Пояснительная записка
Предлагаю проект урока по английскому языку с использованием проектного метода по теме «Достопримечательности Лондона» для 6 класса. Основная образовательная цель урока - развитие коммуникативной компетенции учащихся по теме «Достопримечательности Лондона», развитие умения применять материал в практических ситуациях, воспитание интереса к культуре другой страны.
Она соответствует требованиям образовательной программы О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой в классе с углублённым изучением английского языка, которая предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных обучающимся 6 классов.
Используемая методика проектного метода, коммуникативная методика, информационно-коммуникативные технологии нацелены на достижение предметных результатов, самореализацию, социализацию обучающихся, что необходимо для обучающихся 6 класса.
Данный урок разработан для учащихся разного уровня подготовки и развития. Дети, в основном, имеют высокую мотивацию к получению новых знаний: умеют самостоятельно работать с источниками информации, любознательны и активны в выполнении творческих заданий.
Исходя из поставленных целей, определён тип урока - урок получения нового знания, форма урока: урок - проект.
Основной идеей раздела «Достопримечательности Лондона» является путешествие по стране изучаемого языка, углубление лингвострановедческих знаний по теме. На данном уроке осуществляется повторение фактического материала по теме «Достопримечательности Лондона», с которым учащиеся познакомились в течение второй четверти, его обобщение и систематизация.
Что же касается применения проектного метода в процессе обучения школьников среднего звена, то здесь целесообразность применения данного приема обуславливается тем, что основной психологической потребностью подростка является овладение формами общения, кроме того тематика высказывания соответствует данному возрасту. А так как урок-проект как раз и моделирует межличностное групповое общение, то она находит отклик у учащихся 6-9 классов. Исходя из распределения ролей, с учётом индивидуально-психологических особенностей, уровня языковой подготовки, интересов и пожеланий детей, заранее формируются три группы.
Все этапы урока логически взаимосвязаны и направлены на главный этап - обобщение и систематизацию знаний по теме. С целью активизации познавательной деятельности, обобщения изученного материала по теме в течение урока используется мультимедийный проектор, учениками и учителем подготовлены две презентации в программе Prezi.
Весь материал урока отбирается с учетом поставленных целей, выполнение которых проходит на каждом этапе урока. Считаю, что цели соответствуют программным требованиям, содержанию материала, возрастным особенностям данной категории обучающихся, необходимому их уровню знаний и умений.
Структура урока отвечает дидактическим целям урока. При его подготовке упор делается на игровые технологии (лексические, ролевая игра).
Данный урок является последним в разделе «Англия». Первый этап «Организационный момент» направлен на положительный психологический настрой, на самоопределение в учебной деятельности, предполагающее внутреннюю готовность учащегося к использованию иностранного языка в реальной ситуации общения, на постановку целей урока, где используется прием целеполагания. Учащиеся, опираясь на наглядный материал, представленный в презентации, определяют тему и ставят учебные цели.
Необходимо отметить, что ученики получают индивидуальные листы самооценки и каждый ученик самостоятельно оценивает свои знания и умения на конец урока. Данный метод, прежде всего, побуждает к самоанализу, а также к объективности оценивания своих ЗУН.
На Организационном этапе обучающимся необходимо назвать число и день недели, а также вспомнить, что изучалось на предыдущем уроке, с целью самоорганизации и подготовки к уроку.
Также на данном этапе вниманию обучающихся представлен фильм о Лондоне, в котором показаны самые известные достопримечательности этого города, для того, чтобы учащиеся смогли определить цель урока и поставить перед собой задачи.
Далее идет этап Фонетической зарядки, на котором учащимся предлагается поработать с учебником, познакомиться и/или повторить названия достопримечательностей, а затем, прослушав диктора, сравнить правильность прочтения названия различных известных мест Лондона.
Учащиеся были заранее распределены по группам. В каждой группе необходимо было выбрать гида и переводчика. Гид и переводчик получили пакет с заданиями, после выполнения которых, они должны были рассказать самую важную информацию о достопримечательностях Лондона.
Остальные учащиеся также получили задания, где необходимо было вставить пропущенные названия достопримечательностей в текст, т.е. догадаться по ключевым словам, какая достопримечательность там зашифрована и найти ее на фотографии. После выполнения данного задания, учащиеся из обеих групп составляют общую карту Лондона, с помощью которой гид и переводчик будут вести экскурсию.
На этапе обобщения изученного материала обучающимся обеспечиваются условия для развития речевых умений, способности к общению через ситуативные роли.
Посредством использования умеренно - контролируемого урока-проекта и распределения ролей создаётся ситуация общения - экскурсия «Как я открыл Англию». Учитель играет роль помощника.
