Цели:
- Предметные: организовать деятельность учащихся по изучению порядка действий в выражениях.
- Познавательные - развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
- Регулятивные - развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.
- Коммуникативные - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
- Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, проявлять интерес к предмету.
Тип занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала
Оборудование:
- проектор, компьютер,
- для каждого ученика - учебник, учебные принадлежности, тетрадь, карточки с заданиями
Задачи:
- формировать способности к практическому использованию правила;
- развивать умение анализировать и обобщать;
- учить учебному сотрудничеству.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация к учебной деятельности
- В природе есть солнце. Оно светит и греет.
А кого в нашем родном крае называют солнцем Осетии?
(Основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова).
- Да, Коста-солнце Осетии…
Так пусть же сегодня каждый лучик солнца доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.
Это отрывок из стихотворения К.Хетагурова…
Учись, дружок, с охотой,
Чтоб мудрость всю познать,
И с радостью работай,
Чтоб человеком стать!
- Прочитайте на доске высказывание всемирно известного ученого, физика, математика, филолога Михаила Ломоносова.
(Высказывание)
«Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
М.Ломоносов
- Как вы понимаете это высказывание?
(Математика точная наука, она учит терпению, раскладывает всё по полочкам, дисциплинирует мозг)
- Да, математика, большая любительница порядка. Где в математике вы имели дело с порядком? (В числовой последовательности; порядок действий в выражениях…)
- Наш урок сегодня будет посвящен открытию нового знания
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цели:
- организовать актуализацию умений;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
- Посмотрите внимательно на выражения, разделите их на группы и запишите в 2 столбика
(Буквенные и числовые)
(a - b )+ с |
(a - b )+ с |
(6 ∙ 3) : 2= 9 |
(6 ∙ 3) : 2 = |
(а : b) + c |
40 : 5 ∙ 2 = 16? |
40 : 5 ∙ 3 = |
||
(а : b) + c |
- Найдите значение числовых выражений.
IV. Выявление места и причины затруднения
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Учащиеся выявляют затруднение при определении порядка действий в выражении, содержащем скобки
Проверка.
- Кто справился без ошибок? У кого есть ошибки?
- В каком месте возникло затруднение? (В выражении без скобок)
- Почему возникло затруднение? (Из-за разного порядка действий)
Построение выхода из затруднения.
- Какую цель вы поставите перед собой? (Научиться решать выражения без скобок)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Порядок выполнения действий в выражениях без скобок)
- Посмотрите еще раз на данное выражение 40 : 5 ∙ 2 = 16 (На доске) и давайте составим план наших действий
Составление плана действий
1. Из каких арифметических действий составлено выражение ?
2. В каком направлении считать?
3. Какое действие выполнять первым?
4. Какое действие выполнять вторым?
5. Сделать вывод.
V. Реализация построенного проекта
- Предлагаю поработать в парах. 20: 4 ∙ 5 =25
Карточка № 1 и опорная картинка «Волк и Заяц»
- Исследуйте с помощью плана и опорной картинки «Волк и Заяц» последовательность выполнения действий в данном выражении и найдите значение выражения.
- Проверим 20: 4 ∙ 5 =25
- Как решали выражение? (1 ученик)
(Выражение не содержит скобок, из арифметических действий только умножение и деление, считали слева направо по порядку)
- Какой вывод сделали?
(Если выражение содержит только умножение и деление и нет скобок, то выполнять надо по порядку)
- Сравните вывод, который вы сделали с эталоном в учебнике с.107 (читает ученик)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет)
- Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? (Научиться применять эталон)
- Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового эталона)
с. 108 № 2 - с комментированием у доски
(Это выражение без скобок, содержит только деление, буду выполнять действия по порядку, ….)
16 : 4 : 2 = 2
72 : 9 ∙ 8 = 64
5 ∙1 ∙ 9 = 45
6 ∙ 4 : 8 : 3 = 1
ФИЗМИНУТКА
№ 3 с. 108 устно
- Какое правило нарушил Волк? (Правило порядка действий в примерах без скобок)
- Как нужно было решить? (Сначала выполнить деление 12:3, а затем умножение)
Каким правилом воспользоваться? Проговорите его. (Проговаривают правило и решают пример устно)
(Если выражение без скобок содержит из действий только умножение, только деление или умножение и деление, то принято выполнять их по порядку слева направо)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
- Вы поработали вместе, в парах, а теперь необходимо поработать самостоятельно.
- Выполните задание самостоятельно, карточка №2
- 18 : 2 ∙ 3
- 7 ∙ 6 : 6
- 4 ∙ 2 ∙ 9
- 2 ∙ 9 : 3 : 2
- 56 : 7 : 4
10 СЛАЙД
- Проверьте решение по эталону для самопроверки.
Подробный образец |
Эталон |
18 : 2 ∙ 3 =27
|
|
- У кого получился другой ответ - поставьте «?».
- В каком месте вы допустили ошибку.
- Почему у вас возникло затруднение? (В расстановке порядка действий (применение нового правила), знание таблицы умножения и деления)
- Что необходимо сделать, чтобы такие ошибки не допускать? (Проговаривают правило, необходимо повторить таблицу умножения и деления, порядок действий в выражениях)
- Кто справился с заданием без ошибок?
- Поставьте себе «+». Замечательно.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.
- Вернёмся к выражению, которое мы в начале урока на доске разбирали.
40 : 5 ∙ 2 = 16
- Почему были разные ответы? (Не знали порядок действий в выражениях на умножение и деление без скобок)
- Какие шаги выполняли? (Когда возникло затруднение, составили план, нашли решение и пришли к выводу)
- Какой сделали вывод? (Если выражение из скобок содержит из действий только умножение, только деление или умножение и деление, то принято выполнять их по порядку)
- Сегодня вы ещё на один шаг продвинулись в своём обучении.
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
IX. Домашнее задание
Р. т. стр. 53, № 187, 188.
- Спасибо за урок!