Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в слогах и словах (1-й класс, ФФНР)

Разделы: Логопедия

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык


Цель: Научиться дифференцировать звуки [Д]-[Т] в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • формировать умение выделять и различать звуки [Д]-[Т] в слогах, словах;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия;
  • развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
  • развивать внимание, слуховую и зрительную память, логическое мышление;
  • упражнять в определении позиции звуков в словах;
  • развивать навыки слогового анализа и синтеза.

Образовательные:

  • уточнить и расширить словарный запас по темам: «Фрукты», «Овощи»;
  • совершенствовать навыки чтения;
  • систематизировать знания о структурных единицах речи (звук, буква, слог, слово).

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих;
  • умение работать в определённом темпе;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Здоровье сберегающие:

  • планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребёнка;
  • соблюдать правильную посадку ребёнка;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

  • индивидуальные зеркала,
  • фонограмма музыки - космическая тематика,
  • картинки для выполнения артикуляционной гимнастики (улыбка, забор, зубная щётка, качели, барабанщик, пулемётчик),
  • изображение инопланетных друзей,
  • речевые артикуляционные профили звуков [Д]-[Т],
  • резиновые колючие мячики,
  • набор картинок с разной позицией звуков в словах (начало, середина и конец слова).
  • разрезные картинки - фрукты и овощи для чтения слов.

1. Организационный момент

Ребята послушайте и скажите какое слово самое длинное?

Земля, луна, отсек, планета
Комета, созвездие, ракета, луна
Невесомость, космос, корабль, Земля
Станция, ночь, Марс, полёт
Космос, звездочёт, небо, солнце
Взлёт, звезда, орбита, инопланетянин. (звучит музыка)

- Сегодня у нас в гостях два друга с далёкой планеты. (Приложение 1) Давай отгадаем, как их зовут. В имени одного первый звук [Т], второй звук [А], третий [Н] (Тан). А второй гость в своём имени поменял только первый звук на звук [Д]. Правильно, его зовут Дан.

- Посмотрите в руках у Тана конверт - у него тут картинки, давайте покажем, как мы умеем с ними играть.

2. Артикуляционная гимнастика

По показу картинки («улыбка», «заборчик», «зубная щётка» -чистим верхние зубки, «качели», «барабанщик» д-д-д, «пулемётчик» т-т-т)- дети выполняют артикуляционные упражнения перед индивидуальными зеркалами. (Приложение 2)

- Молодцы! Я думаю, мы порадовали наших гостей.

- И всё - таки интересно зовут наших друзей: Тан-Дан. Чем отличаются имена? (В имени «Дан» первый звук [Д], а в имени «Тан» первый звук [Т])

- Итак, с какими звуками мы сегодня будем работать? (Дети называют тему занятия).

- Давайте расскажем Тану о его звуке [Т].

3. Артикуляция, звучание и характеристика звуков [Т], [Д]

Уточнение артикуляции звука [Т] и его характеристика

- Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Т]. Скажите, как располагаются губы, зубы, язык? (Язык поднимается вверх за верхние зубы, зубы сближены, но не сомкнуты, губы в улыбке, голос отсутствует - голосовые связки не работают)

Логопед демонстрирует сказанное на речевом профиле. (Приложение 3)

- Расскажите всё о звуке [Т]. (Один из учащихся даёт полную характеристику звуку: звук [Т] - согласный, так как воздух встречает преграду; глухой - голосовые связки не работают, твёрдый)

- На письме звук [Т] обозначается буквой Т (на доске изображение буквы)

- У звука [Т] есть пара, назовите (звук [Д])

Давайте расскажем Дану про его звук.

Уточнение артикуляции звука [Д] и его характеристика

- Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Д]. Скажите, как располагаются губы, зубы, язык? (Язык поднимается вверх за верхние зубы, зубы сближены, но не сомкнуты, губы в улыбке, звук произносится с голосом - голосовые связки работают)

Логопед демонстрирует сказанное на речевом профиле.

