Люди «дна»: характеры и судьбы (по драме М.Горького «На дне»)

Разделы: Литература

Классы: 9, 11

Ключевые слова: М.Горький, М.Горький «На дне»


Материалы для учителя

Солнце всходит и заходит,
А в тюрьме моей темно.
Дни и ночи часовые
Стерегут мое окно.
Как хотите, стерегите,
Я и так не убегу.
Мне не хочется на волю,
Цепь порвать я не могу...
(тюремная песня)

Тема «дна» в творчестве А.М.Горького возникла не случайно. Во время своих скитаний по Руси он встречал людей, пребывающих на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, с «бывшими людьми», обитающими в подвалах и ночлежках, куда не проникает солнечный луч - свет надежды.

Первоначально Горький задумал назвать драму «Без солнца», затем переименовывал несколько раз, называя «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни» и, наконец, выбрал заглавие - «На дне», подразумевая и социальное «дно» жизни и «дно» человеческой души.

Постановку этого произведения осуществляли на сцене МХАТа режиссеры Станиславский и Немирович-Данченко. Во время репетиций русский писатель и знаток Москвы Гиляровский водил актеров по трущобам Хитровского рынка. Там, в подвалах и на чердаках, где обитали нищие и преступники, они увидели прообразы своих персонажей и поняли, как надо играть, чтобы правдиво воссоздать характеры и судьбы горьковских персонажей - Клеща, Бубнова, Барона, Сатина, Насти, Анны, Пепла, Луки и других.

Восемнадцатого октября 1902 года состоялась премьера. Раскрылся занавес... и перед зрителями возникла картина: подвал, похожий на тюрьму, потолок с тяжелыми каменными сводами, с обвалившейся штукатуркой. Везде по стенам - нары. Ночлежка внешне напоминает тюрьму, куда не проникают лучи солнца, а только сырость, холод и отчаяние. Безысходность как бы витает в воздухе этого маленького, замкнутого мирка, который представляет собой уменьшенную копию, модель большого мира. Здесь есть свои хозяева (Костылевы), полиция (Медведев), представители разных сословий, профессий, религий (бывший дворянин - Барон, бывший служащий - телеграфист Сатин, бывшие мастеровые - слесарь Клещ и скорняк Бубнов, бывший актер, мусульманин Татарин). Как и в любом обществе, в ночлежке имеется и свой вор (Пепел), и девушка легкого поведения (Настя).

Что же привело сюда всех этих, таких разных людей? Ответ очевиден - судьба. У каждого своя, непохожая, но одинаково суровая, трагичная, безжалостная. Для них всё уже в прошлом, неслучайно слова «был», «было» не сходят с их уст.

Сатин вспоминает, что «был мальчишкой... служил на телеграфе», «образованным человеком» был , читал много книг, знал что такое «органон» и «макробиотика». Но «вступившись за честь сестры», «убил подлеца в запальчивости», поэтому «четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел, а после тюрьмы - нет ходу!» Теперь он безработный пьяница и шулер.

Бубнов «скорняк был... свое заведение имел...» Лишившись мастерской, которая досталась жене и ее любовнику, он теперь только вспоминает о своем трудовом прошлом: «Руки у меня были желтыми - от краски: меха подкрашивал я... думал, что до смерти не отмою... А теперь вот они, руки... просто грязные... да!» Он стал нищим, бездельником, пьяницей.

В свою очередь, Барон рассказывает, как, лежа в постели, кофе пил со сливками - и это лучшие его воспоминания о прошлом, так как вся жизнь представляется ему какой-то бессмысленной сменой костюмов: «Учился - носил мундир дворянского института... Женился - одел фрак, потом халат, носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки... а как разорился! Не заметил... Служил в казенной палате... Мундир, фуражка с кокардой... растратил казенные деньги, - надели на меня арестантский халат... потом - одел вот это...». Вместе с былым комфортом этот человек теряет честь и достоинство: за предложенные Пеплом полбутылки он готов стать на четвереньки и лаять по-собачьи. Он сам осознает свое моральное падение и говорит: «Какое тебе от этого может быть удовольствие, если я сам знаю, что стал чуть ли не хуже тебя...». Эти слова он адресует Ваське Пеплу, который был выходцем из «воровской династии» и ему ничего не оставалось, как продолжить «дело» отца: «Мой путь - обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал... Я когда маленький был, так уже в ту пору меня звали вор, воров сын...».

А вот Актер сам виноват в своей печальной участи: из-за пристрастия к алкоголю он потерял работу, забыл роли, а ведь когда-то его, выступавшего под звучным и одновременно нелепым псевдонимом Сверчкова-Заволжского, сопровождал гром аплодисментов.

В Настиной жизни, где правда, а где вымысел, разобраться трудно. Начитавшись любовных романов, она придумала свое прошлое, где была чистая и светлая любовь, и сама поверила в эту сказку. А вот тяжелобольной Анне даже вспомнить нечего: «Не помню - когда и сыта была... над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь... За что?» Это вопрос мучает всех ночлежников, но ответа на него никто так и не находит. Правда, одно они понимают: прошлое их печально, настоящее - мрачно, а будущее тревожно и темно.

