занятиядетипрезентуют приготовленные блюда и проводят совместную дегустацию. В завершении каждого модуля оформляется брошюра«Учимся готовить» согласно тематике. |
Пояснительная записка
Данная программа делает акцент на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Проект «Учимся готовить» предназначена для воспитанников группы выходного дня БОУ «Кугесьская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии. Подготовка к самостоятельной жизни - одна из основных задач процесса обучения проекта «Учимся готовить», воспитанников школы-интерната, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь.
Проблема бесконфликтной интеграции воспитанников в социум в настоящее время стоит очень остро. Часто дети оказываются не приспособлены к самостоятельному проживанию, не имеют навыков ведения домашнего хозяйства, не владеют знаниями приготовления пищи. Для решения этой проблемы в БОУ «Кугесьская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии. Воспитателями группы выходного дня Алексеевой Ольгой Станиславовной и Даниловой Оксаной Валерьевной был разработан данный проект.
Благодаря практической направленности, деятельностному характеру работы и тесной связи с повседневной жизнью, образовательная область «Кулинария. Технологии приготовления пищи» дает возможность воспитаннику получать новые знания, умения, навыки, интегрировать их со знаниями, полученными на других школьных предметах, и применять их в самых различных жизненных ситуациях. Программа проекта «Учимся готовить» охватывает широкий возрастной диапазон и многофункциональна по своему назначению, а также выстроена с учетом интересов воспитанников группы.
Актуальность
Дети, воспитывающиеся в специальных образовательных учреждениях, как правило, получают готовую пищу, не зная, как и из каких продуктов она готовится, не имеют практического опыта, элементарных знаний и умений, присущих детям из обычных семей. Поэтому возникла идея о необходимости проводить в основном практические занятия по кулинарии, дающие основы знаний и умений готовить пищу, соблюдать гигиену, культуру питания, как одного из основных направлений решения проблемы социальной адаптации воспитанников.
Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям. Полученные на занятиях знания помогут детям не только накормить в будущем свою семью, гостей, но и сделать, быть может, первый шаг в выбранной специальности. Подготовка к самостоятельной жизни - одна из основных задач процесса обучения курса «Вкусно и полезно», воспитанников школы-интерната, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь. Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию.
Программа начинает реализовываться в 2020-2021 учебном году на воспитанниках группы выходного дня БОУ «Кугесьская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии. Курс занятий рассчитан на 21 неделю, с последующей отработкой полученных ранее знаний и умений, а также с введением и усложнением как теоретической, так и практической части.
Актуальность программы «Вкусно и полезно» в том, что обучение детей направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности. Необходимо также отметить, что данные занятия всегда воспринимаются воспитанниками положительно, они легко и с желанием вовлекаются в работу как индивидуально, так и все вместе
Цель: формирование знаний и умений воспитанников, способствующих социальной адаптации, подготовка детей к самостоятельной жизни в плане организации питания.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Обучающие:
1) обучить технологии приготовления различных блюд;
2) познакомить детей с историей кулинарии, историей национальных кухонь с точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов; лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при приготовлении пищи;
3) обогатить словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии;
4) Формировать навыки работы с инструментами и приборами при обработке различных продуктов;
5) приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности;
6) познакомить с санитарно-гигиеническими правилами и нормами и техникой безопасности при выполнении кулинарных работ.
Коррекционно-развивающие:
1) пробудить интерес к кулинарному искусству у детей. - Развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка;
2) развить эстетическое восприятие и творческое воображение.
Воспитательные:
1) воспитывать трудолюбие, аккуратность;
2) привить навыки работы в группе; формировать культуру общения;
3) формировать любовь и уважение к традициям русской кухни;
4) формировать позитивную установку на семейную жизнь.
Содержание программы
Отличительной особенностью настоящего проекта является то, что она составлена с учетом интересов и потребностей детей, их возможностей, уровня подготовки и владения практическими навыками. Данный проект охватывает помимо преподавания практических навыков развитие познавательной сферы через преподавание основ кулинарии. Весь курс обучения представляет единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются, и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой.
В основу проекта положен концентрический принцип - одни и те же темы рассматриваются каждый год с усложнением по видам деятельности и способам выполнения (в зависимости от имеющихся у воспитанников навыков, умений и потенциальных возможностей). Планируются как индивидуальные, так и групповые занятия.
Проект начинает реализовываться в 2020-2021 учебном году на воспитанниках группы выходного дня БОУ «Кугесьская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии. Курс занятий рассчитан на 21 неделю, с последующей отработкой полученных ранее знаний и умений, а также с введением и усложнением как теоретической, так и практической части. Всегда учитываются личные пожелания детей, подкрепленные положительной мотивацией.
