Мы знаем, что слова «трудно» и «трудиться»
однокоренными являются,
но как же по смыслу они различаются!
«Трудно» в нашем понятии со словом «тяжело» сходится,
но разве трудиться всегда тяжело приходится?
Разве не бывает труд лёгким, весёлым,
непринуждённым, азартным, неутомительным?
Как песня, как радость во всём упоительным?
Гимнастика мозга, о которой мы будем говорить,
позволила многим однокоренные понятия разделить…
А слова «лёгкость», «веселье», «успех» «победа» объединить,
к труду, учебе применить.
Девизом «Учиться легко и весело!»
многих увлечённых людей во всём мире вдохновить.
НАСТРОЙКА
С чего начинается работа любая?
Конечно, с желания начать действовать, творить, вершить…
Свой организм на работу надо настроить, мотивировать,
план действий построить.
Настройка из четырёх шагов простых состоит.
Они позволяют сделать тело энергичным, мозг ясным,
чувства активными, эмоции позитивными.
Первое упражнение настройки легче лёгкого выполнить -
просто стакан воды чистой или сока надо выпить.
Если пить не хочется, фрукты, ягоды съешь…
Помни, что наше тело на две трети из воды состоит.
Проводником химических и электрических реакций вода является,
пьём воду - организм обновляется!
Чистыми, бодрыми, светлыми чувствуем мы себя, воде благодаря,
Спасибо всем источникам на Земле говоря.
Итак, выпили воду - настроили ясность в работе мозга.
«Точки мозга»
Мудрые древние китайцы считали, что точки мозга
под ключицами нашими расположены,
на расстоянии большого и среднего пальцев,
в стороны разведённых.
Вращательными движениями массировать точки начинаем -
Кровоток улучшается, мозг кислородом лучше снабжается!
Пальцами правой руки «точки мозга» массируем,
а левой рукой пупок закрываем -
энергию в теле своём сберегаем.
Потом руки местами меняем и массаж повторяем.
Глазами легко по стене скользим в том месте,
где она с потолком соединяется.
Глаза отдыхают и расслабляются...
«Перекрёстные шаги»
Третий шаг - настройка активности.
Если хотите в работу легко включаться,
перекрёстными шагами вам надо заняться:
стоя, в темпе неторопливом,
левой рукой правого колена касаемся, а правой - левого.
Если у ребёнка вашего движения путаются, сбиваются,
нужно ему помочь: противоположные руку и ногу
наклейками одинакового цвета обозначаем.
Высоко колени поднимая, шагаем.
Рукой ноги противоположной касаемся,
другую руку - назад отводим.
Затем упражнение это за спиной проводим,
руками касаясь, голеней, пяток.
Захотелось танцевать? Себя не сдерживайте,
быстро, азартно, энергично танцуйте, танцем себя волнуйте.
А ребёнку приятно на ковре полежать,
руками противоположных коленей касаясь,
спиной по ковру катаясь…
«Точки Кука»
Успокоиться, на предстоящую деятельность настроиться
поможет нам упражнение «Точки Кука»:
разучить и выполнять - невелика наука!
Первая его фаза так выглядит:
Стоя, ноги перекрещиваем.
Руки вытягиваем перед содой, переплетаем.
Пальцы в «замок» закрываем.
Руки выворачиваем, к груди прижимаем.
Глубокий вдох носом делаем.
При этом язык за верхние зубы поднимаем.
Выдыхая, язык за нижние зубы опускаем.
Выдох озвученный: «С - С - С»
позволяет крови лучше циркулировать в органах артикуляции.
Речь сразу плавно течёт, чёткой, красивой становится,
приятной, окружающим всем понятной.
Упражнение можно с закрытыми глазами выполнять -
энергией себя наполнять.
Вторая фаза позы Кука такова:
кончиками пальцев одной руки
в кончики пальцев руки другой упираемся.
Ноги параллельно стоят. Дышим озвучено: «С - С - С».
Глаза закрываем.
Про себя ясную позитивную мысль повторяем:
«Хочу многое знать и пятёрки в школе получать».