Кажется, что здесь, в ночлежке - преисподней, эти грешники нашли свое последние пристанище, потому что, как говорит Наташа, им «некуда идти». Так и живут они изо дня в день в обстановке грязи, нищеты и пороков, бранясь, споря по пустякам, насмехаясь друг над другом.

Эти люди по-разному воспринимают свое жалкое существование. Одни озлобились и ожесточились, другие сохранили добрую сострадательную душу.

Например, Бубнов, уверяят, что всегда говорит только «правду, как она есть», проявляет цинизм и равнодушие по отношению к окружающим его людям. Когда Анна просит его не шуметь и дать ей спокойно умереть, он заявляет: «Шум - смерти не помеха». Настя, желая вырваться из подвала, говорит: «Лишняя я здесь». Тогда скорняк безжалостно констатирует: «Ты везде лишняя». И делает вывод: «И все люди на этой земле лишние». Недалеко ушел от него и Барон, на протяжении всей пьесы высмеивающий Настину «роковую любовь». Но среди ночлежников есть и те, кто не разучились сочувствовать. Так, Квашня, жалея Анну, оставляет ей «пельмешков горяченьких», а Актер помогает больной выйтиподышать в сени. Клещ, скучающий по работе, еще не утратил способности надеяться: «Я - рабочий человек... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу...».

В ночлежке Костылева появляется новый постоялец Лука, шестидесятилетний странник без паспорта, который пришел неизвестно откуда и ушел неизвестно куда. Его имя в переводе с латыни означает « свет». И, действительно, его появление на время рассеяло мрак ночлежки, стали видны характеры всех обитателей этого подвала. Но Лука - еще и имя апостола-евангелиста. Это не случайно, так как именно этот человек призван пробудить в ночлежниках веру в возможность лучшей жизни. Он действительно указывает праведный путь, способный вывести их со дна на поверхность жизни. Для каждого у него находятся добрые слова, которые те жаждут услышать. Умирающей Анне Лука обещает скорый покой в загробной жизни, Пеплу - достойную жизнь в Сибири, Актеру - излечение от алкоголизма в бесплатной лечебнице, в Насте поддерживает веру в романтическую любовь. Кто он? Лжец-утешитель, желающий приукрасить безрадостную жизнь страдальцев, привнести в нее сказку, красивый обман, «золотой сон» или праведник, в словах которого есть доля истины? А ведь первые лечебницы для алкоголиков уже открыты в Казани, Москве, Киеве. В Сибири действительно развивается промышленность и, следовательно, нужны сильные, энергичные люди. В атеизме Луку тоже заподозрить нельзя. Умирающей женщине он передает представление христианской веры о загробной жизни: «А Господь - взглянет на тебя кротко-ласково и скажет: знаю я Анну эту! Ну, скажет, отведите ее, Анну в Рай! Пусть успокоится...». Значит, и ей он не лжет.

Лука верит, что человек живет для лучшего, поэтому «должен уважать себя». Вот к чему он призывает ночлежников. И многие из них откликаются на слова странника, под его влиянием оживают их иллюзорные мечты и надежды.

Актер, Настя, Пепел, Наташа - та урожайная земля, удобная для посева семян, из которых произрастут Вера и Надежда. И вот воображение Актера дорисовало картину, изображающую спасительную для него лечебницу: «Превосходная лечебница... Мрамор... Мраморный пол! Свет и чистота, пища... все даром! И мраморный пол, да!» Васька Пепел, который всегда имел традиционное представление о Сибири, как о земле ссыльных и каторжных, зовет Наташу идти туда «по своей воле», чтобы жить иначе, честно работать, быть свободным. И девушка, мечтая спастись от тирании сестры, задумывается над этим предложением.

Но есть и другие персонажи, которые проповедуют философию пессимизма и неверия. Это скептики Барон и Бубнов, считающие Луку шарлатаном. Они не верят в бескорыстного и честного человека, так как считают, что «у всех людей - души серенькие... все подрумяниться желают». С ними спорит Сатин, который стал добрее под влиянием Луки. Он вступается за старика и говорит, что тот подействовал на него, «как кислота на старую грязную монету». Бывший телеграфист поверил в смелого, гордого, великого человека, в его силы: «Существует только человек, все же остальное - дело его рук, его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо».

За такими людьми, о которых мечтает Сатин, возможно, будущее. А обитатели ночлежки так и не смогли изменить свою жизнь. Судьбы почти всех оказались трагичны. Они не нашли в себе силы сойти с тонущего корабля и погибли на самом дне. Умирает Анна, убит Костылев, попадает в тюрьму Василиса и Пепел, пропадает изуродованная Наташа, Клещ теряет надежду на трудовую жизнь (продал инструменты, чтобы похоронить жену), озлобляется Настя, становится инвалидом Татарин, кончает жизнь самоубийством Актер. В финале оставшиеся в ночлежке жильцы вновь поют тюремную песню: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно...» Эти люди не смогли разорвать ту цепь, которая накрепко приковала их к жалкому, низкому прозябанию «на дне».

Но характеры персонажей пьесы Горького не вызывают грустных, пессимистических чувств, их судьбы не оставляют ощущения мрачной безысходности. Ведь они способны радоваться и мечтать, предаваться сильным чувствам и сострадать, любить ближнего и вселять надежду. Не эти так другие «бывшие люди» смогут подняться со «дна», чтобы жить, сопротивляться печальной судьбе, протестовать против попрания достоинства личности.