Урок-игра по технологии для 5-го класса. Модуль: «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов»

Разделы: Технология

Класс: 5


Цель урока: закрепление пройденного материала.

Задачи:

  • Проверить и закрепить полученные знания, умения, навыки учащихся; способствовать активизации мыслительной деятельности и раскрытия творческого потенциала школьников.
  • Создавать условия для развития памяти, коммуникативных навыков образного мышления, координации движений, глазомера.
  • Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, сплоченности, чувства ответственности и взаимопомощи.

При проведении данного урока применяются следующие методы обучения: игровые, метод решения творческих задач.

В зависимости от конкретного этапа урока (согласно разработанного плана) используются следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная, звеньевая, индивидуальная.

Учителю необходимо приготовить соответствующие карточки с заданиями, материалы, инструменты, оборудование (верстак, пиломатериал, карандаш, линейка, молоток, гвозди), оформить должным образом классную доску, вывесить определенные плакаты, схемы, которые будут использоваться во время урока.

Структура урока

1. Организация начала урока.
2. Подготовка к учебно - познавательной деятельности.
3. Проверка и закрепление ранее полученных знаний, умений, навыков учащихся в ходе выполнения различных зданий в игровой форме.
3.1. Вопросы к командам.
3.2. Анаграммы.
3.3. Загадки.
3.4. Техническое лото.
3.5. Вопросы друг другу.
3.6. Кроссворд.
3.7. Конкурс капитанов.
3.8. «Лучший художник».
3.9. Сетка цифр (составить слово).
3.10. Задание с использованием трудовых приемов.
4. Подведение итогов урока.

Материалы, оборудование, инструменты: карточки с заданиями, верстак, пиломатериал, карандаш, линейка, молоток, гвозди.

Ход урока

1. Приветствие

Контроль посещаемости. Назначение дежурных. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Название темы, целей урока

Разделение на команды.

3. Проверка и закрепление ранее полученных знаний, умений, навыков учащихся в ходу выполнения различных заданий

3.1. Учитель задает вопросы командам. За правильный ответ - 1 балл.

  1. что такое тиски? (приспособление для закрепления материала).
  2. на какие две группы можно разделить все деревья? (лиственные и хвойные);
  3. что такое чертеж? (графическое изображение детали (изделия), выполняемое чертежными инструментами);
  4. что такое габаритные размеры? (наибольшие длина, ширина, высота изделия);
  5. что такое пласть? (самая широкая сторона доски);
  6. что такое шпон? (тонкие слои древесины, срезанные из коротких бревен, предназначенные для изготовления фанеры);
  7. что такое технологическая операция? (совокупность действий, выпол-няемых на одном рабочем месте соответствующими инструментами и на необходимом оборудовании);
  8. что необходимо выполнить непосредственно перед обработкой мате-риала? (разметку);
  9. как называется материал, из которого после разметки и обработки получат деталь (изделие)? (заготовка);
  10. что такое боёк? (металлическая часть молотка);
  11. как правильно держать молоток? (расстояние от сжатой ладони до торца рукоятки 30-35 мм);
  12. как правильно выполнить пиление (после разметки закрепить заготовку, приложить упор (брусок) к линии разметки таким образом, чтобы после отпиливания заготовка получилась немного больше, ножовку прижать к упору и сделать несколько плавных движений на себя, когда на заготовке появится надпил (прорезь) упор убрать и продолжить пиление; в конце пиления уменьшить нажим на ножовку);
  13. почему зубья ножовки (пилы) отогнуты в разные стороны (чтобы не зажимало инструмент при пилении);
  14. почему гвозди не нужно забивать близко друг к другу (может появиться трещина в древесине);
  15. если гвоздь согнулся при забивании, то... (вынуть плоскогубцами, клещами, молотком с прорезью);
  16. какими должны быть диаметры отверстий при соединении деталей шурупами (в одной детали просверлить сквозное отверстие диаметром немного большим диаметра шурупа, а во второй (основной) - глухое отверстие диаметром 0,8 диаметра шурупа и глубиной немного большей длины нарезной части шурупа).

3.2. Анаграммы

Каждой команде раздаются карточки, где представлены несколько слов, в которых буквы переставлены. За 4 мин. необходимо, переставив буквы, правильно составить слова и, написав их на отдельном листе, отдать учителю. За каждое правильное слово начисляются 2 балла. Команда, правильно выполнившая задание и первая, сдавшая свой лист, можно дополнительно добавить 1 балл.

  • РАВИЛАП (правила)
  • СКАВЕРТ (верстак)
  • РЕВОДЕ (дерево)
  • КИТИС (тиски)
  • ТОЛОМОК (молоток)

3.3. Загадки командам

Отвечает та команда, которая первая поднимет руку. За каждый правильный ответ получает 2 балла.

♦ Вострушка - вертушка уперлась в винт ногой,
Потерял болтун покой (отвертка).

♦ Древесину ест едок
Сто зубов в один рядок (пила, ножовка).

♦ Я по лысине бегу -
Кудри с лысины стригу (рубанок).

♦ Сам он худ, голова - в пуд,
Как ударит, крепко станет (молоток).

♦ Телом вертким как змея
В доску вкручиваюсь я (шуруп).

3.4. «Техническое лото»

Командам раздаются карточки, на которых написаны вопросы. К ним прилагаются малые карточки с ответами, которые накладываются на соответствующий вопрос, тем самым ответив на него. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Команде, правильно выполнившей задание и первой сдавшей свой лист, дополнительно добавляется 2 балла.

