Пояснительная записка
Приступая к разработке материалов внеурочного занятия, я изучила формы и методы работы, изложенные в Примерной программе воспитания. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально - значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Вторым опорным документом явилась государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации".
Основной образовательной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. В то же время урочные и внеурочные занятия по предмету "иностранный язык" предоставляют большие возможности для реализации широкого спектра воспитательных задач.
Данные материалы являются методической разработкой внеурочного занятия по английскому языку и краеведению для учащихся 7 класса. Занятие проводится в Музейно-выставочном центре АО "Апатит" и ориентировано на обучающихся с повышенной мотивацией к изучению английского языка.
Я поделюсь опытом в разработке и проведении внеурочного занятия, направленного, кроме образовательных целей, на воспитание у школьников мотивации к познанию и обучению, любви к своему краю, его истории, культуре, природе, привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Несомненно, вышеперечисленные цели способствуют формированию и развитию у обучающихся общероссийской гражданской идентичности.
Цель занятия:
- развивать общероссийскую гражданскую идентичность, дух патриотизма через чувство любви, сопричастности и ответственности по отношению к малой родине;
- воспитывать стремление участвовать в социально-значимой деятельности;
- воспитывать мотивацию к познанию и обучению;
- воспитывать умение работать в группе, творческую активность.
Задачи занятия:
- способствовать формированию стремления углублять знания о родном крае;
- продолжать формирование уважительного, заботливого отношения к малой родине, основанного на знании;
- способствовать развитию навыка генерирования собственных идей и оформления их на английском языке;
- создать условия для воспитания социально-значимых качеств личности - ответственности за общее дело, уважения к мнению сотрудника.
Формы организации и виды деятельности занятия:
- туристско-краеведческая деятельность
- познавательная деятельность
- проблемно-ценностное общение
- социально-значимое творчество
Планируемые результаты:
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к природе, истории, ценности своего края, как неотъемлемое условие формирования Российской гражданской идентичности
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование
- Телефоны с камерами и диктофонами.
- Блокноты для записей
- Материал для изобразительной деятельности (бумага, фломастеры)
Структура занятия:
- Приветствие, тема и цель занятия - 2 мин.
- Вступительный диалог о музее - 2 мин.
- Подготовка к основному этапу - 5 мин.
- Сбор материала - 10 мин.
- Составление буклетов и мини-экскурсий на английском языке - 25 мин.
- Проведение экскурсий на английском языке - 10 мин.
- Подведение итогов, рефлексия - 3 мин.
Общая продолжительность занятия - 57- 60 мин.
Содержание этапов занятия
1. Приветствие, тема и цель занятия
Группа участников занятия собирается на крыльце Музейно-выставочного центра.
Учитель. Good afternoon to everyone. Today our group is taking a tour of the Museum. Our lesson is called Welcome to the Kola Peninsula.
We have been here on excursions twice already. How about do you become tour guides yourself? Can we use this skill?
Добрый день всем. Сегодня наша группа совершает необычную экскурсию по Музею. Я назвала наше занятие "Добро пожаловать на Кольский полуостров".
Мы уже несколько раз посещали этот выставочный центр, изучили несколько его экспозиций. Можем ли мы начать применять полученные знания? Как мы можем использовать этот опыт на благо нашего города?
Ученики. Yes, certainly. Many foreign tourists visit our town.
They are interested in learning more about our area. We can make travel guides for tourists.
Да, конечно. Наш город посещают многие иностранные туристы.
Они заинтересованы в том, чтобы узнать больше о нашем крае.
Мы можем составить путеводители для туристов.
Учитель. It's a good idea.
Let's make small excursions in English so that you can tell English-speaking tourists about our region.
Это хорошая идея. Я хочу вдохновить вас. Уверена, что вы сможете подготовить небольшие устные экскурсии на английском языке и рассказать англоговорящим туристам о нашем регионе.
Давайте осуществим это. Продуктом нашего сегодняшнего занятия будут туристические буклеты и подготовленные экскурсии.
2. Вступительный диалог
Группа располагается в конференц-зале МВЦ, оборудованного мультимедийной техникой.
What expositions have we seen in this Museum?
Какие экспозиции мы уже видели в этом музее?
Ученики. We studied the history of the development of the North, the exhibition of minerals.
We listened to a story about the sights of our region as well.
Мы изучали историю освоения Севера, выставку полезных ископаемых.
Нам также рассказывали о достопримечательностях нашей области.
Учитель. Let's remember our trips around the Murmansk region. We enjoy exploring our area.
Нам нравится исследовать наш регион. Давайте вспомним путешествия по Мурманской области, которые мы совершили ранее.
Учитель демонстрирует членам группы презентацию, содержащую фото о поездках, совершённых детьми. Необходимо вызвать положительный эмоциональный отклик, желание поделиться радостями путешествий по Мурманской области с другими людьми.
См. приложение 1.
3. Подготовка к основному этапу занятия
Учитель. Разделитесь на малые группы для дальнейшей работы. Перед тем, как мы приступим к основной части занятия, давайте разработаем правила работы в группах.
