Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических ситуациях. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.
Модель математической грамотности
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности;
- формулировать проблемы на языке математики;
- решать, используя математические методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты;
- формулировать и записывать результаты решения проблемы.
Формирование математической грамотности обучающихся на уроках математики возможно через решение нестандартных задач; практико- ориентированных задач, решение задач практического жизненного контекста.
Контекст:
- Личный контекст связан с повседневной личной жизнью обучающегося.
- Проблемы, которые предлагаются в профессиональных контекстах, связаны с образованием или трудовой деятельностью.
- Общественные контексты связаны с жизнью общества (как местного окружения, так и в мировом обществе).
- Контексты, отнесенные к научным, обычно связаны с применением математики к науке или технологии, явлениям физического мира.
Задания на развитие математической грамотности с разными видами контекста
Личный контекст
Мама отправила в 10 часов утра Мишу за покупками в магазин. Это был день недели - среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала мальчику с собой 500 руб. и список необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине Миша сделает выгодную покупку?
№ |
Название магазинов |
«Пятёрочка»
|
«Магнит»
|
«Победа» 0 % |
1 |
Батон |
30 рублей |
33 рублей |
27 рублей |
2 |
Буханка черного хлеба |
27 рублей |
28 рублей |
30 рублей |
3 |
Пакет кефира |
33 рубля |
39 рублей |
29 рублей |
4 |
Пачка пельменей |
130 рублей |
127
|
132 рубля |
5 |
Упаковка сосисок |
283 рублей |
275
|
26 рублей |
6 |
Пряники |
56 рублей |
59 рублей |
45 рублей |
Общественный контекст (образование)
Перед Вами информация по теме «Чем занято человечество?»
По данным информации ответьте на вопросы:
А) Сколько процентов населения работает в сельском хозяйстве?
Б) Сколько процентов населения работает в сфере услуг?
В) На сколько процентов превышает количество населения, занятого в сельском хозяйстве, население, занятое на промышленных предприятиях?
Общественный контекст (трудовая деятельность)
Ник хочет проложить прямоугольный внутренний дворик своего нового дома. Длина внутреннего дворика 6,5 метров, а ширина 3 метра. Для одного квадратного метра дворика Нику понадобится 81 кирпич.
Вычислите, какое количество кирпичей потребуется Нику для целого внутреннего дворика.
Профессиональный контекст
Перед Вами данные по теме «Сколько мы читаем за год?». Изучите их и ответьте на вопросы:
А) Сколько процентов населения читают более 10 книг в год?
Б) Сколько процентов населения не прочитали ни одной книги?
В) На сколько процентов увеличилось число не читающих за десять лет?
Г) Сделайте прогноз: какой процент населения не читает книги в 2019 году?
Д) Как Вы считаете, нужны ли будут книги населению в 2025 году?
Любите ли Вы читать? Сколько книг за год Вы прочитали? Задайте своим одноклассникам вопросы по данным рисунка.
Научный контекст
Задача 1. В Зеландии проводился опрос населения, чтобы определить уровень поддержки президента на предстоящих выборах. Четыре газеты провели свои собственные опросы населения страны. Результаты этих опросов приведены ниже.
Газета 1: 36,5% (опрос проводился 6 января на случайной выборке из 500 граждан, имеющих право голосовать).
Газета 2: 41,0% (опрос проводился 20 января на случайной выборке из 500 граждан, имеющих право голосовать).
Газета 3: 39,0% (опрос проводился 20 января на случайной выборке из 1000 граждан, имеющих право голосовать).
Газета 4: 44,5% (опрос проводился 20 января, были опрошены 1000 людей, которые сами позвонили, чтобы проголосовать).
Результаты какой газеты лучше всего использовать для прогнозирования уровня поддержки президента, если выборы будут проводиться 21 января? Укажите две причины при обосновании вашего ответа.
Задача 2. Глобальное потепление приводит к тому, что лед некоторых ледников начинает таять. Спустя двенадцать лет после того, как лед исчезает, на скалах появляются и начинают расти крошечные царства, названные лишайником.
Как правило, лишайник имеет форму круга. Отношения между диаметром этого круга и возрастом лишайника могут быть получены с помощью формулы:
где d - диаметр лишайника в миллиметрах, и t - число лет, прошедшее после того, как лед исчез.
Используя формулу, вычислите диаметр лишайника, спустя 16 лет после того, как лед исчез. Покажите свое вычисление.
Энн измерила диаметр некоторого лишайника и получила 35 миллиметров. Сколько лет назад на этом месте исчез лед? Представьте свои вычисления.
Рассмотренные задачи направлены на проверку уровня математической грамотности обучающихся, которых необходимо научить приемам работы с подобными задачами, и разумно использовать контекстные задачи на уроках математики.
Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.