Песочная терапия в логопедической работе

Разделы: Логопедия

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: песочная терапия


Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Альтернативные методы и приемы помогают провести занятия более интересно и разнообразно.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, фито-, музыко-, аромотерапия - и др). Но мне хочется остановиться на той, которая, на мой взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной - песочная терапия.

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке - морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно, если эти игры - песочная терапия.

В ЧЕМ СИЛА ПЕСКА?

Он обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала:

  • песок - очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;
  • песок - природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, даёт ощущение творца;
  • песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;
  • песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях;
  • песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребёнка саморегуляцию и терпеливость.

ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ?

Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом - это традиционные игры с песком в песочнице. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки "жили" в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли "миром". Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод "мировой методикой".

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.

Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.

Проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию

Использование игр с песком весьма эффективно.

Влияние игр с песком на развитие ребенка

  • снимают мышечную напряжённость;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • - помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
  • - повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом;
  • - развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, а так же царапины и порезы на руках.

Организация игрового процесса начинается:

  • с демонстрации песочницы и фигурок;
  • со знакомства с правилами игр на песке;
  • с формулировки инструкций к играм;
  • завершение занятия, ритуал выхода.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ

Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее - холодное», «сухое - мокрое», «твердое - мягкое», «гладкое - острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.

Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д.Зинкевич-Евстегнеева и Т.М.Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
  • «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они? Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ПАЛЬЦЕВ РУК, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

  • положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
  • погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
  • погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .
  • при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

  • Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
  • Выдыхай медленно и плавно.
  • Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ

Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  • обучающиеся чувствуют себя более успешными;
  • перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;
  • на занятиях нет места монотонности и скуке.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.