Учитель направляет участников с помощью вопросов:
- Какие роли могут быть определены в группе (организатор, критик, редактор, секретарь), возможна ли ротация ролей?
- Какие правила обеспечивают успех в достижении цели?
- Какой стиль взаимодействия позволяет сделать работу в группе плодотворной и приятной для всех?
Ученики перечисляют известные им правила, которые целесообразно записать на демонстрационной доске:
- Группе нужен лидер. Добровольное распределение ролей.
- Совместная постановка цели, определение этапов достижения конечного результата (цель и этапы записать в блокноте)
- Распределение ответственности за отдельные этапы работы.
- Совместно определить время выполнения каждого этапа
- Доброжелательное обсуждение идей, возникших проблем.
- Выслушать каждого с уважением. Принять совместное решение.
Учитель. Сейчас мы будем действовать в группах.
Основываясь на вашем опыте и знаниях, выберите и сформулируйте тему для подготовки буклета и мини-экскурсии. Переведите название вашей экскурсии на английский язык.
После обсуждения в малых группах формулируются следующие темы:
- географическое положение и природа Кольского полуострова
- богатство Хибинских гор
- история Кировска
- туристические достопримечательности Мурманской области
При необходимости учитель оказывает помощь в переводе:
- nature of the Kola Region
- the wealth of the Khibiny Mountains
- the history of Kirovsk
- tourist attractions of the Murmansk region
4. Сбор материала - 10 мин.
Учитель. Мы прошли все подготовительные этапы и приступаем к основной работе.
Сейчас вы займётесь сбором информации для освещения своей темы. Найдите подходящие вам экспозиции музея, обновите свои знания. Возьмите интервью у работников музея, сделайте фото экспонатов. Используйте диктофоны и камеры ваших телефонов, блокноты для записей.
Учитель наблюдает за деятельностью учеников, даёт советы по выбору информации. Необходимо напоминать ребятам, что цель конечного продукта их групповой работы - укрепить интерес слушателей к нашему городу и региону.
5. Составление буклетов и экскурсий по выбранным темам - 25 мин.
Малые группы собираются в зале для конференций.
Учитель. Вы собрали много интересной информации, сделали большое количество фотографий. Объедините ваши усилия, выберите материал, который вы будете использовать для своей творческой деятельности - составления туристических буклетов и экскурсий. Остановите свой выбор на том, что вдохновляет вас самих. Путеводитель для туристов, текст экскурсии должны передать туристам нашу бережную любовь к родному краю.
Учитель наблюдает за работой творческих групп. Помощь в данном виде деятельности ребятам, как правило, не нужна.
Учитель. Вы определились с темами туристических буклетов и экскурсий, собрали материал для воплощения наших замыслов.
Перед тем, как вы приступите к творчеству, давайте вспомним английскую лексику по темам, необходимую для перевода. Помните, что не следует составлять большие тексты. Туристическая информационная продукция направлена на то, чтобы привлечь путешественников, сформировать у них уважение к нашему городу и краю, оставить хорошее впечатление.
Учитель демонстрирует презентации с вариантами перевода на английский язык. См. приложения 2,3.
Учитель. Repeat the words and phrases aloud after me.
Write it down in notebooks or take a picture.
Повторите за мной все слова и фразы. Зафиксируйте нужную вам лексику в блокнотах или сделайте фото.
We love our region and our town. What epithets can be used to describe it?
Мы любим наш город и наш край. Давайте вспомним английские прилагательные, чтобы использовать их в творческой работе.
Ученики перечисляют знакомые прилагательные (целесообразно записать эпитеты на информационной доске)
- Beautiful - великолепный
- Wonderful - прекрасный
- Amazing - замечательный
- Surprising - удивительный
- Impressive - впечатляющий
- Fantastic - фантастический
- Fabulous - сказочный
Учитель. Let's start the creative stage. Create interesting travel guides.
Приступаем к творческому воплощению идеи. Создайте в каждой группе интересные и красивые туристические буклеты.
Ребята приступают к творчеству. На данном этапе требуется помощь учителя в переводе текстов на английский язык, есть необходимость напомнить правила английского синтаксиса. Также учитель направляет учеников в вопросе последовательности расположения материала в буклетах.
6. Защита творческих работ - 9 мин. (время 6 этапа зависит от количества творческих групп)
Учитель. Наступил решающий этап нашего занятия.
Imagine that we are foreign tourists. We are visiting the Murmansk region for the first time.
Представьте себя туристам, которые впервые посещают Мурманскую область. Задача каждой творческой группы - провести для нас мини - экскурсию, опираясь на буклет и экспозицию по своей теме.
Ребята проводят экскурсии по Музейно-выставочному центру для всей группы.
7. Рефлексия. - 3 мин.
Занятие завершается на крыльце Музейно-выставочного центра.
Учитель. Our lesson is over. Have you learned anything new for yourself?
Наше занятие подходит к концу. Что нового вы узнали для себя?
Для ответа на эти вопросы подготовлены карточки:
Now I know how to…
Теперь я знаю, как… |
speak about… (рассказать о…)
|
Now I can …
|
speak about…(рассказать о…)
|
During today`s lesson I have…
|
found out…(выяснил)
|