Занятие 1
В данных тетрадях представлен большой речевой материал для автоматизации звуков. Он подобран в соответствии с принципами доступности, последовательности и наглядности и может быть использован при работе с детьми от 4,5 до 10 лет, обученными грамоте и не умеющими читать, с различными речевыми нарушениями и задержкой психического развития.
Сюда же включены упражнения для развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики.
Большое внимание уделяется развитию связной речи детей умению составлять предложения и рассказы, пересказывать; закреплению представлений об окружающем и совершенствованию грамматической стороны речи.
В тетради представлены задания, которые помогают реализовать коррекционные задачи:
- совершенствование мелких движений пальцев рук,
- подготовка руки к письму,
- улучшение зрительного внимания и памяти,
- развитие пространственной ориентировки,
- закрепление знаний об окружающем мире,
- совершенствование грамматической стороны речи.
Артикуляционная гимнастика
1. "Заборчик"- широко улыбнуться показать сжатые зубы (верхние зубы стоят на нижних). Удерживать 5 - 7 секунд.
2. "Слоник" - вытянуть губы вперед "трубочкой" (губы сжаты). Удерживать так 5-7 секунд.
3. Чередовать упражнения "Заборчик" и "Слоник". Челюсти неподвижны, двигаются только губы. Повторить 8-10 раз.
4. "Пожевали язычок" - приоткрыть рот, улыбнуться. Двигать язычок по нижней губе вперёд- назад легко покусывая его зубами. Выполнять 8-10 секунд.
5. "Лопаточка" - язык расслабить, положить на нижнюю губу (язык высунуть изо рта, лежит чётко по контуру губы). Выполнять 8-10 секунд.
6. "Мостик" - открыть рот, упереть язычок острием в передние нижние зубы и выгнуть горкой. Выполнять 8-10 секунд.
7. "Мостик смело соберем и очень быстро разберем" - приоткрыть рот, упереть язык в нижние передние зубы и выгнуть горкой. Зафиксировать, а затем расслабить его - уронить вниз. Затем попеременно эти движения повторяем 10 - 15 секунд.
8. "Ветер дует с горки" - открыть рот и сделать" горку". Вдохнуть и выдохнуть, направляя воздух по языку наружу. Сосредоточим внимание ребёнка на "переходе" от вдоха к выдоху. В этот момент мягкое небо приподнимается и закрывает ход воздуху в полость носа. Получается кряхтящий выдох. Мы начинаем ловить звук "г".
9."Катание с горки" - укрепляем мышцы языка. Активизируем работу мягкого неба вместе с дыхательными органами. На ладошку взрослого или ребёнка кладется шарик, сделанный из ваты. Ребёнок открывает рот и делает "мостик", но наш язычок на мостике ещё и "борец", край языка отодвигается от передних зубов, язычок готовится к толчку. Затем вдыхаем и резко выдыхаем воздух, так, чтобы подвинуть шарик на ладошке. На "границе" вдоха - выдоха активно начинают работать мышцы мягкого неба. Звук "г" должен "вылететь" изо рта.
Пальчиковая гимнастика
1. "Пальчики здороваются" - кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков всех остальных пальцев. То же делать пальцами левой руки, а затем двумя руками одновременно.
2. "Ручки здороваются" - пальцы правой руки здороваются с пальцами левой руки от большого к мизинцу и обратно. (5 раз)
3. "В кулачок 1"- поочередно сгибать пальцы руки и убирать их в кулак, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой, обеими руками.
4. "В кулачок 2" - поочередно сгибать пальцы в кулак, начиная с мизинца. Делать это правой, левой, обеими руками.
5. "Из кулачка 1" - одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец- наверху), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой, обеими руками.
6. "Из кулачка 2" - одновременно собрать пальцы в кулак( большой палец- внутри кулака), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с мизинца. Делать это правой, левой, обеими руками.
7. "Веселый кролик Банни" - большим палецем правой руки прижимаем к ладони безымянный и мизинец, а указательный и средний пальцы подняты вверх. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки одновременно со словами:
Весёлый Кролик Банни
Резвился на поляне.
А если шорох слышит,
Замрет он - и не дышит.