Нельзя от обратного говорить:
«Не хочу я двойку получить».
Можно так: «Хочу слушать учителя, маму, папу внимательно
и запомнить - усвоить всё-всё обязательно!»
Если мысль в голову не пришла,
можно фразу крылатую вспомнить.
Во всякой ситуации такая фраза подойдёт,
чёткая позитивная цель придёт!
«А нюх, как у собаки, а глаз, как у орла»
«Смелость города берёт!»,
«Смельчак всех за собою ведёт!»
После этого воду пьём, настройку заканчиваем:
полдела сделано - готовы мы к делу!
БАЛАНС СЛУХА
Мы любим покричать в классе, в детсадовской группе.
Но подумайте, разве мы глухи?
«Сова»
Сова высоко сидит. Днём плохо видит, приглядывается.
Голова её на шее легко ходит, вращается.
Правую руку кладём на плечо левое,
расслабленные мышцы шеи ощущаем.
Голову в сторону противоположную от руки отворачиваем.
И словно вниз отпуская, с выдохом поворачиваем:
«У-У-У-УХ!»
Голова к руке правой поворачивается
и как можно дальше отворачивается.
Руку теперь опустите, проверьте -
она потяжелела, удлинилась даже,
отдохнула, на плече полежав.
Три раза движение головой к руке на шее повторяем:
«У-У-У-УХ!» - как сова, всех «пугаем».
Глазами за мышью пробежавшей следим, играя.
Затем всё с другой рукой повторяем.
Иногда достаточно простого качания головой.
Вместе с дыханием напряжение в шее проходит,
и усталость куда-то уходит.
«Слон»
Слон умён! Памятью хорошей в животном мире славится.
Попробуем с упражнением под таким названием справиться.
Ноги на ширину плеч ставим
и представляем: всё, что выше нашего пояса -
голова слона, а хоботом его твоя рука стать должна.
Голову на плечо правое склоняем,
чуть назад приседаем, устойчивость свою проверяем -
Ощущением своим доверяем…
Глаза расслабленным взором вдаль гладят,
словно два предмета вместо одного увидеть хотят…
И начинает наш слон головой кивать, хоботом (рукой)
горизонтальные восьмёрки в воздухе рисовать.
Голову на левое плечо кладём,
восьмёрки в воздухе правой рукой рисуем,
расслабляемся, в себя погружаемся,
дыхание не задерживать стараемся.
«Шапочка для размышлений»
Детский вариант таков:
поднимаем свои ушки слегка вверх.
Затем три раза вниз опускаем, словно шапочку надеваем.
Кровью не только ушки наполняются,
мозг наш кислородом снабжается.
Вариант для взрослых веселее -
делаем такие движения,
словно заделываем вареники, пельмени.
Сверху вниз уши закручиваем,
три раза повторяем, упражнение заучиваем.
Выполнив упражнения Баланса слуха,
мы слышать не только других, но и себя лучше стали,
отдохнули, совсем не устали.
Пространство вокруг и внутри себя обрели,
На успех в общении речевом себя обрекли!
БАЛАНС ЧТЕНИЯ
Состоит из упражнений «Кнопки мозга», «Перекрёстные шаги».
Цель: «Я хочу читать про себя быстро и гладко,
смысл отлично понимая и прочитанное запоминая!»
«Ленивые восьмёрки»
Для чтения хорошего глазам нашим положено
в разных направлениях «бегать», перемещаться.
Как удобно вам смотреть, проверьте:
вправо, влево, вниз, вверх взор направьте,
ощущения свои проверьте.
В отличие от «Слона», выполняя восьмёрки ленивые,
голову на плечо не склоняем.
Смотрим на большой палец левой, вытянутой вперёд руки,
движение влево начинаем.
Значок «сердечко» с этой стороны на грудь ребёнка прикрепляем.
Отводим руку далеко в сторону и через середину вправо ведём -
восьмёрки в воздухе рисуем,
глазами палец сопровождаем, зрение тренируем.
Восемь восьмёрок левой рукой выполняем.