- Расскажите всё о звуке [Д]. (Один из учащихся даёт полную характеристику звуку: звук [Д] - согласный, так как воздух встречает преграду; звонкий - голосовые связки работают, твёрдый)

- На письме звук[Д] обозначается буквой Д (на доске изображение буквы)

Дифференциация изолированных звуков [Т], [Д]

Почему звуки [Т], [Д] называют парными? Чем они похожи и чем различаются?

(Одинаково располагаются губы, зубы, язык; они оба согласные и твёрдые). Звук [Т] - глухой, произносится без голоса - голосовые связки не работают, звук [Д] - звонкий, произносится с голосом - голосовые связки работают.

Дифференциация звуков [Т], [Д] в слогах

- Дан, просит нас повторить странные инопланетные слова, давайте попробуем, получится ли у нас:

Игра «Послушай и повтори» (каждый ребёнок слушает и повторяет своё сочетание слогов)

Та-да-та-та

ат-ад-ад-ат

Ду-ду-ту-ду

уд-ут-уд-ут

Ты-ты-ты-ды

ыд-ыд-ыт-ыт

До-до-до-то

от-од-от-од

Тэ-тэ-дэ-дэ

эт-эт-эд-эд

Та-та-та-да

ад-ат-ад-ат

- Вы молодцы! Наши друзья очень рады вы смогли всё правильно повторить!

Дифференциация звуков [Т], [Д] словах

Детям раздаются колокольчики.

- А теперь мы научим Тана и Дана нашей игре «Подними колокольчик». Встаньте в круг, так этим малышам будет лучше видно и слышно. Какой звук будем обозначать звоном колокольчика? (Звук [Д], он звонкий)

Логопед называет слова, дети слушают и поднимают колокольчик на слова со звуком [Д]. (Комета, звезда, ракета, планета, звездочёт, станция, дорога, летает, далеко, друзья)

- Посмотрите, в благодарность за новую игру наши друзья дарят нам кусочки кометы, давайте поиграем с ними. Детям раздаются резиновые колючие мячики.

4. Динамическая пауза

Я мячом круги катаю,

Катаем круги мячом по ладони

Взад - вперёд его гоняю,

Катаем мяч по ладони вперёд-назад

Им поглажу я ладошку,

Мяч сжимаем в руке и «сметаем крошки»

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Сжимаем мяч ладонью

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

Давим на мяч каждым пальцем

И другой рукой начну

Перекладываем мяч в другую руку

Повторяем все движения с другой рукой

А теперь последний трюк

Перебрасываем мяч из ладони в ладонь

Мяч летает между рук

3-4 раза, стараемся не уронить мяч на пол

Игра заканчивается, учащиеся садятся на свои места.

5. Звукобуквенный анализ и синтез. Работа над лексическим значением слова

- Нам с вами придётся отгадать, с какой планеты прилетели наши гости:

Игра «Угадай по первым звукам»

На доске картинки: молоток, аист, рысь, стул (Приложение 4)

- В каждом слове надо взять первый звук, название какой планеты получилось? (Марс)

- Наши друзья не понимают значение многих слов. А как можно объяснить инопланетянам значение слова «молоток»?(Это инструмент, его используют в строительстве. Молоток необходим для забивания гвоздей. Он железный, тяжёлый, а ручка деревянная)

Дети объясняют значение слов «аист», «рысь», стул».

На этой планете все любят менять звук [Т] на [Д] и наоборот. Давайте и мы поиграем в игру «Наоборот».

Преобразование слов

Логопед называет слова, дети слушают слово и меняют звук [Т] на [Д] и наоборот, называют слово правильно.

дом →(том)

док → (ток)

удочка → (уточка)

дуб → (туп)

дома → (Тома)

дочка → (точка)

там → (дам)

Толя → (доля)

плоты → (плоды)

- Молодцы! Теперь мы умеем быстро и правильно менять звук в слове, как Дан и Тан.

