Что такое причастие. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: причастие


Предмет: Русский язык.

Класс: 7.

Место урока в системе уроков по данной теме: первый.

Цель деятельности учителя: организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умения находить причастие в тексте, определять признаки глагола и прилагательного у причастия, способствовать формированию умения использовать причастие в речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты:

Предметные: отличают причастия среди других частей речи, используют причастия в устной и письменной речи.

Метапредметные:

Коммуникативные:

  • договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;
  • осуществляют взаимоконтроль.

Регулятивные:

  • формулируют вопрос (проблему) урока и определяют цель учебной деятельности;
  • планируют деятельность;
  • соотносят цель урока и результат своей деятельности;
  • осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

  • устанавливают закономерность, анализируют, сравнивают, делают выводы.
  • выделяют главное.

Личностные:

  • выражают отношение к российской символике через суждение;
  • осознают границы собственного знания.

Методы/приёмы обучения: частично-поисковый, проблемный, наглядный/эвристическая беседа, восстановление деформированного алгоритма, использование видео.

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Образовательные ресурсы: Русский язык. 7 класс.: учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Просвещение, 2021.

Оборудование, наглядность:

  • онлайн-доска Твидла
  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • карточки с заданиями
  • карточка с вопросами для рефлексии

Предварительная подготовка:

  • Внести запись на онлайн-доску Твидла
  • Подготовить карточки с заданиями и карточку с вопросами для рефлексии

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте!!!

Проверьте готовность к уроку. Нам сегодня понадобится учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Сегодня мы начнем урок с небольшого видеоролика. Посмотрите внимательно и определите, какой предмет составили люди.

Просмотр видео(https://youtu.be/JaS3dZIXp2w)

- Как вы думаете, что изобразили люди? ….Российский флаг

- Вы знаете, когда день флага России? ….. 22 августа

- Как вы думаете, что могут обозначать цвета флага? …..

  • Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
  • Синий цвет - верность, честность;
  • Красный цвет - мужество, смелость, любовь.

- Как вы думаете, какое качество флага хотели показать люди, когда стали приседать? … Развевающийся флаг

На доске: синий, красный, белый, развевающийся.

- Выделите в словах окончание и суффиксы.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Сделайте вывод: к какой части речи относится каждое слово?

- Как вы думаете, что мешает отнести слово развевающийся к прилагательным?... У него есть -ся-, которое указывает на возвратность, а у прилагательных нет такого признака. Это признак глагола.

- Если мы не можем отнести к прилагательным, может, отнесем слово к глаголам? … Нет, так как у него окончание прилагательного.

4. Выявление места и причины затруднения

- Какой вывод можете сделать о принадлежности слова к какой-либо части речи? …. она имеет признаки двух частей речи.

5. Построение проекта выхода из затруднения

- Открою вам тайну, сегодня мы будем изучать загадочные слова.

Такие слова называются причастиями.

- Сформулируйте тему урока: Загадочные слова - причастия.

- Запишите в тетради дату. Тему урока: Что такое причастие.

- Какие задачи нам нужно решить на уроке?....Слайд 2. Презентация

  • Узнать, что такое причастие?
  • Определить, какие признаки прилагательного, а какие признаки глагола есть у причастия.
  • Научиться находить причастия в тексте.
  • Учиться использовать причастия в речи.

6. Реализация построенного проекта

- С какой из задач, поставленных на урок, мы начнём работать?....начинает со 2 задачи.

- Как мы будем её решать? ……сравнить с прилагательным и глаголом.

Работа в парах.

Дан текст на карточке:

Наступила осень. На фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин. Кое - где в жёлтой траве виднеется шляпка позднего подосиновика. Только свистит рябчик, кличут в небе журавли. Постепенно желтеет весь лес. Слайд 3

Задание:

  • прочитай текст;
  • о чем этот текст?
  • выпиши в столбик однокоренные слова;
    Пожелтевшей
    Жёлтой
    Желтеет

- Определи и запиши напротив каждого слова его морфологические признаки;

- Проверьте друг друга в паре.

Слайд 5:

Пожелтевшей - в ед. ч., в ж.р., в Р.п., сов. в., прош. вр., невозвр.(не открывается сразу)

Жёлтой - качеств., в м.р., ед.ч., в П.п.

