Паспорт программы
1 |
Название краткосрочного курса |
Турист |
2 |
Продолжительность краткосрочного курса |
8 часов |
3 |
Основная идея краткосрочного курса |
Введение учащихся в туристическую и походную деятельность.
|
4 |
Цель |
Вовлечение учащихся в туристическую деятельность как средство привития здорового образа жизни, экологической культуры. |
5 |
Основные задачи |
|
6 |
Основные механизмы реализации краткосрочного курса |
Обучение посредством бесед, практических занятий, упражнений и соревновательного компонента. |
7 |
Ожидаемые результаты |
|
8 |
Критерии оценивания (баллы)
|
|
Пояснительная записка
Краткосрочная образовательная программа «Турист», реализуемая в МБОУ СОШ №2 пгт. Шахтерск Сахалинской области, разработана на основе примерных (типовых) программ для системы дополнительного образования детей «Юные туристы», «Юные туристы-спасатели», в соответствии с законом «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах туристической деятельности»
В последние годы Правительство Российской Федерации одной из важнейших задач считает оздоровление нации. Наша задача - как можно быстрее отвлечь подростков и молодёжь от вредных привычек: наркомании, курения, алкоголизма, токсикомании и бродяжничества. Для этого необходимо привлечь учащихся к занятиям туристической деятельности.
Данная программа предлагает разнообразные виды деятельности учащихся: дети обучаются туристским навыкам, правилам поведения вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи.
Программа предусматривает пешие походы по местам отдыха с целю опознавания, тренировки и наведения порядка на территории, в пути следования и местах отдыха.
Содержание программы
№ занятия
|
Тема |
Содержание занятия |
1 |
Техника безопасности в походе |
Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Использование простейших узлов и техника их вязания. |
2 |
Личное и групповое туристское снаряжение |
Понятие о личном и групповом снаряжении. групповое снаряжение, требования к нему. Укладка рюкзака. |
3 |
Туристическая карта |
Условные знаки. Ориентирование по азимуту. Работа с компасом. Измерение расстояний. |
4 |
Первая помощь |
Походная медицинская аптечка. Основные приемы оказания первой медицинской помощи. Приемы транспортировки пострадавшего. |
5 |
Должности в туристической группе |
Должности в группе постоянные и временные. Распределение должностей в группе. Подготовка к походу на озеро Тауро. Сбор, разбор палатки. |
6 |
Поход на озеро Тауро |
Поход на озеро. Техника безопасности. Разжигание костра. Приготовление чая. |
7 |
Соревнования по туризму |
1. Вязание 8 узлов.
|
8 |
Подведение итогов курса |
Презентация опыта в актовом зале школы с наглядным материалом. |
Критерии
№
|
Критерий |
Показатель |
Баллы |
Штрафы |
1 |
Узлы |
Каждый участник получает карточку с названием узла и, по команде «старт», завязывает узел за контрольное время 30 сек. Перечень узлов: прямой, академический, брамшкотовый, встречный, схватывающий, стремя, булинь, удавка, проводник, проводник-восьмёрка. |
10 баллов |
Не завязанный или неправильно завязанный узел - 1б., отсутствие контрольного узла - 1б. |
2 |
Палатка |
Команда из 2-3 человек собирает палатку на 2 дуги и 4 колышка |
2 балла |
Неправильно поставлена палатка, отсутствие элементов палатки - 1б. |
3 |
Кипячение чая |
Вскипятить воду за 10 минут |
3 балла |
Превышение КВ - штраф 1б. |
4 |
Переноска пострадавшего |
Команда изготавливает носилки из двух шестов и двух штормовок |
3 балла |
Развал носилок и падение пострадавшего - 1б. |
5 |
Поиск клада |
Задача - найти с помощью карты и компаса клад за 20 минут |
2 балла |
Превышение времени - 1б. |
Условия реализации курса
На краткосрочный курс набирается группа не более 15 человек.
Большинство занятий проходят в школе, есть занятия на школьном дворе и 1 за школьной территорией на озере Тауро. Необходимы следующие материалы: веревки, рюкзаки, коврики, спальники, палатки, бумага, ручки, туристическая аптечка, карта местности, компас, топографические знаки, нитки, кульвиметр, чай, сахар, котелки, спички, бинты, сгущенка.
Список используемой литературы
- Константинов Ю.С. Подготовка педагога дополнительного образования в избранной области деятельности: детско-юношеский туризм. Учебное пособие для СПО. - М.: , 2018. - 401 с.
- Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
- С.С. Соловьев. Безопасный отдых и туризм. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
- Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
- Л.А.Вяткин, Е.В.Сидорчук. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. - М.: Academia, 2014. - 224 с.
- Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1987.
- Хью Макманнерс. Школа выживания. - М.: АСТ, Астрель, 2003. - 192 с.