И на его макушке
Встают как стрелки, ушки.
А домик его - норка-
Под елкой у пригорка.
Он к норке подбегает,
И прыг- в неё ныряет!
8. "Посмотри мои ладошки" - ладошки обеих рук прижимаем к поверхности стола, а пальцы сдвигаем и раздвигаем.
Произносим следующие слова:
Посмотри: моя ладошка,
Как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. "Прятки" - укреплять мышцы боковых краев языка, учить втягивать и выдвигать язык, поднимать спинку языка и удерживать в этом положении. Рот открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта. Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов.
3. Прочитай и повтори слоги и цепочки слогов.
га |
га-го |
га-го-гу |
го |
го-гу |
го-гы-га |
гу |
гу-гэ |
гу-га- го |
гэ |
гэ-гы |
гы-го-га |
гы |
гы-га |
га-го-гу |
4. Поиграй в игру "Исправь взрослого". Взрослый читает слова подражая неправильному произношению ребёнка, а ребёнок "исправляет".
Пример: далка-галка
Газон |
год |
гул |
Газель |
голод |
гурман |
Гамма |
горох |
гусь |
Гараж |
гость |
гусли |
Галеты |
гора |
губы |
Гагара |
гол |
гуща |
Гравилат |
годе |
гурьба |
Галстук |
гофре |
Гулливер |
Гайка |
гобой |
гусар |
гамак |
голос |
гудок |
5. Поиграй в игру "Один-много". Изменяй слова по образцу.
а) газон-газоны |
б) год-годы |
гараж-... |
гол- ... |
газель-... |
голос- ... |
гагара-... |
гость - ... |
гайка-... |
гора- ... |
6. Посчитай слово от 1 до 5.
Пример: 1 гусь, 2 гуся, 3 гуся, 4 гуся, 5 гусей.
гараж |
гравила на горе |
гудок |
голос из гаража |
гайка |
громкоголосая гагара |
7. Прочитай и повтори только те слова в которых есть звук г.
дом |
молот |
погоны |
вагон |
год |
поганка |
удод |
дым |
доска |
дрозд |
погода |
долото |
гарь |
горох |
город |
загон |
8. Прочитай и повтори предложения.
Громкий гудок огласил пристань.
Гортензии и маргаритки украшают газон.
Галя и Гоша пошли в гости.
Гуси громко гоготали у берега.
Гости привезли гостинцы Агафье и Агриппине.
Аглая и Агния были голодны, Гога предложил им съесть горох.
Галка и гагара кричали в один голос.
Хорошая погода располагает к прогулке.
Семга и навага - это морские обитатели.
9. "Ты и я"
Закончи предложение по образцу.
Ты гоняешь галку, и я гоняю галку.
Ты ешь курагу, и я...
Ты играешь на гобое, и я...
Ты поймал горбушу, и я...
Ты повязал галстук, и я...
Ты отгадал загадку, и я...
10. Замени первый звук в слове на звук Г.
Какое новое слово получилось? Напиши его.
Код-год |
радость - |
|
кон- |
крот- |
|
раз - |
сам- |
шорох- |
кол - |
род - |
сладко- |
кость - |
колос - |
вазон- |
код - |
куст - |
холод- |
11. "Я-ты-мы"
Изменяй предложения по образцу.
Пример: Я готовлю горох. Ты готовишь горох. Мы готовим горох.
Я загоняю фургон в гараж. |
Ты.. |
Мы.. |
Я подстригаю газон. |
Ты.. |
Мы.. |
Я играю на горне. |
Ты.. |
Мы.. |
Я угощаю гостя галетами. |
Ты.. |
Мы.. |
Я поднимаюсь на гору. |
Ты.. |
Мы.. |
12. Закончи по образцу
У Гали гамаши. |
Это Галины Гамаши. |
У Гоши галстук. |
|
У Глафиры гамак. |
|
У гуся есть гусята. |
|
У бульдога есть щенки. |
|
У галки есть галчата. |
|
У газели есть хвост. |
|
13. Прочитай слова
На какие две группы их можно разделить? Впиши пропущенные буквы в слова.
_а_ара
_а_а
_азель
_орный козел
_уанако
Я_уар
Ти_р