Открытый урок по математике. Тема: «Сантиметр – единица измерения длины»

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика, единицы измерения длины


Тип урока: изучение нового материала или формирования первоначальных навыков.

Цель:Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с современной единицей измерения длины - сантиметром; способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.

Задачи:

обучающие

  • ввести понятие «сантиметр» через организацию побуждающего диалога;
  • организовать работу по обучению умению анализировать представленный материал путем наблюдения;учить измерять и сравнивать длину предметов разными способами;

развивающие

  • способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях;
  • развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

воспитательные

  • воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

  • повышать интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов;
  • формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность;

Коммуникативные:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;
  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

Познавательные:

  • выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений);

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учиться выполнять действия по заданному алгоритму;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Наглядные пособия: презентация, информационный модуль, мультимедийный плакат.

Ключевые слова: сантиметр, величина, длина, мерка, линейка.

Рабочие материалы для обучающихся: сигнальные «числа», ленты, ножницы, линейка, учебник «Математика 1».

Автор учебника: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Мотивация учебной деятельности

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас -
Математика сейчас.

Ждёт нас сегодня работа важная
Что не знаем, будем повторять,
Что забыли, будем вспоминать.
В математике любая работа
Не обходится без устного счёта.

- Перед тем, как приступить к изучению новой темы, нужно себя настроить на математический лад.

Ученики проверяют свою готовность к уроку.
Эмоциональный настрой.

Слайд 2

Актуализация опорных знаний
Метапредметные (УУД):
познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
- выполнять анализ;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Предлагает учащимся задания на развитие математической речи, закрепление и повторение по теме «Счет в пределах 10»:
1) работа с зашифрованными примерами на состав числа 10;
+└
┘+ ┐
состав числа 10;
2) логическая цепочка;
3) вставить пропущенные числа;
4) сравнение геометрических фигур по форме и цвету;

Выполняют практические действия в пределах 10.
Анализируют геометрические фигуры, сравнивая их по форме и цвету

Шифр написан на доске

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Слайды 3-9

Создание проблемной ситуации
Предметные УУД:
- владеть двумя способами сравнения длин отрезков: на глаз, наложением;
- владеть сравнением длин отрезков при помощи выбранной меры;

Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Подводит учащихся к понятию «величина» через практические действия с геометрическими фигурами разного цвета и разной длины.
Сравнение прямоугольников разного цвета и разной длины.
- Длина какого прямоугольника больше, меньше?
- Какой способ сравнения вы использовали?
Каким ещё способом можно сравнить прямоугольники?
- Как же вам сравнить длины этих прямоугольников, если ни один из известных способов не подходит?

- Выполните измерение.
- Можете ли вы теперь выполнить сравнение длин прямоугольников?
- Почему это стало возможным?
- Можно ли сравнивать длины отрезков, измеренных разными мерами?

Измеряют и сравнивают предметы.
Дети повторили известные способы сравнения (наложением, на глаз).

Слайд 9

Физминутка
Личностные УУД:
-формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность;

Постановка учебной задачи

Просит учащихся сформулировать тему и цели урока
Откройте учебник на странице 66.
- Найдите и прочитайте тему урока для себя, вслух (1 ученик).

Формулируют тему и цель урока, определяют задачи

Работа по учебнику стр.66

Работа над темой урока.
Практическая работа.

Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- Прочитайте задание в учебнике на странице 66 (слева), авторы учебника предлагают вам еще один способ сравнения.
Как легче сравнить предметы по длине?
- Сравнить предметы по длине легче, если они нарисованы на клетчатой бумаге. Почему?
- Что вы видите на рисунках (гвоздь и шуруп)?
- Где вы видели гвоздь и шуруп?
Посмотрите на рисунок и выполните сравнение.
- Сколько клеточек по длине занимает гвоздь? (9)
- Сколько клеточек по длине занимает шуруп? (8)
- Какую мерку вы использовали, чтобы измерить гвоздь и шуруп?
- Полученные числа - это результат измерения предметов с помощью клеточки-меры.
- Давайте еще раз вспомним, как можно сравнивать предметы по длине?
1) на глаз
2)приложением
3) с помощью мерки-палочки
4)с помощью клеточки-мерки

Измеряют и сравнивают предметы.
Дети повторили известные способы сравнения (наложением, на глаз).

Обучающиеся самостоятельно нашли нужную информацию для решения задачи, все выполнили сравнение предметов с помощью клеточки-меры.

Раздаточный материал

Учебник с.66

Физминутка
Личностные УУД:
-формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность;

Знакомство со старинными мерами длины
Личностные УУД:
-повышать интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов;

Дает учащимся понятие о том, что мерки бывают разные. От этого зависит результат измерения. Предлагает учащимся информационный модуль.
Сцена 3 (измерение футами).
Сцена 4 (измерение саженями).

Просматривают сцены, высказывают мнение, формулируют выводы о необходимости введения единой мерки для измерения длины

Ссылка №1

Слайды
15-16

Введение понятия «сантиметр»
Коммуникативные УУД:
-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;

Демонстрирует, как с помощью линейки измерить отрезок. Знакомит с меркой сантиметром.

Слушают объяснение, следят за демонстрацией. Отвечают на вопросы учителя, формулируют собственные вопросы.

Ссылка №2

Первичное закрепление изученного.
Работа в парах.

Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

А сейчас мы продолжим нашу работу под девизом
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Наши знания необходимо применить на практике.

1) Задание: от ленты нужно отрезать часть длиной 7 см.
Покажи соседу по парте, где нужно сделать разрез.
- У каждого на парте лежит лента. От нее надо отрезать часть длиной 7 см. Не торопитесь, вспомните наш девиз.
- Сравните свой результат с результатом соседа по парте.
2) Начертить отрезок 6 см.

Дети объясняют, как они понимают смысл пословицы.

Дети обсуждают и рассказывают, где надо сделать разрез, используя линейку.

Дети выполняют практическую работу. Дети в парах сравнивают полученные результаты, поднимают руки вместе, если они пришли к общему мнению и отрезали часть ленты одинаково.
Дети повторяют, как пользоваться линейкой и сделать необходимое отмеривание.

Проверка: слайд 17

Рефлексия. Итог урока.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено;
коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Выясняет, уровень понимания и усвоения учащимися темы урока,
Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

- Не понял
- Не понял, но
- Понял

Высказывают мнение.
Дети отмечают слово Я на выбранной шкале.

Слайд 18

Приложение к плану-конспекту урока:

  1. Ссылка № 1 http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/a2/b5/81/a3/98/d2/40/a3/f0/0f/b6/73/09/0d/d0/f4/html/content/index.html
  2. Ссылка № 2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/73c72f3d-8ba2-4365-ad96-837db449b3a0/[NS-MATH_1-73-83]_[MA_056].swf