Греко-персидские войны. 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Ключевые слова: Греко-персидские войны


Форма урока

Проблемный урок

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Цели урока

Сформировать представление об эпохе греко-персидских войн, событии определившем судьбу древнегреческой цивилизации.

Задачи урока

Обучающие: познакомить с основными событиями греко-персидских войн, выявить причины греко-персидских войн и сформулировать причины, обеспечившие победу греков в этой войне
Развивающие: продолжить развитие умения анализировать историческую ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями
Воспитывающие: способствовать развитию оценки роли патриотизма в исторических событиях.

Основные понятия

Фаланга, триера, стратег, деспотия.

Оформление урока

    Презентация «Греко-персидские войны. Первые столкновения»
  • Анимация «Марафонская битва»
  • Иллюстративный материал по теме

Структура урока

    Организационный этап
  • Постановка проблемы
  • Получение нового знания
  • Решение проблемы
  • Рефлексия
  • Домашнее задание

План урока

    Причины войны
  • Подготовка войн
  • Первые сражения

Ход урока

I. Начало урока. Мотивация

Учитель: Сегодня на уроке, ребята, вам необходимо отгадать три загадки (перед учителем на столе 3 коробочки). В каждой из этих коробочек лежит предмет, который является частью нашего урока (назвать тему урока).

- Вы не догадались, что может лежать в этих коробочках? (учащиеся высказывают предположения).

II. Повторение ранее полученных знаний

Викторина по теме «Олимпийские игры».

Фронтальный опрос

1 тур - бег по понятиям: полис, Олимп, демос, архонт, ареопаг, долговой камень, Олимпийские игры, колонии, Лакония, Ольвия.

Индивидуальные задания

Задания раздаются на «копьях и дисках», тем самым проигрывая состязания греков в Олимпийских играх.

2 тур - метание копья и диска (вопросы на карточках в виде копья и диска)

Для первого ученика - копьё:

  • Что такое «колония»?
  • В каком веке они появляются?
  • Из-за чего греки покидали Родину?

Для второго ученика - диск:

  • Кто такие «скифы»?
  • Кого называли пиратами?
  • Как называлась рубаха из легкой ткани?
  • Творческая лаборатория.

Двум учащимся составить рассказ о Древней Греции, используя полученные знания. Побеждает тот, чей рассказ будет наполнен наибольшим количеством определений.

3 тур - прыжки в длину на самый длинный рассказ о Древней Греции.

Актуализация опорных знаний, постановка проблемы

На слайде карта Греции и Персии. Границы государств - анимированные объекты.

Учитель: На карте вы видите место, где происходили события, которые станут темой наших уроков. В VI в. до н.э. самым сильным государством Древнего мира была Персия.

- Что вы знаете об этом государстве? (ответы учащихся).

Теперь вы видите государство, расположенное в Европе - это Греция. Сравните эти государства (подсказка: население, богатства, армия, флот).

Запись в тетради темы урока (на слайде).

Изучение новой темы

Учитель может использовать таблицу, которую учащиеся должны заполнить самостоятельно.

Греко-персидские войны

Марафонская битва

Участники

Стратеги

Место

Победители

Греки:
Персы:

Битва при Фермопилах

Участники

Стратеги

Место

Победители

Греки:
Персы:

Саламинское сражение

Участники

Стратеги

Место

Победители

Греки:
Персы:

Марафонская битва

Актуальное: «Ребята, если взять один лист бумаги, его легко можно порвать (учитель демонстрирует). А если целую пачку?» (невозможно разорвать её).

Историческое: Мы с вами видим «силу», которой обладает пачка бумаги. В Греции в начале V века до н.э. сложилась ситуация, которая показала, что для борьбы с врагом лучше объединить все силы. Персидский царь Дарий Первый задумал подчинить себе всю Элладу (по ходу рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу ). В города Эллады прибыли послы из Персии.

- Что потребовал персидский царь от греков? (пользуясь текстом учебника, учащиеся должны ответить на вопрос: «земли и воды», повиновения).

- Что большинство полисов ответили персам? И почему? (полисы Греции согласились с требованиями персов; Персия была больше и сильнее, чем греческие полисы).

- Кто не согласился с требованиями персидского царя? (Афины и Спарта)

- Как афиняне и спартанцы поступили с послами? Как вы думаете, после такого поступка можно было избежать войны? ( Пользуясь текстом учебника, учащиеся должны рассказать о действиях афинян и спартанцев)

На доске (на слайде) появляются: 490 г. до н.э. - начало войны; карта сражения (учебник с. 156, атласы); незаполненная таблица; слова «стратег» и «фаланга».

Постановка проблемы. Давайте подумаем: почему Афины и Спарта не испугались смерти и начали войну против Персии?

- Мы вновь возвращаемся к карте. Посмотрите на территорию Персии. Вспомните, как возникло такое огромное государство? (в результате завоеваний)

- Назовите территории, которые завоевали персидские цари (Лидия, Мидия, Вавилонское царство, Египет).

