Форма урока |
Проблемный урок |
Тип урока |
Урок формирования новых знаний |
Цели урока |
Сформировать представление об эпохе греко-персидских войн, событии определившем судьбу древнегреческой цивилизации. |
Задачи урока |
Обучающие: познакомить с основными событиями греко-персидских войн, выявить причины греко-персидских войн и сформулировать причины, обеспечившие победу греков в этой войне
|
Основные понятия |
Фаланга, триера, стратег, деспотия. |
Оформление урока |
|
Структура урока |
|
План урока |
|
Ход урока
I. Начало урока. Мотивация
Учитель: Сегодня на уроке, ребята, вам необходимо отгадать три загадки (перед учителем на столе 3 коробочки). В каждой из этих коробочек лежит предмет, который является частью нашего урока (назвать тему урока).
- Вы не догадались, что может лежать в этих коробочках? (учащиеся высказывают предположения).
II. Повторение ранее полученных знаний
Викторина по теме «Олимпийские игры».
Фронтальный опрос
1 тур - бег по понятиям: полис, Олимп, демос, архонт, ареопаг, долговой камень, Олимпийские игры, колонии, Лакония, Ольвия.
Индивидуальные задания
Задания раздаются на «копьях и дисках», тем самым проигрывая состязания греков в Олимпийских играх.
2 тур - метание копья и диска (вопросы на карточках в виде копья и диска)
Для первого ученика - копьё:
- Что такое «колония»?
- В каком веке они появляются?
- Из-за чего греки покидали Родину?
Для второго ученика - диск:
- Кто такие «скифы»?
- Кого называли пиратами?
- Как называлась рубаха из легкой ткани?
- Творческая лаборатория.
Двум учащимся составить рассказ о Древней Греции, используя полученные знания. Побеждает тот, чей рассказ будет наполнен наибольшим количеством определений.
3 тур - прыжки в длину на самый длинный рассказ о Древней Греции.
Актуализация опорных знаний, постановка проблемы
На слайде карта Греции и Персии. Границы государств - анимированные объекты.
Учитель: На карте вы видите место, где происходили события, которые станут темой наших уроков. В VI в. до н.э. самым сильным государством Древнего мира была Персия.
- Что вы знаете об этом государстве? (ответы учащихся).
Теперь вы видите государство, расположенное в Европе - это Греция. Сравните эти государства (подсказка: население, богатства, армия, флот).
Запись в тетради темы урока (на слайде).
Изучение новой темы
Учитель может использовать таблицу, которую учащиеся должны заполнить самостоятельно.
Греко-персидские войны
Марафонская битва
Участники |
Стратеги |
Место |
Победители |
|
Греки:
|
|
|
Битва при Фермопилах
Участники |
Стратеги |
Место |
Победители |
|
Греки:
|
|
|
Саламинское сражение
Участники |
Стратеги |
Место |
Победители |
|
Греки:
|
|
|
Марафонская битва
Актуальное: «Ребята, если взять один лист бумаги, его легко можно порвать (учитель демонстрирует). А если целую пачку?» (невозможно разорвать её).
Историческое: Мы с вами видим «силу», которой обладает пачка бумаги. В Греции в начале V века до н.э. сложилась ситуация, которая показала, что для борьбы с врагом лучше объединить все силы. Персидский царь Дарий Первый задумал подчинить себе всю Элладу (по ходу рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу ). В города Эллады прибыли послы из Персии.
- Что потребовал персидский царь от греков? (пользуясь текстом учебника, учащиеся должны ответить на вопрос: «земли и воды», повиновения).
- Что большинство полисов ответили персам? И почему? (полисы Греции согласились с требованиями персов; Персия была больше и сильнее, чем греческие полисы).
- Кто не согласился с требованиями персидского царя? (Афины и Спарта)
- Как афиняне и спартанцы поступили с послами? Как вы думаете, после такого поступка можно было избежать войны? ( Пользуясь текстом учебника, учащиеся должны рассказать о действиях афинян и спартанцев)
На доске (на слайде) появляются: 490 г. до н.э. - начало войны; карта сражения (учебник с. 156, атласы); незаполненная таблица; слова «стратег» и «фаланга».
Постановка проблемы. Давайте подумаем: почему Афины и Спарта не испугались смерти и начали войну против Персии?
- Мы вновь возвращаемся к карте. Посмотрите на территорию Персии. Вспомните, как возникло такое огромное государство? (в результате завоеваний)
- Назовите территории, которые завоевали персидские цари (Лидия, Мидия, Вавилонское царство, Египет).
- Что ещё могло толкнуть греков и персов к войне? (господство на Средиземном море)
- Как выглядели греческие и персидские воины, каким было оружие и корабли? (работа с иллюстративным материалом на доске и слайдах: щит, шлем, лук и стрелы, конница - у персов; копьё, пехота - у греков. И у греков, и у персов - флот).