Все участники получают дифференцированные задания (Приложение №1). Один пакет для гида и переводчика, второй - для остальных участников команды. Прием ролевой игры эффективен как средство развития умений и навыков устной речи в сочетании с функционально-семантическими и лексическими опорами, которые позволяют стимулировать достаточно развернутые высказывания учащихся, ориентированные на употребление в речи конкретного языкового материала.
Ролевая игра состоит из трёх этапов: подготовки, проведения и этапа анализа и обобщения. Первый этап начинается в начале изучения темы и включает разработку сценария и объяснения. Учитель знакомит обучающихся с целью проекта, совместно с ними определяет режим работы, создаёт психологический настрой учащихся, выдаёт заранее подготовленные памятки и конверты с заданиями, разъясняет и оказывает помощь учащимся, от чего во многом зависит эффективность индивидуальной подготовки каждого ученика к предстоящей ролевой игре.
На данном уроке представлен этап проведения ролевой игры, на котором учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию и этап анализа и обобщения, который предполагает рефлексию, самооценку и оценку, вывод, рекомендации.
Заключающим этапом урока является обобщение материала по теме «Достопримечательности Лондона», а также конечным продуктом урока-проекта является карта Лондона, где учащиеся разместили фотографии достопримечательностей, в соответствии с их топографическим расположением в реальности.
На дом обучающимся предлагается написать открытку другу о том, что они открыли для себя в Англии, что способствует формированию коммуникативной компетенции в письменной речи.
Подведение итогов урока проходит в форме рефлексии. Рефлексия проводится с помощью метода взаимной оценки и вопросов обучающимся.
На уроке реализуются следующие дидактические принципы: принцип направленности обучения на комплексное решение задач; принцип доступности обучения, принцип от простого к сложному.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как основной организационной задачей является создание условий для обобщения и систематизации ранее изученного материала по теме, такие условия были созданы на проведенном уроке.
В соответствии со способностями учащихся выбирается высокий темп ведения урока, что предусматривает активность, внимательность, работоспособность. Развитие учащихся на уроке осуществляется в полной мере, так как задействованы все учащиеся класса. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников достаточно эффективна, соблюдаются нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик».
На уроке используются фронтальная, индивидуальная, парная, групповая формы работы. Выбранные методы, приёмы, формы организации работы учащихся и контроля, а также средства обучения позволяют реализовать поставленные цели урока.
Благоприятная психологическая атмосфера на уроке поддерживается интересом учащихся к ходу урока, введением игровых элементов, созданием соревновательной мотивации между командами, сотрудничеством.
Здоровьесберегающий аспект урока состоит в посильности выполняемых заданий, в создании ситуации успеха, в проведении физкультминутки, логически связанных с темой урока. На протяжении всего урока используются методы стимулирования и мотивации. Благодаря смене видов деятельности и форм работы не было физической и психической перегрузки учащихся.
Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Взаимооценка учащихся на этапе аудирование, самооценка в конце урока, их удовлетворение собственной деятельностью, отсутствие ощущения усталости у детей и педагога дают основание полагать, что цель урока достигнута.
Основная часть. Конспект урока по теме «Достопримечательности Лондона»
Цели:
- Образовательная: обобщение и расширение знаний учащихся об Англии, развитие коммуникативной компетенции учащихся в устной речи.
- Развивающая: развитие познавательного интереса, развитие навыков устной речи, аудирования, развитие умения выполнять творческие задания, развитие навыка работы в группе, развитие инициативы в осуществлении иноязычной речевой деятельности, умения вести ролевую игру, излагать логически свои мысли, применять приобретенные знания в нестандартной учебной ситуации и действовать самостоятельно, привитие интереса к изучаемому предмету и сознательного восприятия учебного материала.
- Воспитывающая: воспитывать уважение к культуре страны изучаемого языка, её традициям, расширять кругозор учащихся, пополнить знания об обычаях и традициях Англии.
Продолжительность урока - 45 минут.
Место занятия - кабинет иностранного языка.
Тип урока: обобщающий урок.
Форма урока: урок-проект.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая, коллективная, дифференцированная.
Методы и приёмы: целеполагание, наглядный, словесный, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный, конструирование, ключевые слова, аудирование, сравнение, взаимоконтроль, самоконтроль, практический.
Методы и формы контроля: наблюдение, взаимооценка, самооценка, рефлексия.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ПК, видеоcюжет «Достопримечательности Лондона», аудиоматериал, карточки с ключевыми словами, задания для контроля навыков аудирования, реквизит для создания проекта карты Лондона: карты, содержащие информацию о достопримечательностях, фотографии достопримечательностей.
План урока
1. Организационный момент, совместное целеполагание.
