Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время в связи с глобальными изменениями в информационных технологиях, учащимся стала доступна информация по всем предметам. Поэтому меняется роль учителя, как единственного источника знаний. Теперь учитель не просто дает знания по иностранному языку, а работает с учеником, развивая его. Учит использовать полученные знания иностранного языка для применения в реальной жизни. Для того, чтобы свободно путешествовать, понимать объявления в аэропорту, читать инструкции, заполнять анкеты, оформлять счет в банке, и т.д. Максимально быстро адаптироваться в англоговорящей среде и успешно существовать в ней.

Сегодня главное требование, которое предъявляется к уровню владения иностранным языком, заключается в том, чтобы человек мог не только общаться на иностранном языке, но и решать с его помощью свои жизненные и профессиональные задачи.

Появилось новое понятие - функциональная грамотность - это умение применить полученные на уроке знания на практике.

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка - это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речь, способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации, умение свободно общаться, говорить, читать и писать на иностранном языке, написать письмо, заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке, извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д.

Материал для составления заданий по развитию функциональной грамотности следует выбирать из жизненных ситуаций. Например, поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодежных центрах, центрах занятости, заполнение электронных анкет, опросов, резюме, поиск билетов на все виды транспорта, изучение расписания движения транспорта, работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений, использование сайтов со сводками погоды, поиск кулинарных рецептов, поиск информации о фильмах, книгах, музыке, выбор товаров в Интернете.

Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности, а именно говорению, чтению, аудированию, письму. Однако чтение и аудирование - одни из самых необходимых функциональных умений, необходимых в повседневной жизни для выполнения самых разных задач (прочитать и верно интерпретировать трудовой договор, фильтровать новостной поток информации, прочесть инструкцию лекарства и другие). Письмо и говорение (монологическая и диалогическая речь) - продуктивные умения, применяемые постоянно для решения рабочих, социальных, межличностных функциональных задач (заполнить заявления на оформление кредитной карты в банке, уточнить порядок выполнения задания на работе и другие).

Для понимания устной информации (телевидение, радио, Интернет, объявления) учащимся необходимо развивать навыки аудирования.

Понимание воспринимаемой на слух речи, умение различать звуки, определять их смысл, удерживать их в памяти во время слушания позволяет внимательно вслушиваться в звучащую речь и воспитывать культуру слушания на иностранном языке.

На уроках, когда идет обучение аудированию, как виду речевой деятельности, используются специальные упражнения. Это упражнения, развивающие умение соотносить часть и целое в процессе восприятия на слух, находить в речи главную мысль, основное содержание, понимать целое, обращать внимание на отдельные элементы.

Так же можно использовать аудирование, как средство обучения другим видам речевой деятельности, говорению, чтению и письму. Для этого используются неспециальные упражнения. К ним, относятся упражнения для обучения восприятию диалогической речи. Например, прослушивание интервью в СМИ и составление аналогичного на ту же тему, прослушивание начала подкаста в интернете и самостоятельное завершение, прослушивание собеседования на работу и его пересказ. Упражнения для обучения восприятию монологической речи включают прослушивание объявлений в аэропорту, самолете и развернутые ответы на вопросы, просмотр фильмов и объяснение основной идеи. Все диалоги и монологи имеют практическую направленность и взяты из жизни.

На уроках можно использовать лингвострановедческие фильмы, где сначала идет подготовка к просмотру, отработка лексического материала, затем сам просмотр с выполнением определенных упражнений после просмотра.

Например, в своей работе я использую методическую разработку издательства Oxford University Press «Window on Britain» by Richard Mac Andrew («Окно в Британию» Ричарда Макэндрю). Это пособие издано в двух частях, каждая из которых состоит из 8 разделов. Каждый раздел посвящен определенной теме, в рамках которой рассматривается определенный лексический и грамматический материал.

Например, тема «Работа» содержит следующие задания: пред просмотр, просмотр, пост просмотр, чтение и письмо (рефлексия), т.е. систематизация, анализ и применение на практике полученной информации. Все формы работы на уроке направлены на формирование компетенций, которые ученики смогут использовать в дальнейшем в реальной жизни.

Основными упражнениями для формирования функциональной грамотности являются различные виды работы с текстом. При выборе текстов мы выбираем материал о ситуациях, актуальных для учащихся, рассказы о жизни сверстников, постеры, скриншоты сайтов. Учитываем возрастные особенности, наличие новой информации, интересных фактов, имен, географических названий, наименований товаров, дат, наличие иллюстраций, схем, диаграмм.

Задания к текстам должны иметь практическую направленность и при этом развивать умения и навыки.

Перед чтением и переводом текста, мы выполняем специальные упражнения. Они направлены на лучшее понимание содержания текста, на отработку и усвоение лексико-грамматического материала. Например, прочитай заглавие и скажи, о чем или о ком будет идти речь в данном тексте, посмотри на фото и скажи, какую жизнь могут вести люди, изображенные на фото, опиши иллюстрацию к тексту, дай определение следующим словам, соедини слова с их определениями, определи различные значения одного итого же слова, найди в тексте предложения с определенной грамматической формой, прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

В заданиях содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое) даются задания, которые надо решить в процессе чтения. Кроме этого, учащиеся выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений. Например, прочти текст, выбери альтернативу верно/неверно раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них, выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию, составь план текста, заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме, передай основную идею текста несколькими предложениями.

После прочтения текста учащиеся выполняют задания на проверку понимания прочитанного. Например, ответь на вопросы по содержанию текста, выбери правильный ответ, заполни таблицу по содержанию текста, пронумеруй события в порядке их очередности, заполни предложения словами из текста, составь вопросы к тексту, подготовь пересказ текста.

От обучения чтению мы переходим к развитию навыков устной речи. Здесь используются практико-ориентированные задания, они направлены на формирование функциональной грамотности, так как развивают навыки свободного общения и имеют практическое применение, купить билет в кино, сделать заказ в кафе/ресторане, решить, куда пойти/поехать и т.д. При обучении устной речи используется системно-деятельностный подход. Учащиеся разыгрывают реальные жизненные ситуации. Покупка в магазине, ужин в кафе, поход в музей и т.д. Поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.