Правой рукой движение также влево начинаем,
восемь восьмёрок рисуем, повторяем.
Затем две руки соединяем, слева направо вращаем,
за двумя большими пальцами глазами следим.
А если руками размахивать неудобно,
можно ладонью глаза прикрывать
и восьмёрки глазными яблоками «рисовать».
Теплом руки своей глаза согревать,
на чтение продуктивное настраиваться,
из-за ошибок мелких не расстраиваться,
к победам стремиться, ВЕСЕЛО УЧИТЬСЯ!
БАЛАНС ПИСЬМА
Состоит из упражнений «Ленивые восьмёрки»,
«Алфавитные восьмёрки», «Активизация руки»,
«Симметричные рисунки»
Цель: «Хочу я грамотно и красиво писать,
внимательно всё сам проверять,
лучшие оценки в тетрадь получать!»
«Алфавитные восьмёрки»
В восьмёрку, на листе рисуемую,
букву вписать постараться нужно.
Выполняем так: рисуем
на листе бумаги горизонтальную восьмёрку большую,
Вдруг захотелось в неё «а», «б», в», «г» вписать.
Впиши, себя не сдерживая, от души!
Восьмёрки рисовать продолжай,
буквами их по желанию наполняй.
«Активизация руки»
Ту руку, которой пишешь, вверх поднимай.
И движения, которые она делает, другой рукой сдерживай:
хочет опуститься вниз - не пускай,
хочет в сторону отклониться - запрещай.
Можно руку противодействующую
за голову завести и из-за головы «запрет» вести.
Если у самого не получается,
Товарища можно попросить
движение руки твоей сдерживать.
Он не откажется, весёлым ему это покажется.
«Симметричные рисунки»
Лист бумаги скотчем к столу прикрепляй.
Середину листа и тела своего совмещай.
Обеими руками действуй одновременно,
И всё получится у тебя непременно!
Как будто в зеркале невидимом руки твои отражаются:
движения их повторяются:
одна к центру идёт - и другая, одна от центра - и другая…
Можно командовать себе смело:
«Вверх, вниз, вправо, влево» - и пошло дело.
Рисовать можно всё, что угодно:
фигуры геометрические, животных, людей,
натюрморты, пейзажи -
рисунки такие многим очень нравятся даже!
После настройки и упражнений Баланса письма
вовсю стараемся, пишем красиво, не ошибаемся.
Победу празднуем, восхищаемся!
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БАЛАНС
Состоит из упражнений «Сова», «Слон»,
«Качание икр», «Гравитационный планер».
Цель: «Считать, задачи решать хочу на «4» и «5»
«Качание икр»
Стоя, в спинку стула руками упираемся,
слегка вперёд наклоняемся.
Одну ногу в колене сгибаем, другую назад отставляем.
Пружиним, пятку отставленной ноги к полу прижимаем
И при этом выдыхаем.
Пятку от пола поднимем, вдох делаем, отдыхаем.
Несколько раз повторяем, ноги местами меняем.
«Гравитационный планер»
«С виду он, как самолёт: крылья есть, и есть пилот,
Хорошо летать умеет, хоть мотора не имеет»
Это планер. Он летит в облаках.
Представь, белое, текучее облако
в твоих поднятых вверх руках…Ноги скрещены.
Делаем вдох. Медленно под весом этого облака,
наклоняемся, не ускоряемся. Вниз опускаемся,
выдыхаем. Поднимаемся очень медленно.
Так планер скользит в небесах замедленно…
После настройки и упражнений Баланса математического
- за вычисления, задач решение, примеров написание -
во всем старание, успешность, прилежание!
Ощущения счастья, лёгкости и успеха
постепенно становятся тем маяком,
к которому увлёкшиеся Гимнастикой мозга
будут теперь стремиться всегда! Да!
Упражнения разных балансов комплекса
«ВНУТРЕННЕЕ РАВНОВЕСИЕ И УВЕРЕННОСТЬ»
на себе не раз проверены.
Лёгкие, простые и доступные,
не требующие больших затрат физических и временных,
многим нравятся, выполнять их мои друзья стараются.