Желтеет - наст. вр, несов. вид., 1 спр, 3 лицо, в ед. ч., невозвр.

- Работаем вместе.

- Как вы думаете, что я могла бы поместить на слайде напротив слова пожелтевший. Ответьте на этот вопрос, используя параграф учебника на стр. 68-69.П12.

- Какую задачу, нам удалось решить? ….. какие признаки прилагательного, а какие признаки глагола есть у причастия.

- Решена ли нами первая задача?

…..частично решена.

- Используя материал параграфа 12, сформулируйте письменно ответ на вопрос: что обозначает причастие?

Ребята проговаривают свои варианты.

Слайд 6: Причастие - это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность) и признаки прилагательного (изменяется по родам, числам и падежам),отвечают на вопросы прилагательного (какой? и т.д.) и «глагольные» вопросы (что делающий? что сделавший?). Образуются от глаголов при помощи суффиксов: -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-); -ем-(-ом-), -им-; -вш-, -ш-, -енн-,-нн-, -т-.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Теперь решаем третью задачу: научиться находить причастия в тексте.

- Восстановите алгоритм, который поможет найти причастие в тексте.

В перепутанном состоянии:

3. Задайте вопрос к слову: если оно отвечает на вопрос какой, то

4. Определите, от какого слова оно образовано: если от глагола, то

2. Выделите суффикс: если это суффиксы: -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-); -ем-(-ом-), -им- -вш-, -ш-, -енн-,-нн-, -т-, то

1. Ты нашёл причастие! Слайд 7

Алгоритм:

  1. Задайте вопрос к слову: если оно отвечает на вопрос какой, то
  2. Определите, от какого слова оно образовано: если от глагола, то
  3. Выделите суффикс: если это суффиксы : -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-); -ем-(-ом-), -им- -вш-, -ш-, -енн-,-нн-, -т-, то
  4. Ты нашёл причастие! Слайд 8

Валеопауза. Упражнение на релаксацию. Закройте глаза и представьте: (текст о зиме). Слайд 9

- Из зимнего леса мы возвращаемся в класс и продолжаем работать.

- Прочитайте текст на карточках:

Красив, чудесен русский лес зимой! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Сидевший на дереве дятел пустил звонкую барабанную трель. Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег.

Задание:

- Проговаривая алгоритм, найдите причастия и выпишите из текста.

- Проверяем: какие причастия выписали, объясните почему.

….Засыпанные Сидевший Лежащие Сверкающий

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Прочитайте задание на карточке:

  • Выпишите причастия, объясняя свой выбор. Слайд 10
  • Определи признаки глагола и признаки прилагательного.

Весна - прекрасное время года. Когда, как не весной можно услышать песни ручейков, бегущих по склонам. Когда, как не весной можно услышать чудесные песни птичек, летающих над домом. Когда, как не весной можно насладиться ароматом деревьев, расцветающих прямо на глазах.

- Проверьте работу по эталону. Исправьте допущенные ошибки карандашом.

Слайд 11 : эталон.

Бегущих - мн.ч, Р.п., несов.в., наст. вр., невозврат.

Летающих - мн.ч., Р.п., несов. в.,наст. вр., невозврат.

Расцветающих - мн. Ч., Р.п., соверш. В., наст, вр., невозврат.

- Итак, каким образом мы будем находить причастия в тексте?

9. Включение в систему знаний и повторение

- Прочитайте начало текста на слайде 12:

Российский флаг - это гордость каждого русского человека.

- Задание: продолжите текст. Включите в него следующие причастия: развевающийся, двигающийся, составленный.

- Зачитайте получившиеся тексты (выборочная проверка творческих работ)

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд 13

- Ребята, как вы думаете, добились ли мы на сегодняшнем уроке поставленной цели?

- Какие задачи мы решили на уроке?

- Какие результаты получили?

- Чему научились?

- Назовите ключевые слова урока.

- С какими трудностями мы столкнулись? С чем это связано?

- Оцените свою работу на карточках,используя прием незаконченных предложений:

  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я научился…".

11. Домашнее задание на выбор

  • Упр.198 по заданию.
  • Сочинить сказку о причастии.