Проект «Учимся готовить»

Разделы: Внеклассная работа


Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Учимся готовить»

Адресация проекта

воспитателям

Место проведения

БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

Участники проекта

Воспитатели Алексеева О.С., Данилова О.В

Воспитанники группы выходного дня

Возраст воспитанников

10-15 лет

Цель проекта

Оказание социальной помощи и подготовка воспитанников к адаптации в жизненном пространстве посредством приобщения к культуре приготовления пищи.

Задачи проекта

1. Помочь детям освоить технологию изготовления отдельных блюд.
2. Развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности.
3. Воспитывать у воспитанников интерес к самостоятельной деятельности по приготовлению блюд.

Ресурсы проекта

1. Педагог
2. Заинтересованные воспитанники
3. Наличие фотокамеры
4. Условия для фотовыставки
5. Выпуск брошюры

Предполагаемые результаты

1. Ознакомление обучающихся с технологиями приготовления блюд.
2. Приобретение опыта приготовления салатов, выпечки и десертов.
3. Приобретение опыта совместной работы, освоениекоммуникативных навыков, навыков самооценки.
4.Формирование у обучающихся умения планироватьпоследовательностьтехнологических операций по приготовлению отдельных блюд.

Продукт проекта

1. Презентация рецепта
2. Фото блюда
3. Фотовыставка «Учимся готовить»

Аннотация

Проект рассчитан на 21 занятие (21 неделя по 1 занятию в неделю). В течение всего времени воспитанники совместно с воспитателем изучают рецепты и готовят различные блюда. По итогам занятиядетипрезентуют приготовленные блюда и проводят совместную дегустацию. В завершении каждого модуля оформляется брошюра«Учимся готовить» согласно тематике.

Пояснительная записка

Данная программа делает акцент на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Проект «Учимся готовить» предназначена для воспитанников группы выходного дня БОУ «Кугесьская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии. Подготовка к самостоятельной жизни - одна из основных задач процесса обучения проекта «Учимся готовить», воспитанников школы-интерната, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь.

Проблема бесконфликтной интеграции воспитанников в социум в настоящее время стоит очень остро. Часто дети оказываются не приспособлены к самостоятельному проживанию, не имеют навыков ведения домашнего хозяйства, не владеют знаниями приготовления пищи. Для решения этой проблемы в БОУ «Кугесьская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии. Воспитателями группы выходного дня Алексеевой Ольгой Станиславовной и Даниловой Оксаной Валерьевной был разработан данный проект.

Благодаря практической направленности, деятельностному характеру работы и тесной связи с повседневной жизнью, образовательная область «Кулинария. Технологии приготовления пищи» дает возможность воспитаннику получать новые знания, умения, навыки, интегрировать их со знаниями, полученными на других школьных предметах, и применять их в самых различных жизненных ситуациях. Программа проекта «Учимся готовить» охватывает широкий возрастной диапазон и многофункциональна по своему назначению, а также выстроена с учетом интересов воспитанников группы.

Актуальность

Дети, воспитывающиеся в специальных образовательных учреждениях, как правило, получают готовую пищу, не зная, как и из каких продуктов она готовится, не имеют практического опыта, элементарных знаний и умений, присущих детям из обычных семей. Поэтому возникла идея о необходимости проводить в основном практические занятия по кулинарии, дающие основы знаний и умений готовить пищу, соблюдать гигиену, культуру питания, как одного из основных направлений решения проблемы социальной адаптации воспитанников.

Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям. Полученные на занятиях знания помогут детям не только накормить в будущем свою семью, гостей, но и сделать, быть может, первый шаг в выбранной специальности. Подготовка к самостоятельной жизни - одна из основных задач процесса обучения курса «Вкусно и полезно», воспитанников школы-интерната, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь. Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию.

Программа начинает реализовываться в 2020-2021 учебном году на воспитанниках группы выходного дня БОУ «Кугесьская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии. Курс занятий рассчитан на 21 неделю, с последующей отработкой полученных ранее знаний и умений, а также с введением и усложнением как теоретической, так и практической части.

Актуальность программы «Вкусно и полезно» в том, что обучение детей направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности. Необходимо также отметить, что данные занятия всегда воспринимаются воспитанниками положительно, они легко и с желанием вовлекаются в работу как индивидуально, так и все вместе

Цель: формирование знаний и умений воспитанников, способствующих социальной адаптации, подготовка детей к самостоятельной жизни в плане организации питания.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Обучающие:

1) обучить технологии приготовления различных блюд;

2) познакомить детей с историей кулинарии, историей национальных кухонь с точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов; лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при приготовлении пищи;

3) обогатить словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии;

4) Формировать навыки работы с инструментами и приборами при обработке различных продуктов;

5) приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности;

6) познакомить с санитарно-гигиеническими правилами и нормами и техникой безопасности при выполнении кулинарных работ.

Коррекционно-развивающие:

1) пробудить интерес к кулинарному искусству у детей. - Развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка;

2) развить эстетическое восприятие и творческое воображение.

Воспитательные:

1) воспитывать трудолюбие, аккуратность;

2) привить навыки работы в группе; формировать культуру общения;

3) формировать любовь и уважение к традициям русской кухни;

4) формировать позитивную установку на семейную жизнь.