Учитель рассказывает, учащиеся заполняют таблицу «Марафонская битва». После любой учащийся должен прочитать свою таблицу.
Интересное: В бою греки потеряли 192 человека, персы - 6400 человек.
С марафонским сражением связаны события, нашедшие продолжение в современном мире.
- Как марафонская битва связана с нашим временем? (информация о гонце и о марафонской дистанции).
- Каков был исход битвы? (греки победили, Мильтиад успел привести войско под стены Афин и персидский флот повернул обратно).
Итог таблицы
Участники |
Стратеги |
Место |
Победители |
Греки
|
Греки: Мильтиад
|
Марафонская долина |
греки |
Битва при Фермопилах
- Персидский царь был недоволен происходившими событиями и начал подготовку к новому походу против Греции. Неудача под Марафоном заставила царя Дария серьёзно отнестись к подготовке нового похода. Но в это время восстал Египет и в этом же году умер Дарий I. Его сыновья стали бороться за трон. Победителем в этой борьбе стал Ксеркс I, сын Дария и внук Кира Великого. Ксеркс собрал огромную армию численностью 1 млн. 700 тыс. человек и 1200 судов.
На доске и слайде появляются: новая карта сражения, 480 г. до н.э., Фермопильское ущелье, цифра 300, изображение памятника спартанцам.
Историческое: забавный случай произошел при переправе через Геллеспонт. Царь Ксеркс наказывал не только солдат, но и море (можно дать учащемуся подготовить небольшое сообщение).
Учитель: в августе 480 г. до н.э. персы подошли к Фермопильскому ущелью. Именно здесь было решено задержать персов (просмотр фрагмента фильма «Триста спартанцев»).
- Почему спартанцы не отступили? Дайте оценку поступку Леонида.
Проверка заполненной таблицы.
Участники |
Стратеги |
Место |
Победители |
Греки
|
Греки: Фемистокл
|
Фермопильское ущелье |
персы |
Интересное: Когда закончилась война, на месте гибели отряда Леонида был воздвигнут памятник- статуя льва (Леонид по- гречески означает «львёнок). На постаменте были высечены слова:
«Путник, поведай спартанцам о нашей кончине:
Верны законам своим, здесь мы костьми полегли».
Павших спартанцев на родине почитали как героев. Даже спустя 6 веков в Спарте помнили их всех по именам. А персам поражение спартанцев открывало дорогу в Среднюю Грецию.
Саламинское сражение
Актуальное: Разговор с учащимися о цвете воды.
«Представьте себе, что вода может быть ярко-красного цвета. Последнее сражение было морским, поэтому вода окрасилась в алый цвет крови».
Историческое: После долгих споров Фемистокл убедил союзников дать бой персидскому флоту в Саламинском проливе (обратить внимание на дополнительный материал «Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы», попросить учащихся дать оценку поступку Фемистокла).
Учащиеся заполняют таблицу, зарисовывают греческую триеру.
Участники |
Стратеги |
Место |
Победители |
Греки
|
Греки: Фемистокл
|
Саламинская бухта |
греки |
Историческое: В 479 г. до н.э. греческое и персидское войско вновь столкнулись в сражении. Это произошло около г. Платеи. В этом сражении греки окончательно разгромили персидскую армию. После чего боевые действия на суше прекратились. В 449 г. до н.э. война завершилась.
Интересное: После окончания греко-персидских войн греки 50 лет наслаждались мирной жизнью.
III. Закрепление изученного материала
Учитель предлагает учащимся назвать все даты, имена стратегов и места действий всех греко- персидских войн. Как вариант - придумать рассказ от имени грека или перса, который был участником одного из сражений.
IV. Итоги урока. Преодоление проблемы, раскрытие интриги
Учитель: вновь вернёмся к вопросу, который возник в начале урока.
- Как вы думаете, почему маленькая и небогатая Греция смогла разгромить огромную персидскую державу? (греки сражались за свою свободу, греки были храбрыми воинами, полководческий талант Леонида и других греческих командиров).
Раскрытие интриги (что находится в трех коробочках): земля - марафонское сражение, камень - битва в Фермопильском ущелье, вода - Саламинское морское сражение.
V. Объявление и аргументация оценок
VI. Рефлексия
Подумайте, что было непонятно, что бы вы хотели уточнить.
VII. Запись домашнего задания
Домашнее задание:
1) помоги Фемистоклу выступить на народном собрании с речью о необходимости строительства флота,
2) почему современные историки считают данные Геродота о персидской армии сильно преувеличенными?
Учитель объясняет домашнее задание.