Но человек, другим свои знания, увлечения передающий
сам должен быть сбалансирован, успешен, красив…
А вокруг так много проблем,
из состояния равновесия нас выводящих,
к стрессам, печалям приводящих.
Вернуть утраченную форму поможет
БАЛАНС «СОЛНЫШКО ВНУТРИ НАС»
Выполняем его упражнения прямо сейчас!
«Позитивные точки»
Прикрыть ладонями область лба над глазами
можем мы и сами:
если наши ладони - «лодочки» тепло хранят,
то спокойствие и радость они нам дарят…
Если ладони холодные, не делайте упражнение это сами,
найдите друга-товарища с тёплыми руками.
Точки позитивные друг ладонями накрывает.
А вы о бедах своих забывая, думаете о событии,
которое приблизить хотите.
«Поза Кука»
Второй вариант упражнения сидя выполняем.
Одну ногу на колено другой кладём,
обе руки на лодыжке крест-накрест располагаем.
Одну минуту сидим, дышим озвучено «С - С - С»,
глаза закрываем, отдыхаем…
Вторая фаза упражнения этого проста:
кончики пальцев обеих рук
перед собой сидящим соединяем
и чёткую цель формулируем, ставим:
«Мы теперь уравновешены, сбалансированы,
внешне гармоничны, красивы,
Будем до полной победы работать над собой
я и ты, и вместе мы с тобой!»
«Точки равновесия»
на сосцевидных отростках за ушами расположены,
в месте соединения головы и шеи.
Тремя пальцами одну из точек, левую или правую,
накрываем, массируем, затем просто прижимаем,
а другой рукой пупок закрываем.
Затем руки меняем, с другой стороны за ухом точку прижимаем.
Пока руки заняты, носом круги «рисуем»
вокруг предметов, выбранных вдали произвольно.
В это время глаза и мышцы шеи расслабляются довольно.
Стоя, сидя или лёжа это упражнение выполняем,
и знаем, что теперь сбалансированы сами настолько,
что можем учить начать других людей, нам дорогих…
БАЛАНС «ПОЛНАЯ КООРДИНАЦИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ИГРАМИ И СПОРТОМ»
начинаем с упражнения «Думаем о пересечении Х»
Просто стоим или сидим с закрытыми глазами
и о пересечении «Х» 5 сек думаем, размышляем.
И сразу противник не кажется таким уж страшным,
и должным ты образом поступаешь и вряд ли ему проиграешь.
«Рокер» или «Качалка»
На стуле, на кресле, на ковре сидя, мы располагаемся
И чуть назад отклонившись, руками опираемся.
Ноги в коленях сгибаем и поднимаем.
Кругами их вращаем, вправо - влево, вперёд - назад перемещаем.
Тем самым мышцы спины расслабляем.
«Точки пространства»
В позе стоя упражнение выполняется.
Одна из точек над верхней губой располагается
и пальцами двумя обязательно накрывается.
А другая точка - под копчиком, в конце позвоночника.
Точки по 30 секунд стимулируем - массируем.
Вначале перед собой глядим,
а затем на отдалённые предметы взгляд переводим,
вверх - вниз по ним проводим.
А мыслями в небо устремляемся:
руки - крылья, земля в пространстве голубом,
высоко летим - сверху видеть всё хотим!
«Энергизатор»
Ладони к вискам прижимаем
и всё напряжение из себя выдыхаем.
Затем дышим, наполняясь воздухом постепенно.
Ведь дыхание - силы источник. И это, друг, точно!
А теперь на штурм вершин спортивных, вечных -
успех вам обеспечен!
БАЛАНС «ЯСНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И РЕЧЬ»
из знакомых нам упражнений «Слон»,
«Шапочка для размышлений», «Поза Кука»,
«Перекрёстные шаги» состоит
внутреннее равновесие и уверенность в себе
поддерживать нам велит!К комплексу, улучшающему чтение возвращаемся,
к БАЛАНСУ «ЧТЕНИЕ ВСЛУХ» обращаемся.
