«Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений»
Джон Рокфеллер
В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы термин "финансовая грамотность" означает следующее: «результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния». В том же документе отмечается, что «обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей».
В последние 10 лет в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения.
Вместе с тем уровень финансовой грамотности в Российской Федерации остается пока еще достаточно низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы.
Как одно из решений данной проблемы, стало введение в детских садах и школах курса по финансовой грамотности, которая, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени.
На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что предмет изучения является новым и непривычным. Например, «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой и социальной грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?»
Мы считаем что деятельность, направленная на воспитание финансовой и социальной грамотности школьников, может быть проведена в разных формах с обязательным внесением в занятия творческого элемента.
Что используем для работы.
1) Пособие «Финансовая грамотность» авторов И.Липсиц и Е.Вигдорчик(для учителей, для родителей и для учащихся). В нем понятным языком для раскрыты темы о доходах семьи, о семейном бюджете, о возможности улучшения финансового состояния и многое другое. Особенно ценным, по нашему мнению, является то, что в конце теоретического материала есть вопросы для обсуждения с родителями. Мы активно это используем для домашней работы. Дети, особенно 5-6 классов, с удовольствием выполняют такие задания.
2) Одного учебника недостаточно, нужно научиться применять полученные знания на практике, к решению конкретных задач и к анализу ситуаций из реальной экономической жизни. Для этого очень эффективны игровые формы обучения (на таких занятиях вместе моделируем условия, учимся на ошибках, каждый участник делает для себя личные выводы, применяем, отрабатываем знания на практике, приобретаем навыки, немаловажным условием является эмоциональная вовлеченность ребят)
3) Интерактивные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, повышению эффективности образовательного процесса. Особенно нравится ученикам 5-6 классов «Азбука финансовой грамотности со Смешариками». Это цикл серий мульфильмов, где знакомые детям герои, попадают в самые разные взаимоотношения с миром финансов и дают грамотные советы по разрешению данных ситуаций.
Много сегодня видеороликов по различным темам курса. Вместе с ребятами просматриваем их на уроках, обсуждаем, отвечаем на вопросы, выслушиваем мнения товарищей, учимся анализировать. Иногда после просмотра фильма, просим записать в тетради основные мысли, по их мнению, по просмотренному видеоматериалу.
4) Используем в работе выполнение творческих заданий (презентации, рисунки, кроссворды, поиск пословиц, поговорок, цитат). Ярким примером могут служить рисунки дизайна купюр, которые дети придумывают с большим интересом.
5) Используем в работе мини-исследования. Например, откуда появились деньги, когда они возникли, налоги народов разных стран и многое другое.
6) Решаем достаточно много задач экономического характера. Пытаемся составлять такие задачи самостоятельно. С удовольствием 7-классники решали задачу следующего содержания:
Летом семья решила сделать ремонт в квартире - поменять окна во всех комнатах. Всего в квартире 2 больших и 2 средних окна. В городе имеются две фирмы по установке окон "Сибирские окна" и "Всё для вас". Подбери самый бюджетный вариант установки всех окон, используя услуги обеих фирм. Запиши решение.
Условия
|
Фирма "Сибирские окна" |
Фирма "Всё для вас" |
Демонтаж старых окон |
Любое за 550 рублей |
Большое окно - 600 рублей
|
Доставка |
1000 рублей |
850 рублей |
Установка |
Большое окно - 1000 рублей
|
Большое окно - 1200 рублей
|
Стоимость |
Большое окно - 12 000 рублей
|
Большое окно - 13000 рублей
|
Дополнительные условия |
Если заказано более 3 окон, то установка одного небольшого окна бесплатная |
При заказе 4-х окон доставка бесплатная |
Услуги грузового такси по городу - 500 рублей |
7) Выполняем проекты. Например, составляем смету для выполнения ремонтных работ в классе или в квартире, Лучше это удается ученикам 7 класса. Проект может осуществляться в группе или по желанию детей - индивидуально.
8) Даем работу детям с дополнительными источниками. Это может быть художественная литература, научная, сеть Интернет и другое.
Подводим итог.
Для работы в данном направлении применяем следующие технологии:
а) личностно-ориентированное обучение (создание ситуации выбора и успеха, возможность самореализации учеников);
б) игровые технологии (моделирование жизненных ситуаций, умение находить пути решения проблемы через игровую деятельность);
в) компьютерные технологии (переключение внимания, возможность нестандартного решения проблемы);
г) уровневая дифференциация обучения (работа в индивидуальном темпе, выполнение заданий по уровню подготовки);
д) технология развивающего обучения (индивидуальная работа с учениками при создании проекта)
Все стараемся осуществлять в системно-деятельностном подходе.
Видим пути повышения мотивации через:
- связь с жизнью;
- наглядность;
- использование современных образовательных технологий, ИКТ;
- создание ситуации успеха;
- использование заданий игрового характера.
В соответствии с требования ФГОС, современными требованиями к образованию, мы совершенствуем своё мастерство, обучаясь на курсах повышения квалификации, участвуя в он-лайн семинарах, вебинарах, круглых столах.
Используемая литература
- Вигдорчик. Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5-7 классы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
- Методические рекомендации для педагогов по использованию интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов при обучении финансовой грамотности для слушателей программы повышения квалификации «Формирование финансовой грамотности обучающихся с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов» (продвинутый уровень РАНХИГС) - Москва, 2020.
- Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/presenations/.
- Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации по разработке и реализации программы курса в общеобразовательных организациях. - М., Изд-во Центрального банка Российской Федерации, 2017. - 24 с. [Электронный ресурс]
- Режим доступа:http://kiro46.ru/docs/metodicheskie_rekomendacii_po_
razrabotke_i_realizacii_programmy_kursa_v_
obshcheobrazovatelnyh_organizaciyah - Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/