Естествознание. Урок "Почему мы стоим?" 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир


Краткосрочный план урока по естествознанию № 2-1-9

Раздел 2: Живая природа (в контексте сквозной темы «Моя школа»)

Класс: 2 класс.

Тема урока: Почему мы стоим

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

2.2.3.1. Определять функции опорно-двигательной системы человека.
2.1.2.1. Объяснять понятие «источник информации» и его важность для
проведения исследований.

Развитие навыков:

Называть и описывать опорно-двигательную систему (череп, позвоночник, ребра, лопатки, ключицы, бедра и конечности).
Называть защитную функцию скелета.
Называть источники информации.

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:
 Назвать части скелета
 Назвать функции некоторых частей скелета
 Назвать большинство источников информации
Большинство учащихся смогут:
 Называть и описывать опорно-двигательную систему
 Назвать функцию скелета
Некоторые учащиеся смогут:
 Различать опорную и защитную функции скелета
 Делать выводы, умозаключения

Языковая цель

Полиязычие:
қаңқабөліктері- части скелета - parts of the skeleton.
Основные термины и словосочетания:
Скелет, части скелета (череп, рёбра, грудная клетка, верхние и нижние конечности, тазовая кость, лопатки, ключицы, позвоночник, функции скелета (опорно-двигательная, защитная), головной и спинной мозг.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопросы для обсуждения:
Какие кости человека ты можешь назвать?
К какой группе ты отнесёшь позвоночник?
Какие кости скелета выполняют опорную, какие защитную функцию?
Что было бы, если человек не прекращал расти?
Выражения для письма:
Подпиши части скелета.
Скелет состоит из ____________. Их в организме человека ____. В позвоночнике ______ - ______ позвонка. Грудная клетка состоит из ________ пар рёбер.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные связи

Межпредметная связь - ЗОЖ.

Навыки использования ИКТ

ИКТ - просмотр видеоролика-ФИЗМИНУТКА, презентация урока.

Предварительные знания

Элементарные сведения о строении человека, знания об источниках
информации, полученные в 1 классе

Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока
1 мин

I. Создание положительного эмоционального настроя

(К) Учитель создаёт благоприятную атмосферу для работы на уроке.

(К) Чтоб сегодня наш урок
Всем пошел ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушать, думать и вникать.

1 мин

II. Введение в тему

(И) Исключив буквы, которых нет в русском алфавите, мы узнаем, что помогает человеку стоять.
WҮСYGКNVЕSDZЛƏІЕҢҒТҰҚӨ

Слайд 1
Презентация

4 мин

III.Актуализация знаний. Целеполагание

К) Определите тему нашего исследования сегодня? (скелет)
Чему мы должны научиться? Проблемный вопрос - тема урока «Почему мы стоим?»
Учитель демонстрирует куклу (с каркасом), мягкую игрушку, куклу без каркаса. Помощником выступает один из учеников, который может стоять, сгибать руки и ноги по просьбе учителя, а куклы, искл.-каркасная кукла, самостоятельно стоять не могут.
Вопрос: Почему человек стоит, а мягкая игрушка падает? (П.ч.у человека есть невидимая опора-скелет, а у игрушки такой опоры нет. У каркасной игрушки есть «скелет» - металлическая проволока внутри, поэтому она тоже может стоять.
Вопрос: Почему человек может сгибать руки, ноги, а кукла нет? (П.ч.у человека есть подвижные суставы, а у куклы нет)
Мы сможем к концу урока называть части скелета, функции скелета, назвать, какие источники информации помогли во время исследования.

Слайд 2
(Слова-подсказки для постановки целей
«Узнать…», «Выяснить..»)

Середина урока
30 мин

IV. Работа по теме урока
(К) Работа над темой.
- Проводя любое исследование, мы обращаемся к источникам информации. Давайте вспомним их. (Учитель демонстрирует на слайде рисунки-символы, обозначающие те или иные источники информации, которые называют дети. С ними учащиеся знакомы с первого класса: я сам, люди, книги, интернет)

Загадки:

Сетевая паутина
Оплела весь белый свет.
Не пройти детишкам мимо.
Что же это?
(интернет)

Склеена и сшита,
Без дверей, закрыта.
Кто ее открывает,
Тот много знает.
(Книга)

На земле он всех умней,
Потому и всех сильней.
(человек)

Слайд 3

- Эти источники информации сегодня на уроке нам помогут изучить скелет человека.
(Г1) «Учёный совет» (источник информации «книга»).
Работая с книгой, ребята должны найти и выписать основную информацию о скелете человека.
(Г2) «Археологи» (источник информации «подумай сам»).

По картинкам с изображением разных скелетов, а вы попробуйте догадаться, кому они принадлежат

- Как догадались? (По форме, силуэту животного.)
- А узнали бы человека по его скелету?
- Какие кости человека вы можете назвать?