Рабочее место в мастерской

Изображение детали в объеме

Линия чертежа, показывающая невидимые контуры

Часть молотка

Самая ровная сторона от которой начинают разметку

Зубья напильника

Рисунок поверхности древесины

След от ножовки (пилы)

Что выполняют с помощью ножовки по дереву

Основа рубанка

Материал, из которого получают деталь (изделие)

Маленький напильник

Инструмент для выпиливания древесины

Вид отделки поверхности

Что выполняют напильником

В каком направлении срезает материал шлиф/бумага

В каком направлении срезает материал напильник

Доски, бруски, рейки - это...

Бывает прозрачное и непрозрачное

Что выполняют рубанком

3.5. Вопросы друг другу

Каждая команда задает по несколько вопросов командам - «соперникам». За правильный ответ - 2 балла. Если команда отвечает неправильно, вопрос переходит следующей команде. При отсутствии правильного ответа, команда, задававшая вопрос, отвечает сама и получает дополнительно 1 балл.

3.6. Кроссворд

Каждой команде раздаются карточки с 2 кроссвордами. Учащиеся выполняют задания и сдают учителю. За каждый правильно отгаданный кроссворд выставляется 3 балла. Команда, правильно выполнившая задание и первая сдавшая свой лист, получает дополнительно 1 балл.

Кроссворд по теме «Пиление»

Задание: отгадать слово по горизонтали, обозначающее инструмент (сверло).

Вопросы (по вертикали):

  1. Тонкая и узкая металлическая полоска с зубьями (пилка).
  2. Если деталь не соответствует требованиям, значит, допущен... (брак).
  3. Операция, выполняемая после пиления (зачистка).

Кроссворд по теме «Разметка»

Задание: определить слово по горизонтали, которое обозначает пластину с очертаниями будущей детали (шаблон).

Вопросы (по вертикали):

  1. Инструмент для проведения разметочных линий на заготовке (карандаш).
  2. Инструмент для разметки и контроля прямых углов (угольник).
  3. Инструмент для проведения прямых линий, определения размеров (линейка).

3.7. Конкурс капитанов

Им приготовлено задание, в котором необходимо правильно расставь слова. Для его выполнения капитаны команд садятся отдельно. Каждому из них выдаются карточки с предложением, в котором переставлены слова. Необходимо правильно составить предложение. За правильный ответ начисляется 3 балла. Команда, капитан которой первый правильно выполнил задание и сдал свой лист, получает дополнительно 1 балл. В это время остальным членам команд учитель задает вопросы. Отвечает команда, первая поднявшая руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Капитанам.

ДОЛЖНЫ БЫЛО ЧТОБЫ ЗУБЬЯ ПИЛИТЬ РАЗВЕДЕНЫ БЫТЬ НОЖОВКИ ЛЕГЧЕ

(зубья ножовки должны быть разведены, чтобы легче было пилить).

Командам.

  1. что такое столярный угольник? (инструмент для разметки линии под прямым углом, проведения параллельных линий, проверки прямых углов);
  2. что такое лобзик? (режущий инструмент для выпиливания криволи-нейных контуров);
  3. необходимо получить брусок длиной 100 мм. Какой длины необхо-димо отпилить брусок? Почему? (больше на 2 - 3 мм для последующего шлифования или чтобы был запас в случае перекоса ножовки при пилении, либо возможность исправить брак при появлении трещин на материале);
  4. как называется данный запас на обработку? (припуск);
  5. каким должен быть диаметр отверстия при ввинчивании в него шурупа? (на 0,2 - 0,3 мм меньше диаметра шурупа);
  6. что такое рубанок? (режущий инструмент для строгания древесины);
  7. что такое напильник? (режущий инструмент для срезания небольшого слоя материала (опиливания));
  8. какие бывают виды напильников по форме профиля? (прямоугольный, треугольный, круглый, полукруглый, квадратный, ромбический, ножевой);
  9. как очистить рубанок от стружки? (вытянуть сверху рукой или протолкнуть щепкой сверху вниз);
  10. какие бывают виды отделки поверхности? (окрашивание, шлифование, лакирование, выжигание, полирование).

3.8. «Лучший художник»

Необходимо на классной доске нарисовать закрытыми глазами лобзик. Каждая команда выбирает представителя, который будет выполнять данное задание. Побеждает команда, у представителя которой полученное изображение более похоже на оригинал и начисляется 3 балла.

3.9. Сетка цифр (составить слово)

Задание на составление слова, буквы которого необходимо правильно выписать, причем каждая буква зашифрована определенной цифрой. Цифра означает порядковый номер буквы в алфавите. Командам раздаются карточки. За 2 мин. на отдельной лист нужно выписать буквы и из них составить слово, после чего отдать учителю. За правильный ответ начисляется 3 балла. Команда, правильно выполнившая задание и первая, сдавшая свой лист, получает дополнительно 1 балл.

Задание: нанесите сетку на таблицу чисел и выпишите соответствующие буквы, из которых составьте слово, означающее одну из технологических операций (склеивание).

3.10. Задание с использованием трудовых приемов

Каждому учащемуся предлагается разметить (согласно предложенной схеме) и забить гвоздь. Оценивается правильность и точность разметки, обращение с инструментами, процесс забивания, качество выполненной работы, скорость выполнения. За успешное выполнение задания начисляется 5 баллов. Перед его выполнением необходимо повторить безопасные приемы работы.

Техника безопасности при работе:

  1. работать исправным инструментом (боёк плотно насажен на рукоятку, которая должна быть без трещин и расклинена);
  2. не стоять за спиной работающего с молотком;
  3. ударять по головке гвоздя точно вдоль его оси сначала легкими ударами, затем - сильнее;
  4. не класть молоток на край верстака.

4. Подведение итогов. Выставление отметок

Список использованной литературы

  1. Бешенков А.К. Технология (технический труд). Технические и проектные задания для учащихся. 5-9 классы: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2004.
  2. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер., - М.: Издательский центр «Академия», 2004.