Упражнение «Качание головой» начинаем.
Позволим голове самой наклониться и на шее двигаться,
медленно и осторожно, насколько это возможно.
За ключицы не выходите, здесь точки ограничения!
Если возникло напряжение, вдох сделайте.
Время от времени голову поднимайте,
свой первый шейный позвонок берегите, защищайте.
И помните, что после этого упражнения
ваш голос звучит более уверенно.
«Энергетический зевок»
Открывая рот и закрывая, нащупываем пальцами суставы.
Надавливая на точки эти, имитируем зевок. Ok!
Затем держим пальцы на этих точках
и ждём, расслабившись момента,
когда зевнём по-настоящему.
Зевание на публике в Гимнастике мозга
не является признаком невоспитанности.
Когда полноценно зеваем,
кислород к губам, щекам, языку доставляем
и к мозгу, конечно, приток крови обеспечиваем.
После этого читаем, говорим выразительно -
эффект, поверьте, получается разительный!
«Брюшное дыхание»
Руки на пресс кладём, весь воздух выдыхаем,
представляя, что пёрышко перед нами летает,
а мы его поддуваем. Затем глубоко вдыхаем,
воздухом до самых нижних отделов лёгких наполняемся,
живот наш, точно мячик надувается.
Рукой живот контролируем проверяем,
несколько упражнение раз повторяем.
Запомните, если при усилиях физических
Преграда, боль возникла, нужно подышать,
вдох сделать продолжительный.
После упражнений этого баланса
Выразительность чтения проверяем.
Победе радуемся - результат нас вдохновляет!
БАЛАНС «ОСМЫСЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ»
Вспоминаем «Качание икр»,
Переходим к «Сгибанию стопы»
Выполняем так упражнение это и я, и ты
Сидя, одну ногу на другую кладём,
Мышцу икроножную разминая,
Полоски глины податливой представляем.
Размяли? Теперь обхватываем руками
начало и конец икроножной мышцы,
сгибаем и разгибаем стопу, при этом ровно дышим.
Как вы думаете, что этим упражнением «включаем»?
Оказывается, языковой отдел нашего мозга запускаем!
«Заземлитель»
Ноги расставь чуть шире плеч ширины,
Корпус в сторону носка одной ноги разверни.
Руки на поясе. При вдохе колено одно согни
и вперёд плавно скользи, приседай,
на ровное дыхание внимание обращай.
Внутренняя мышца отставленной назад ноги напряжена.
Не только за красивую походку,
но и за концентрацию внимания и отвечает она.
К комплексу, улучшающему мышление
относят
БАЛАНС «НАВЫКИ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ»
«Точки Земли»
Под нижней губой точки эти активные расположены.
На 30 секунд их прижимаю, 4 раза вдыхаю и выдыхаю.
Другая рука на животе лежит.
Смотрю перед собой и представляю:
«Я - дитя Земли, ноги мои - корни - в неё ушли,
силы из неё берут, и силы эти вверх
фонтаном идут, энергию мне дают»
Руки я меняю и ещё раз представляю:
меня из земли за затылок сила какая-то поднимает, наполняет.
Сначала пред собой глядим,
потом в отдалении точку выбираем,
взором по ней вверх - вниз скользим, зрение расслабляем.
Затем «Точки пространства» и «Точки равновесия»
выполняем, организационные навыки свои
совершенствуем, баланс проверяем.Чем мне нравится мозга гимнастика - BRAIN GYM?
Во-первых, она убирает зажим.
Во-вторых, позволяет выбирать варианты поведения,
расширять арсенал балансов, заменять комплексов упражнения,
В-третьих, позволяет, пробовать, выдумывать, вершить,
фантазировать, труд делать лёгким, себя гармонизировать!
«Делай как я! Делай со мной! Делай лучше меня!»
- Ссылка на брошюру П.Деннисона и Г.Деннисон «Brain Gym» https://disk.yandex.ru/i/HCq4T3KXxY7ooQ
- Ссылка на видео О.Епифановой: https://youtu.be/BCAol0D1Oms
- Приложение 1
- Приложение 2