Урок толерантности: "И на солнце есть пятна"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Классы: 5, 6


Цель: развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  • развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
  • содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
  • формировать представление о понятиях толерантности и интолерантной личности.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

- И на солнце есть пятна. Как вы понимаете эти слова?

«Пятна - это недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить.» Притча о Рабби Зусси.

Притча

Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Зусси - такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город - такой большой, а Зусси такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

Вопросы:

-Как вы поняли эту притчу?

-Какой вывод вы сделали для себя?

-Есть ли у вас недостатки?

-Кто вам о них говорил?

-Хотели бы вы изменить себя?

(Беседа по вопросам.)

Вывод: Человек стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливым.

-Что такое счастье в вашем понимании?

-Какого человека можно назвать счастливым?

(Беседа с детьми.)

-А сейчас мы почитаем «Сказку о счастье».

Сказка о счастье.

На свете жил один король
Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!»
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить злой удел
Не в королевской власти. И вот король в карету сел -
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице:
-О, всемогущий наш король,
Подать хоть грошик мне позволь.
-Эй, попрошайка, пропусти скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
-О, мой король, - вскричал солдат,-
Тебя увидеть очень рад!
Прошу покорнеше, устрой
Меня ты в услужение.
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился как герой,
Я выиграл сражение.
-А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути
Ведь я за счастьем еду! - Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет , что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
-Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Ношу я из лесу дрова-
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
-А ну, старуха, пропусти скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
-В путь пора,
Еще немного - и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой.
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: - Заблудшая душа,
Король, побойся бога!
Ты ищешь счастья для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня.
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай. Но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…
Тут вышла полная луна
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью. Не куда-нибудь…
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице
Как ясный день сияет.
(И.Токмакова «Приключение Тутитами».)

Беседа по прочитанной сказке

- Как бы вы озаглавили эту историю?

-Почему король не хотел помочь девочке, солдату и старушке?

-Каким было поведение короля в начале истории? Какие черты личности вы можете назвать?

-Как вы думаете, почему король изменился?

-Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

-Случались ли с вами подобные истории?

-Приходилось ли вам изменять что-либо в себе после того, как кто-то указал на ваш недостаток?

-Давайте определим, каких качеств не хватало королю до встречи со старцем?

-Была ли цель в жизни у короля до встречи со старцем?

-Изменилась ли его цель после встречи?

-Чему учит нас эта сказка?

-Как вы воспринимаете указания на вашу ошибку, замечания взрослых, замечания друзей?

(В результате беседы дети приходят к выводу: Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.)

Игра «Поиск»

1. Назовите те слова, которые характеризуют короля до встречи со старцем. Расположите их в столбик на правой стороне доски. (равнодушный, злой, игнорирующий, скупой, невежливый, самолюбивый, непонимающий, эгоистичный.)

2. У людей есть и другие качества, которые позволяют им жить в мире с собой и другими людьми. Одним из таких качеств является терпимое отношение к другим людям, не похожим на нас.

Запишем эти качества на левой стороне доски. (Отзывчивый, добрый, понимающий, милосердный, терпимый, чуткий, доверительный, доброжелательный.)

(В ходе этой игры вводится понятия: «толерантная личность, и «интолерантная личность».)

Посмотрите на характеристики. Все ли вам понятно?

-Подумайте, какие качества есть у вас?

-Есть ли у вас качества из правой колонки?

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был кто-то нетерпим? Как вы себя чувствовали в такой ситуации?

-Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?

Вывод: Интолерантная личность - личность нетерпимо относящаяся к людям, не похожим на нее. Интолерантность (нетерпимость) может начинаться от невежества и раздражительности, а заканчиваться уничтожением людей.

-Как же справиться со своей нетерпимостью к некоторым школьным предметам, некоторым школьникам, братьям, сестрам, окружающим?

Вывод: Этому нужно учиться, нужно вовремя замечать свои ошибки, слушать замечания. Пытаться понять себя, принять других и стараться в дальнейшем избегать ошибок.

Вы знаете поговорку: Ошибок не совершает тот, кто ничего не делает.

Предлагаю послушать стихотворение В.Берестова.

Однажды человек ошибку совершил,
Напуганный не знал куда деваться
,И, дорожа спокойствием души,
Поклялся вообще не ошибаться.

Чтоб не споткнуться, он замедлил шаг,
Чтоб не забыться спорить не решался,
А собственное мнение прятал так,
Что, собственно, без мнения остался.

Он никому на свете не мешал,
Его встречали вежливой улыбкой.
Ошибок он уже не совершал,
Вся жизнь его теперь была ошибкой.

Заключение. «Дерево толерантности».

На листочках (в виде листа дерева) написать пожелание, что нужно сделать, чтобы школа стала пространством толерантности. Прикрепить их к «дереву».