Раз уж эти чудаки так любят свои звуки, давайте подарим им картинки с этими звуками. А чтобы было, интереснее играть будем рассказывать гостям, где же спрятался, в слове звук [Т] и [Д].

Определение позиции звуков в словах. Развитие диалогической речи через формирование ответа полным предложением

- Необходимо разложить правильно картинки-слова по карманам нашим новым друзьям (кот, дым, такси, вода, витамины, тыква, удочка, бегемот, клетка, дом) (Приложение 5)

Учащиеся поочерёдно выходят к доске, берут картинку и работают с определением позиции звука в слове, комментируя свои действия.

Дети распределяют картинки, отвечая полным предложением (Это кот, картинку дарим Тану потому, что в слове «кот» есть звук [Т] и находится он в конце слова) - ребёнок располагает картинку в нужном кармане. Так разбираем все картинки.

- Посмотрите внимательно на карманы, какой остался пустой, каких картинок нет? (нет картинок, где звук [Д] последний)

- Чтобы узнать все тайны слова назовите его ласково.

Правописание сомнительных согласных в конце слова

Игра «Назови ласково»

Кот - (котик) сад - (садик)

бегемот - (бегемотик)

Холод - (холодок) лёд - (ледок)

водопад - (водопадик)

Плед - (пледик)

самокат - (самокатик)

мост - (мостик)

снаряд - (снарядик)

огород - (огородик)

виноград - (виноградик)

- Подарки мы распределили, но что-то наши гости грустные. Давайте развеселим малышей

Игра «Делай так, как я скажу, а не так как покажу»

Логопед даёт словесную инструкцию, а показывает другие движения:

похлопали (топает);
потопали (хлопает);
правую руку на пояс, показывает противоположные движения;
левой ногой три раза топнуть;
правая рука на левое ухо, (5-6 движений).

- Настроение у наших друзей улучшилось! Мы и сами развеселились! УДана, есть для вас задание: игра «Угадай слово». Говорит он медленно, слушайте внимательно, какое слово загадывает Дан: Ш. - А - Р. (слова проговариваются по звукам с интервалами между звуками) ребёнок называет получившиеся слово - ШАР.

П - О - Т
Д - У - М - А;
К - Р - О - Т;
С - Т - О - Л;
Д - О - М - А;
Т - О - П - О - Р.

А теперь мы попробуем загадать Дану слова, но в них обязательно должны быть звуки [Д] или [Т]. Дети самостоятельно подбирают слова и проговаривают ихпо звукам с интервалами между звуками.

Какие вы молодцы! Справились и с этим трудным заданием!

- Нам пора прощаться, давайте угостим наших друзей тем, чего у них на планете точно нет. Для этого нам нужно собрать и прочитать правильно слова.

Игра «Собери слово из слогов»

На доске на разрезанных пополам картинках фруктов и овощей написаны слова. (Приложение 6)

Учащиеся поочерёдно выходят к доске и собирают слово, соединяя половинки картинок, комментируя свои действия.

Слова для игры:

ТАН - КИ,
ДЫ - НЯ,
ТЫК - ВА,
ВО - ДА,
ДО - МА,
ВА -ТА.

- Посмотрите внимательно на слова и скажите чем, будем угощать Дана?

(Дана, угостим лимоном, грушей, морковкой потому, что в написанных словах есть буква Д)

- Что же отдадим Тану?

(Тана угостим апельсином, яблоком, бананом потому, что в написанных словах есть буква Т)

- Как назвать одним словом то, что увезут от нас наши гости?

(Фрукты)

- Что лишнее среди угощения?

(Лишняя морковка потому, что это овощ)

- Я думаю, Тану и Дану понравится этот полезный и вкусный овощ.

6. Итог занятия

- Чем же мы сегодня занимались?

- О каких звуках вспоминали?

- Какое у вас сейчас настроение?

- Да и наши друзья узнали много нового и поиграли вместе с нами!

- Что мы им скажем на прощанье? (Прилетайте к нам ещё, до новых встреч)

- Вы большие молодцы! Занятие окончено.