- Что ещё могло толкнуть греков и персов к войне? (господство на Средиземном море)

- Как выглядели греческие и персидские воины, каким было оружие и корабли? (работа с иллюстративным материалом на доске и слайдах: щит, шлем, лук и стрелы, конница - у персов; копьё, пехота - у греков. И у греков, и у персов - флот).

Учитель рассказывает, учащиеся заполняют таблицу «Марафонская битва». После любой учащийся должен прочитать свою таблицу.

Интересное: В бою греки потеряли 192 человека, персы - 6400 человек.

С марафонским сражением связаны события, нашедшие продолжение в современном мире.

- Как марафонская битва связана с нашим временем? (информация о гонце и о марафонской дистанции).

- Каков был исход битвы? (греки победили, Мильтиад успел привести войско под стены Афин и персидский флот повернул обратно).

Итог таблицы

Участники

Стратеги

Место

Победители

Греки
Персы
+ г. Платеи

Греки: Мильтиад
Персы: Дарий

Марафонская долина

греки

Битва при Фермопилах

- Персидский царь был недоволен происходившими событиями и начал подготовку к новому походу против Греции. Неудача под Марафоном заставила царя Дария серьёзно отнестись к подготовке нового похода. Но в это время восстал Египет и в этом же году умер Дарий I. Его сыновья стали бороться за трон. Победителем в этой борьбе стал Ксеркс I, сын Дария и внук Кира Великого. Ксеркс собрал огромную армию численностью 1 млн. 700 тыс. человек и 1200 судов.

На доске и слайде появляются: новая карта сражения, 480 г. до н.э., Фермопильское ущелье, цифра 300, изображение памятника спартанцам.

Историческое: забавный случай произошел при переправе через Геллеспонт. Царь Ксеркс наказывал не только солдат, но и море (можно дать учащемуся подготовить небольшое сообщение).

Учитель: в августе 480 г. до н.э. персы подошли к Фермопильскому ущелью. Именно здесь было решено задержать персов (просмотр фрагмента фильма «Триста спартанцев»).

- Почему спартанцы не отступили? Дайте оценку поступку Леонида.

Проверка заполненной таблицы.

Участники

Стратеги

Место

Победители

Греки
Персы
+ спартанцы

Греки: Фемистокл
Персы: Ксеркс

Фермопильское ущелье

персы

Интересное: Когда закончилась война, на месте гибели отряда Леонида был воздвигнут памятник- статуя льва (Леонид по- гречески означает «львёнок). На постаменте были высечены слова:

«Путник, поведай спартанцам о нашей кончине:
Верны законам своим, здесь мы костьми полегли».

Павших спартанцев на родине почитали как героев. Даже спустя 6 веков в Спарте помнили их всех по именам. А персам поражение спартанцев открывало дорогу в Среднюю Грецию.

Саламинское сражение

Актуальное: Разговор с учащимися о цвете воды.

«Представьте себе, что вода может быть ярко-красного цвета. Последнее сражение было морским, поэтому вода окрасилась в алый цвет крови».

Историческое: После долгих споров Фемистокл убедил союзников дать бой персидскому флоту в Саламинском проливе (обратить внимание на дополнительный материал «Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы», попросить учащихся дать оценку поступку Фемистокла).

Учащиеся заполняют таблицу, зарисовывают греческую триеру.

Участники

Стратеги

Место

Победители

Греки
персы

Греки: Фемистокл
Персы: Ксеркс

Саламинская бухта

греки

Историческое: В 479 г. до н.э. греческое и персидское войско вновь столкнулись в сражении. Это произошло около г. Платеи. В этом сражении греки окончательно разгромили персидскую армию. После чего боевые действия на суше прекратились. В 449 г. до н.э. война завершилась.

Интересное: После окончания греко-персидских войн греки 50 лет наслаждались мирной жизнью.

III. Закрепление изученного материала

Учитель предлагает учащимся назвать все даты, имена стратегов и места действий всех греко- персидских войн. Как вариант - придумать рассказ от имени грека или перса, который был участником одного из сражений.

IV. Итоги урока. Преодоление проблемы, раскрытие интриги

Учитель: вновь вернёмся к вопросу, который возник в начале урока.

- Как вы думаете, почему маленькая и небогатая Греция смогла разгромить огромную персидскую державу? (греки сражались за свою свободу, греки были храбрыми воинами, полководческий талант Леонида и других греческих командиров).

Раскрытие интриги (что находится в трех коробочках): земля - марафонское сражение, камень - битва в Фермопильском ущелье, вода - Саламинское морское сражение.

V. Объявление и аргументация оценок

VI. Рефлексия

Подумайте, что было непонятно, что бы вы хотели уточнить.

VII. Запись домашнего задания

Домашнее задание:

1) помоги Фемистоклу выступить на народном собрании с речью о необходимости строительства флота,

2) почему современные историки считают данные Геродота о персидской армии сильно преувеличенными?

Учитель объясняет домашнее задание.