Программа краткосрочного курса "Турист"

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 5, 6

Ключевые слова: туристический поход


Паспорт программы

1

Название краткосрочного курса

Турист

2

Продолжительность краткосрочного курса

8 часов

3

Основная идея краткосрочного курса

Введение учащихся в туристическую и походную деятельность.
Формирование основ туристического быта.

4

Цель

Вовлечение учащихся в туристическую деятельность как средство привития здорового образа жизни, экологической культуры.

5

Основные задачи

    обучение навыкам туристической деятельности, оказания первой медицинской помощи.
  • способствовать развитию и тренировке психических процессов, моторико-двигательной и логической памяти обучающихся;
  • способствовать формированию и развитию нравственно-коммуникативных качеств личности обучающихся;
  • воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни.

6

Основные механизмы реализации краткосрочного курса

Обучение посредством бесед, практических занятий, упражнений и соревновательного компонента.

7

Ожидаемые результаты

    Физическое и психическое оздоровление учащихся, воспитание патриотизма и верности своей Родине; приобретение жизненно-важных двигательных навыков и умений:
  1. Уметь ориентироваться по местным признакам, компасу, карте, определять азимут, двигаться по компасу и карте;
  2. Знать способы оказания первой медицинской помощи при кровотечении, переломах, вывихах, ранениях, ожогах, обморожениях;
  3. Уметь найти воду, развести огонь, приготовить пищу;
  4. Качество практических навыков проверяется на соревнованиях. Улучшение результатов команды - критерий спортивно-технического роста учащихся.
  5. Дать ребятам возможность освоить все премудрости туризма, значит привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.

8

Критерии оценивания (баллы)
продуктов курса

    Узлы - оценивается количество связанных узлов, потраченное время на вязание узлов.
  1. Сбор, разбор туристической палатки - оценивается время упражнения, начисляются штрафные балы за неправильность сбора узлов и частей палатки. (1 ошибка - 1 штрафной балл).
  2. Разжигание костра - оцениваться время закипания воды.
  3. Первая помощь - оценка бытования при капиллярном, венозном и артериальном кровотечении. Оценивается количество перевязок, правильность бытования и потраченное время.
  4. Поиск клада по азимуту - время нахождение клада.

Пояснительная записка

Краткосрочная образовательная программа «Турист», реализуемая в МБОУ СОШ №2 пгт. Шахтерск Сахалинской области, разработана на основе примерных (типовых) программ для системы дополнительного образования детей «Юные туристы», «Юные туристы-спасатели», в соответствии с законом «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах туристической деятельности»

В последние годы Правительство Российской Федерации одной из важнейших задач считает оздоровление нации. Наша задача - как можно быстрее отвлечь подростков и молодёжь от вредных привычек: наркомании, курения, алкоголизма, токсикомании и бродяжничества. Для этого необходимо привлечь учащихся к занятиям туристической деятельности.

Данная программа предлагает разнообразные виды деятельности учащихся: дети обучаются туристским навыкам, правилам поведения вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи.

Программа предусматривает пешие походы по местам отдыха с целю опознавания, тренировки и наведения порядка на территории, в пути следования и местах отдыха.

Содержание программы

№ занятия

Тема

Содержание занятия

1

Техника безопасности в походе

Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Использование простейших узлов и техника их вязания.

2

Личное и групповое туристское снаряжение

Понятие о личном и групповом снаряжении. групповое снаряжение, требования к нему. Укладка рюкзака.

3

Туристическая карта

Условные знаки. Ориентирование по азимуту. Работа с компасом. Измерение расстояний.

4

Первая помощь

Походная медицинская аптечка. Основные приемы оказания первой медицинской помощи. Приемы транспортировки пострадавшего.

5

Должности в туристической группе

Должности в группе постоянные и временные. Распределение должностей в группе. Подготовка к походу на озеро Тауро. Сбор, разбор палатки.

6

Поход на озеро Тауро

Поход на озеро. Техника безопасности. Разжигание костра. Приготовление чая.

7

Соревнования по туризму

1. Вязание 8 узлов.
2. Сбор, разбор палатки.
3. Разжигание костра и противление чая.
4. Первая помощь - переноска пострадавшего.
5. Поиск клада по точкам азимута.

8

Подведение итогов курса

Презентация опыта в актовом зале школы с наглядным материалом.

Критерии

Критерий

Показатель

Баллы

Штрафы

1

Узлы

Каждый участник получает карточку с названием узла и, по команде «старт», завязывает узел за контрольное время 30 сек. Перечень узлов: прямой, академический, брамшкотовый, встречный, схватывающий, стремя, булинь, удавка, проводник, проводник-восьмёрка.

10 баллов

Не завязанный или неправильно завязанный узел - 1б., отсутствие контрольного узла - 1б.

2

Палатка

Команда из 2-3 человек собирает палатку на 2 дуги и 4 колышка

2 балла

Неправильно поставлена палатка, отсутствие элементов палатки - 1б.

3

Кипячение чая

Вскипятить воду за 10 минут

3 балла

Превышение КВ - штраф 1б.

4

Переноска пострадавшего

Команда изготавливает носилки из двух шестов и двух штормовок

3 балла

Развал носилок и падение пострадавшего - 1б.

5

Поиск клада

Задача - найти с помощью карты и компаса клад за 20 минут

2 балла

Превышение времени - 1б.

Условия реализации курса

На краткосрочный курс набирается группа не более 15 человек.

Большинство занятий проходят в школе, есть занятия на школьном дворе и 1 за школьной территорией на озере Тауро. Необходимы следующие материалы: веревки, рюкзаки, коврики, спальники, палатки, бумага, ручки, туристическая аптечка, карта местности, компас, топографические знаки, нитки, кульвиметр, чай, сахар, котелки, спички, бинты, сгущенка.

Список используемой литературы

  1. Константинов Ю.С. Подготовка педагога дополнительного образования в избранной области деятельности: детско-юношеский туризм. Учебное пособие для СПО. - М.: , 2018. - 401 с.
  2. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
  3. С.С. Соловьев. Безопасный отдых и туризм. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
  4. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
  5. Л.А.Вяткин, Е.В.Сидорчук. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. - М.: Academia, 2014. - 224 с.
  6. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1987.
  7. Хью Макманнерс. Школа выживания. - М.: АСТ, Астрель, 2003. - 192 с.