Содержание программы

Отличительной особенностью настоящего проекта является то, что она составлена с учетом интересов и потребностей детей, их возможностей, уровня подготовки и владения практическими навыками. Данный проект охватывает помимо преподавания практических навыков развитие познавательной сферы через преподавание основ кулинарии. Весь курс обучения представляет единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются, и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой.

В основу проекта положен концентрический принцип - одни и те же темы рассматриваются каждый год с усложнением по видам деятельности и способам выполнения (в зависимости от имеющихся у воспитанников навыков, умений и потенциальных возможностей). Планируются как индивидуальные, так и групповые занятия.

Проект начинает реализовываться в 2020-2021 учебном году на воспитанниках группы выходного дня БОУ «Кугесьская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии. Курс занятий рассчитан на 21 неделю, с последующей отработкой полученных ранее знаний и умений, а также с введением и усложнением как теоретической, так и практической части. Всегда учитываются личные пожелания детей, подкрепленные положительной мотивацией.

Занятия проводятся на сменах воспитателя по выходным дням:

  • Первая половина дня - теоретическое занятие (1 час)
  • Вторая половина дня - практическое занятие (2 часа и больше).

Всегда учитываются личные пожелания воспитанников, подкрепленные положительной мотивацией. Поэтому в тематическом планировании, разработанном с учетом интересов и возможностей детей, допускается варьирование и замена отдельных тем, количества часов по темам.

Занятия направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, организацию правильного питания, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего их развития, на воспитание ответственности, самостоятельности, коллективизма, взаимовыручки.

Формы аттестации и оценочные материалы

Формы контроля. Реализация проекта «Учимся готовить» предусматривает входной, текущий контроль и итоговую проектную работу обучающихся. Входной контроль проводится с целью выявления уровня подготовки учащихся. Текущий (промежуточный) - с целью контроля усвоения учащимися модулей проекта. Итоговый - с целью усвоения обучающимися программного материала проекта в целом. Входной контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с обучающимися с целью введения их в мир кулинарного искусства, правил правильной организации рабочего места, санитарии, гигиены и безопасной работы. Текущий контроль включает следующие формы: групповые задания работы с технологическими картами приготовления блюд; Итоговый контроль осуществляется в форме игры-соревнования команд, включающий обобщающие задания по пройденным темам.

Средства контроля. Контроль освоения обучающимися материалов проекта осуществляется путем оценивания следующих критериев (параметров):

  • умение самостоятельно работать с использованием технологической карты приготовляемого блюда;
  • точность соблюдения рецептуры приготовляемого блюда;
  • эстетика подачи готового блюда.

Результативность обучения дифференцируется по трем уровням (низкий, средний, высокий). При низком уровне освоения программы обучающийся:

  • работает с технологическими картами с помощью педагога;
  • испытывает затруднения при соблюдении рецептуры;
  • низкая эстетика подачи готового блюда

При среднем уровне освоения программы обучающийся:

  • работает самостоятельно с технологическими картами, лишь изредка возникают затруднения;
  • средний уровень соблюдения рецептуры;
  • средний уровень эстетики подачи готового блюда

При высоком уровне освоения программы обучающийся:

  • быстро и качественно работает с технологическими картами;
  • высокий уровень соблюдения рецептуры;
  • высокий уровень эстетики подачи готового блюда

Учащиеся работают командами, выполняя самостоятельные задания по технологическим картам, практические задания по приготовлению и подачи изучаемых блюд, фотографируют их и формируют портфолио.

Материалы и инструменты для работы

Для проведения занятий в БОУ «Кугесьская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии. используется специально оборудованный кабинет домоводства.

Дидактическое обеспечение

- Таблица калорийности основных продуктов питания

- Технологические карты, схемы приготовления блюд

- Тесты для контроля знаний, умений, навыков;

- Наглядный иллюстративный материал (мультимедийные технологии);

- Книги по кулинарии, учебно-методические пособия, справочники, энциклопедии, в том числе и интернет-источники

Тематическое планирование

название

дата

кол-во часов

Модуль 1. Салаты

1.

Винегрет

05.12.20

1

2.

Оливье

12.12.20

1

3.

Селедка под шубой

19.12.20

1

4.

Витаминный

16.01.21

1

5.

Салат «Минутка»

23.01.21

1

6.

Салат «Морковный»

30.01.21

1

7.

Фруктовый салат

06.02.21

1

Модуль 2. Выпечка

8.

Блины

13.02.21

1

9.

Оладьи

13.02.21

1

10.

Сырники

20.02.21

1

11.

Сосиски в тесте

27.02.21

1

12.

Пирожки

27.02.21

1

13.

Куличи

06.03.21

1

Модуль 3. Десерты

14.

Вафельные трубочки

13.03.21

1

15.

Пирожное-картошка

03.04.21

1

16.

Печенье "Вкус маминого детства"

10.04.21

1

17.

Печенье на рассоле

17.04.21

1

18.

Кекс

24.04.21

1

19.

Торт из рыбок

15.05.21

1

20.

Мармелад

15.05.21

1

21.

Молочный коктейль

22.05.21

1