Открытый урок в 6-м классе по теме «Вычитание рациональных чисел»

Разделы: Математика

Класс: 6

Ключевые слова: Вычитание рациональных чисел


Учебник: Математика: 6 класс. Мерзляк А.Г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: обеспечить усвоение знаний о правиле выполнения вычитания чисел; формировать умения выполнять вычитание чисел с разными знаками; развивать интеллект, внимание, математическую культуру.

Формируемые результаты:

  • Предметные: формировать умения определять разность рациональных чисел с помощью сложения, выполнять вычитание рациональных чисел.
  • Личностные: формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Класс разделен на 5 групп по 4 человека.

1. Актуализация опорных знаний

Слайд 1. Презентация

Эпиграф урока:

Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!

Исторические сведения - отрицательные и положительные числа

(Слайд 2, 3)

На слайде лента времени отрицательных чисел:

«Ребята, давайте вспомним некоторые моменты зарождения отрицательных чисел. Вставьте пропущенные слова.»

Первые сведения об отрицательных числах встречаются у____(Китайских)___ математиков в____(II)_________в. до н. э.

Положительные числа тогда толковались как___(имущество, прибыль)________, а отрицательные - как_(долг, недостача)______________

Лишь в VII в. _(индийские) математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием.

В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII-XIII вв., но до XVI в., как и в древности, они понимались как долги, большинство ученых считали их "__ложными_______", в отличие от положительных чисел - "___истинных___________".

Основоположником отрицательных чисел является? (Рене Декарт)

2. Устная работа

(Слайд 4)

Что вызвало затруднение?

Выдвигается проблема - не умеем вычитать отрицательные числа

3. Постановка темы урока и целей урока

(Нахимовцы формулируют тему и цели урока)

Запишем тему урока: «Вычитание рациональных чисел». (Слайд 5)

Изучение нового материала. Постановка проблемы. Работа в группах.

  • Группа № 1 - работа по координатной прямой
  • Группа № 2 - работа с термометром
  • Группа № 3 - работа с понятиями долг, имущество
  • Группа № 4 - работа с неизвестным компонентом
  • Группа № 5 - аналитики

ЗАДАНИЕ: Смоделировать ситуацию и выполнить действия: (Слайды 6, 7)

5 - (-4); -5- (-4); -5 - 4

Выдвинуть гипотезу - как найти разность двух чисел?

Отчет групп у доски со своими проектами.

Гипотеза:

Таким образом, вычитание рациональных чисел можно заменить сложением, при этом уменьшаемое берётся со своим знаком, а вычитаемое с противоположным:

  1. 5 - (-4) = 5+4;
  2. -5- (-4)= -5+4 = -1;
  3. -5 - 4= -5 + (-4) = -9

Из примеров следует, чтобы из одного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.

Правило на стр.215 в учебнике.

Составить алгоритм вычитания рациональных чисел.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 8)

4. Первичное закрепление нового материала

Работа в группах. Слайды 10-12

Карточка № 1

Заменить разность сложением и вычислить:

  • 34 - (-6)
  • 5-32
  • -12-9
  • -28-(-40)

Работают по алгоритму. Объясняют по одному примеру в группе.

Разбить примеры на две группы по знаку получившихся значений разности.

А-в >0

А-в <0

Сравните уменьшаемое и вычитаемое. Сделайте вывод.

Правило стр. 216

Самостоятельно решить с последующей самопроверкой:

  • 12-(-2)
  • 31 - 12
  • -48 - 23
  • 14 - (-28)
  • -25 - (-5)

Заполняем лист достижений

Кроме того, выборочно взять по одной тетради из группы на оценку за работу на уроке (по жребию, поэтому дети, зная, что его тетрадь может быть взята на оценку, работают на уроке очень добросовестно).

5. Рефлексия деятельности на уроке

Слайд 13

Урок был:

  • Познавательным.
  • Полезным.
  • Интересным.

Домашнее задание: параграф 36 читать, правило знать, решать №1003, 1020.

Приложения