Занятия проводятся на сменах воспитателя по выходным дням:
- Первая половина дня - теоретическое занятие (1 час)
- Вторая половина дня - практическое занятие (2 часа и больше).
Всегда учитываются личные пожелания воспитанников, подкрепленные положительной мотивацией. Поэтому в тематическом планировании, разработанном с учетом интересов и возможностей детей, допускается варьирование и замена отдельных тем, количества часов по темам.
Занятия направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, организацию правильного питания, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего их развития, на воспитание ответственности, самостоятельности, коллективизма, взаимовыручки.
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы контроля. Реализация проекта «Учимся готовить» предусматривает входной, текущий контроль и итоговую проектную работу обучающихся. Входной контроль проводится с целью выявления уровня подготовки учащихся. Текущий (промежуточный) - с целью контроля усвоения учащимися модулей проекта. Итоговый - с целью усвоения обучающимися программного материала проекта в целом. Входной контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с обучающимися с целью введения их в мир кулинарного искусства, правил правильной организации рабочего места, санитарии, гигиены и безопасной работы. Текущий контроль включает следующие формы: групповые задания работы с технологическими картами приготовления блюд; Итоговый контроль осуществляется в форме игры-соревнования команд, включающий обобщающие задания по пройденным темам.
Средства контроля. Контроль освоения обучающимися материалов проекта осуществляется путем оценивания следующих критериев (параметров):
- умение самостоятельно работать с использованием технологической карты приготовляемого блюда;
- точность соблюдения рецептуры приготовляемого блюда;
- эстетика подачи готового блюда.
Результативность обучения дифференцируется по трем уровням (низкий, средний, высокий). При низком уровне освоения программы обучающийся:
- работает с технологическими картами с помощью педагога;
- испытывает затруднения при соблюдении рецептуры;
- низкая эстетика подачи готового блюда
При среднем уровне освоения программы обучающийся:
- работает самостоятельно с технологическими картами, лишь изредка возникают затруднения;
- средний уровень соблюдения рецептуры;
- средний уровень эстетики подачи готового блюда
При высоком уровне освоения программы обучающийся:
- быстро и качественно работает с технологическими картами;
- высокий уровень соблюдения рецептуры;
- высокий уровень эстетики подачи готового блюда
Учащиеся работают командами, выполняя самостоятельные задания по технологическим картам, практические задания по приготовлению и подачи изучаемых блюд, фотографируют их и формируют портфолио.
Материалы и инструменты для работы
Для проведения занятий в БОУ «Кугесьская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии. используется специально оборудованный кабинет домоводства.
Дидактическое обеспечение
- Таблица калорийности основных продуктов питания
- Технологические карты, схемы приготовления блюд
- Тесты для контроля знаний, умений, навыков;
- Наглядный иллюстративный материал (мультимедийные технологии);
- Книги по кулинарии, учебно-методические пособия, справочники, энциклопедии, в том числе и интернет-источники
Тематическое планирование
№ |
название |
дата |
кол-во часов |
Модуль 1. Салаты |
|||
1. |
Винегрет |
05.12.20 |
1 |
2. |
Оливье |
12.12.20 |
1 |
3. |
Селедка под шубой |
19.12.20 |
1 |
4. |
Витаминный |
16.01.21 |
1 |
5. |
Салат «Минутка» |
23.01.21 |
1 |
6. |
Салат «Морковный» |
30.01.21 |
1 |
7. |
Фруктовый салат |
06.02.21 |
1 |
Модуль 2. Выпечка |
|||
8. |
Блины |
13.02.21 |
1 |
9. |
Оладьи |
13.02.21 |
1 |
10. |
Сырники |
20.02.21 |
1 |
11. |
Сосиски в тесте |
27.02.21 |
1 |
12. |
Пирожки |
27.02.21 |
1 |
13. |
Куличи |
06.03.21 |
1 |
Модуль 3. Десерты |
|||
14. |
Вафельные трубочки |
13.03.21 |
1 |
15. |
Пирожное-картошка |
03.04.21 |
1 |
16. |
Печенье "Вкус маминого детства" |
10.04.21 |
1 |
17. |
Печенье на рассоле |
17.04.21 |
1 |
18. |
Кекс |
24.04.21 |
1 |
19. |
Торт из рыбок |
15.05.21 |
1 |
20. |
Мармелад |
15.05.21 |
1 |
21. |
Молочный коктейль |
22.05.21 |
1 |