Приемы сингапурской методики преподавания на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Класс: 5

Ключевые слова: английский язык, сингапурская методика обучения


В последние годы в России значительно возрос интерес к сингапурской методике обучения, которую в ряде регионов стали активно использовать на уроках английского языка.

Сингапурские педагоги достигают высоких результатов обучения благодаря применению разработанной в стране методики обучения, получившей название сингапурской.

Как известно, традиционное обучение основывается на принципе «учитель - ученик», проходит в виде лекции, за урок успевают ответить, как правило, два-три ученика. В центре такого урока учитель - источник информации. Поэтому и ученические столы расставлены соответствующим образом, чтобы все ученики сидели лицом к доске, к учителю. В сингапурской методике обучения все не так.

Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых, как из кубиков ЛЕГО, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности.

Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название. Всего структур около 250, из них основные:

Основной принцип - МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat). Он отвечает за распределение учеников и управление полученными группами.

Для проведения занятия учебные парты соединяются по две, формируя своеобразный квадрат. Рассаженные за этим столом ученики, в количестве строго 4-х человек, получают индивидуальные номерные и буквенные обозначения. Цифр, соответственно, четыре, а букв всего две: a и b.

Схема рассадки называется Numbered Heads Together - Пронумерованные для работы вместе головы. Смысл в том, что у каждого ученика есть две пары. Одна - это ученик + сосед, сидящий рядом (партнер по плечу), вторая - ученик + сосед напротив (партнер по лицу). Соответственно, по ходу занятия ученики работают в разных парах или обобщенной командой. При таком подходе ребята самостоятельно изучают новый материал, при этом роль учителя по очереди берет на себя каждый из участников команды. Педагог же в данном случае исполняет только функции руководителя: следит за порядком, дает задания (команды) и подводит итоги урока.

Сингапурская методика обучения английскому языку - основные приемы

ХАЙ ФАИВ (High Five)

Поднятая вверх ладонь руки, напоминающая известный жест «дай пять». Является сигналом для привлечения внимания и установления тишины в классе.

ДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts)

Учитель задает общую тему. Задача учеников быстро записать по 4 слова на данную тематику, используя подготовленные заранее листочки. На 1 листе - только 1 слово. Очередность не соблюдается, каждый записывает и проговаривает слова в своем темпе работы. Таким образом, у каждой команды должен получиться список из 16 слов.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group)

Упражнение проводится под музыку. Все учащиеся, танцуя, перемешиваются. Кто согласен - встает, кто не согласен - садится. Метод можно использовать абсолютно для любых задач: выяснять, кто ответил, а кто нет, кто использовал один способ решения, а кто другой и т.д.

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz-Quiz-Trade)

Раздаются карточки с подготовленными вопросами и ответами к ним. Учащиеся должны проверить знания друг друга, пояснить непонятые моменты и поменяться карточками.

СТЁ ЗЕ КЛАСС (Stir the Class)

Учеба в движении. Учитель задает вопрос, команды записывают несколько ответов. Далее все встают из-за парт и задвигают стулья. Учитель засекает время, за которое учащиеся должны поменяться ответом с участником из другой команды. Если данный ответ, уже присутствует в списке команды, то он помечается галочкой. Если такого варианта не было - его просто дописывают ниже.

КЛОК БАДДИС (Clock buddies)

Соратники по часам. Каждый ученик на листочках указывает время и человека, с которым он хотел бы пообщаться в данный момент. Так формируются пары, которые по команде учителя, встречаются и обсуждают определенные вопросы.

ТИМ ЧИР (Team Cheer)

Небольшая физкультурная разминка. Позволяет приободрить учеников и снять напряжение.

ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share)

Работа в парах. Ученики подробно делятся друг с другом своими мыслями и суждениями по указанным вопросам. Таким способом формируется развернутое мнение ученика по данной проблеме. Далее дается задание, ответ на которое выражен в числовой форме. Задача учеников - собраться в группу, насчитывающую столько человек.

ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe)

Метод формирует критическое мышление и креативность. Из подготовленной схемы ребята должны взять 3 слова и составить с ними предложения. При этом, все слова должны находиться в одном ряду по горизонтали, вертикали или диагонали.

ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down)

Проверка «согласия-несогласия» учащихся с озвученным утверждением.

РАУНД ТЭЙБЛ (Round Table)

Выполнение письменной работы на листе бумаги. В данном случае вся команда работает по очереди на 1 листе.

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (Simultaneous Round Table)

Письменная работа выполняется одновременно. При этом у каждого участника команды свой лист, которым, по окончанию задания, он обменивается с соседом.

РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin)

Работа в паре. Обмен списком коротких ответов между двумя участниками.

Обратим внимание, что дети приучаются работать по определенному алгоритму выполнения действий по команде учителя. Выполнение алгоритма доведено до автоматизма

Сингапурская методика обучения разговорному английскому языку имеет множество положительных сторон. Она помогает развить у учеников:

  • коммуникативные навыки;
  • критическое мышление;
  • умение работать в команде;
  • способность быстро решать поставленные задачи (на ответ дается не больше 30 секунд).

И, самое главное, приемы сингапурской методики помогут проявить индивидуальные знания, способности и качества ученика, не позволяя спрятаться «за спиной» соседа.

Желательно начинать пользоваться приемами сингапурской методики с учащимися начальной школы, начиная с самых простых способов.