Изображения скелетов собаки, голубя, лягушки, и т.д. и рисунки, где нарисованы эти животные)
Учебник
Куклы
(тряпичная и обычная)
Учебник, Презентация
(Г3) «Врачи-рентгенологи» (источники информации- рентгеновские снимки)
Проверьте себя. Попробуйте по рентгеновским снимкам определить какие части скелета на них изображены. Подпиши.
(Г4) «Скульпторы» (источник информации-части скелета на бумаге)
Рентгеновские снимки
Ребята этой группы должны соединить части скелета в одно целое.
Размещают полученный макет на доске. Первая группа рассказывает о частях скелета, как они называются. Вторая группа делает вывод, что у человека, как и у многих животных, есть позвоночник. Третья группа- закрепляет названия частей скелета и говорит, чем они отличаются, по каким признакам их можно узнать.
Вырезанные части скелета, клей

К) Динамическая пауза. ФИЗМИНУТКА - ВИДЕО (ТРЕХЯЗЫЧИЕ)

(П) Работа с текстом по учебнику.
- Сделайте вывод, что же такое скелет? Запишите в карточке ответ на вопрос, что такое скелет? (Все кости человека или животного.)
- От какого старославянского слова произошло слово кость? Запиши ответ в карточке. (Кощь)
- До какого возраста растёт скелет человека? (до 20 лет)

(К) Функции скелета. Источник информации «подумай сам».
А сейчас ответьте на очень важный вопрос: «Зачем нужен скелет?»
(Гипотезы детей.)
- Если бы у животных и человека совсем не было скелета, они напоминали бы выброшенную на берег медузу, у которой и правда скелета нет или на тряпичную куклу - марионетку, или на зефир.

Книга Анатомия человека для детей
Вывод. Скелет - опора тела, его каркас. Видео
(К) Работа по учебнику. Источник информации «книга».
Познакомьтесь с текстом и назовите, какую ещё функцию выполняет скелет.
Картинки сердца, легких, головного и спин.мозга помещаются под части скелета, которые их защищают.
(Г) Проблемный вопрос. Источник информации «спроси у других».
Куаныш просит помощи у вас:
- Определите, какие кости скелета выполняют опорную, какие защитную функцию? (Подсказка о защитной функции скелета есть в сообщении Всезнамуса.)
К какой группе ты отнесёшь позвоночник? (Позвоночник выполняет две функции: защитную и опорную.)
(П) Проблемный вопрос.
Что было бы, если человек не прекращал расти? (Гипотезы детей.)
Карточка

Конец урока
7 мин

V. Обобщение

(И) Работа в Научном дневничке (карточка) ФО
1. Подпиши части скелета (7б.)
2. Выбери две карточки, на которых написаны функции скелета.(2б)
3. Найди и подчеркни слово, от которого произошло слово КОСТЬ.(1б)

Посчитайте ваши баллы за правильные ответы.
10-9б -вы отлично поработали на уроке
8-7б - вы хорошо справились с заданием
6-4б - надо еще раз повторить пройденный материал
3-1б - будь внимательнее на уроке

Научный
дневничок
карандаш
СЛАЙД с прав ответами

1 мин.

VI. Домашнее задание
1. Используя различные источники информации, найди сведения о костях скелета человека. Данные внеси в Научный дневничок.
2. У кого больше позвонков в шее, у жирафа или у человека? (Задание под
звёздочкой для детей с повышенной учебной мотивацией.)

Учебник
Научный
дневничок

1 мин.

VII. Итог урока. Рефлексия
Ребята, давайте прочитаем вместе стихотворение.

Чтоб на кисель не походить,
На скользкую медузу,
Скелет у всех нас должен быть,
И он нам не обуза.
Пусть нет его у червяка,
Какой-нибудь амёбы,
У стрекозы и мотылька,
А нам он нужен, чтобы
Играть в футбол, ходить в кино

И плавать в речке летом.
Мы не смогли бы ничего,
Не будь у нас скелета.
Суставы гибкие согнём,
Пробежку начинаем...
Скелет опорой служит днём,
А ночью отдыхает!

Карточки со стихотворением на партах.

Ребята, спасибо за урок! Берегите свое здоровье!

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение ТБ

Учитель по мере необходимости оказывает помощь учащимся, работающим в группах, парах.
Ученики с высоким уровнем мотивации оказывают помощь одноклассникам в выполнении заданий.

Учитель:
обеспечивает обратную связь и поддержку каждому учащемуся;
задаёт вопросы по ходу урока;
просматривает работы учащихся;
анализирует результаты ученической рефлексии.

Динамическая пауза.
Солнце глянуло в окошко
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Наклониться - три, четыре.
И на месте поскакать
Раз, два, три, четыре, пять.