Опрос дежурного (число, месяц, день недели, отсутствующие, какая погода за окном?) (2 мин)
Просмотр видеоролика для определения цели и задач урока (7 мин)
2. Фонетическая зарядка.
Работа с учебником (5 мин.)
3. Активизация лексических навыков и навыков устной речи по теме «Достопримечательности Лондона». Чтение и перевод названий достопримечательностей. (2 мин.)
Пакет заданий №1 для гида и переводчика. (Тексты о достопримечательностях, содержащие наиболее полную основную информацию, из которой необходимо выбрать 3-4 основных факта, составить небольшой рассказ, чтобы представить его туристам - гостям, приглашенным на урок). (Выполняют одновременно с остальными членами команды и в то время пока они отвечают ~ 15 мин, время на ответ 3-5 мин).
Пакет заданий №2 для остальных членов команды. (Тексты, из которых нужно понять, какая достопримечательность зашифрована, найти ее на фотографии и расположить их на карте в соответствии с их топографическим положением в реальности). Время на подготовку 10 мин, время на ответ - 5 мин, время на подготовку карты 2 мин).
4. Обобщение изученного материала. Презентация проекта (5 мин.)
5. Творческое домашнее задание. Написать открытку другу о том, где побывал и что нового для себя открыл в Лондоне (2 мин)
6. Подведение итогов урока и рефлексия (2 мин.)
Ход урока
Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся
I. Организационный момент и целеполагание.
1. Приветствует учащихся. Создает позитивный настрой.
- Who is on duty today? What is the date? What is the weather like today?
2. Показывает слайд с изображением коллажа по теме Англия и с надписью "It's time to travel to…", показывает видеоролик, просит определить тему.
- Please, look at the screen and guess what the theme of the lesson is.
3. Предлагает самостоятельно поставить цели урока.
- What will you learn and do at the lesson today?
4. Организует распределение заданий в группах
Приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы учителя, реагируют на комплименты.
Определяют тему урока.
Самостоятельно ставят учебные цели.
II. Фонетическая зарядка
Организует фонетическую отработку названий достопримечательностей Лондона при работе с учебником.
Ученики читают и переводят названия, сравнивают прочтение с диктором.
III. Активизация лексических и разговорных навыков по теме «Англия»
Организует работу с пакетами заданий дифференцированных по группам и в зависимости от распределенных ролей. Объясняет, что нужно сделать, организовывает работу с картой и фотографиями.
Учащиеся получают задания, приступают к их выполнению, знакомятся с вокабуляром, фотографиями, затем с самими текстами.
IV. Обобщение изученного материала. Презентация проекта
После выполнения заданий по тексту, учащиеся, которые получили задание: «Угадай достопримечательность», подготавливают карту для гида и переводчика.
Гид и переводчик каждой из команд по очереди выходят к доске и проводят экскурсию для гостей, показывая достопримечательности на карте Лондона.
V. Домашнее задание
Учитель предлагает учащимся написать открытку другу, о том, что нового узнали и увидели в Лондоне.
VI. Подведение итогов урока и рефлексия
Учитель спрашивает учащихся о том, достигли ли они цели, поставленной в начале урока, что нового узнали на уроке по предложенной теме, какие трудности возникли в процессе работы, просит оценить работу другой команды.
Учащиеся подводят итоги урока, делают выводы и анализируют работу, как своей команды, так и команды-соперника, определяют трудности, которые возникли в процессе работы.
Задания.
Учебник у. 6 с. 76
Пакет №1: гид и переводчик в каждой из команд. Тексты с информацией о трех достопримечательностях.
Пакет №2: остальные участники. Тексты с пропусками названий достопримечательностей Лондона, фотографии, карта Лондона.
Проект: карта Лондона.
Роль учителя - партнёр и помощник учеников по проекту.
VI. Домашнее задание. Заключительный этап
Учитель объясняет домашнее задание, как правильно написать открытку.
Благодарит учащихся за урок.
Thank you for the lesson! Goodbye! See you next time!
Список источников
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ.
- Федеральный компонент государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);
Учебно-методические материалы:
- Авторская программа О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. II-XI классы», - М.: Просвещение, 2010, рекомендованной Министерством образования РФ в объеме 175 часов.
- УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой 6 класс c углублённым изучением английского языка, Москва «Просвещение», 2013г
- Технические и электронные средства обучения и контроля знаний: компьютер, видео, проектор.
Дополнительная литература
- Жилкина Р.И. Ролевые игры на уроках английского языка. /Иностранные языки в школе, 2010.
- Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке./Иностранные языки в школе, 1987.
- Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранных языков / English - 2008.
- Дж. Стайнберг 110 игр на уроках английского языка/ ООО «Издательство Астрель» Москва, 2003.