Порядок выполнения действий в выражениях без скобок

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: математика


Цели:

  • Предметные: организовать деятельность учащихся по изучению порядка действий в выражениях.
  • Познавательные - развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
  • Регулятивные - развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.
  • Коммуникативные - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
  • Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, проявлять интерес к предмету.

Тип занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Оборудование:

  • проектор, компьютер,
  • для каждого ученика - учебник, учебные принадлежности, тетрадь, карточки с заданиями

Задачи:

  • формировать способности к практическому использованию правила;
  • развивать умение анализировать и обобщать;
  • учить учебному сотрудничеству.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация к учебной деятельности

- В природе есть солнце. Оно светит и греет.

А кого в нашем родном крае называют солнцем Осетии?

(Основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова).

- Да, Коста-солнце Осетии…

Так пусть же сегодня каждый лучик солнца доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

Это отрывок из стихотворения К.Хетагурова…

Учись, дружок, с охотой,
Чтоб мудрость всю познать,
И с радостью работай,
Чтоб человеком стать!

- Прочитайте на доске высказывание всемирно известного ученого, физика, математика, филолога Михаила Ломоносова.

(Высказывание)

«Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
М.Ломоносов

- Как вы понимаете это высказывание?

(Математика точная наука, она учит терпению, раскладывает всё по полочкам, дисциплинирует мозг)

- Да, математика, большая любительница порядка. Где в математике вы имели дело с порядком? (В числовой последовательности; порядок действий в выражениях…)

- Наш урок сегодня будет посвящен открытию нового знания

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цели:

  • организовать актуализацию умений;
  • организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
  • организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
  • уточнить следующий шаг учебной деятельности.

- Посмотрите внимательно на выражения, разделите их на группы и запишите в 2 столбика

(Буквенные и числовые)

(a - b )+ с

(a - b )+ с

(6 ∙ 3) : 2= 9

(6 ∙ 3) : 2 =

(а : b) + c

40 : 5 ∙ 2 = 16?

40 : 5 ∙ 3 =

(а : b) + c

- Найдите значение числовых выражений.

IV. Выявление места и причины затруднения

Цели:

  • выявить место (шаг, операция) затруднения;
  • зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Учащиеся выявляют затруднение при определении порядка действий в выражении, содержащем скобки

Проверка.

- Кто справился без ошибок? У кого есть ошибки?

- В каком месте возникло затруднение? (В выражении без скобок)

- Почему возникло затруднение? (Из-за разного порядка действий)

Построение выхода из затруднения.

- Какую цель вы поставите перед собой? (Научиться решать выражения без скобок)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Порядок выполнения действий в выражениях без скобок)

- Посмотрите еще раз на данное выражение 40 : 5 ∙ 2 = 16 (На доске) и давайте составим план наших действий

Составление плана действий

1. Из каких арифметических действий составлено выражение ?

2. В каком направлении считать?

3. Какое действие выполнять первым?

4. Какое действие выполнять вторым?

5. Сделать вывод.

V. Реализация построенного проекта

- Предлагаю поработать в парах. 20: 4 ∙ 5 =25

Карточка № 1 и опорная картинка «Волк и Заяц»

- Исследуйте с помощью плана и опорной картинки «Волк и Заяц» последовательность выполнения действий в данном выражении и найдите значение выражения.

- Проверим 20: 4 ∙ 5 =25

- Как решали выражение? (1 ученик)

(Выражение не содержит скобок, из арифметических действий только умножение и деление, считали слева направо по порядку)

- Какой вывод сделали?

(Если выражение содержит только умножение и деление и нет скобок, то выполнять надо по порядку)

- Сравните вывод, который вы сделали с эталоном в учебнике с.107 (читает ученик)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет)

- Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? (Научиться применять эталон)

- Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового эталона)

с. 108 № 2 - с комментированием у доски

(Это выражение без скобок, содержит только деление, буду выполнять действия по порядку, ….)

16 : 4 : 2 = 2
72 : 9 ∙ 8 = 64
5 ∙1 ∙ 9 = 45
6 ∙ 4 : 8 : 3 = 1

ФИЗМИНУТКА

№ 3 с. 108 устно

- Какое правило нарушил Волк? (Правило порядка действий в примерах без скобок)

- Как нужно было решить? (Сначала выполнить деление 12:3, а затем умножение)

Каким правилом воспользоваться? Проговорите его. (Проговаривают правило и решают пример устно)

(Если выражение без скобок содержит из действий только умножение, только деление или умножение и деление, то принято выполнять их по порядку слева направо)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

  • организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
  • организовать самопроверку по эталону;
  • организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

- Вы поработали вместе, в парах, а теперь необходимо поработать самостоятельно.

- Выполните задание самостоятельно, карточка №2

  • 18 : 2 ∙ 3
  • 7 ∙ 6 : 6
  • 4 ∙ 2 ∙ 9
  • 2 ∙ 9 : 3 : 2
  • 56 : 7 : 4

10 СЛАЙД

- Проверьте решение по эталону для самопроверки.

Подробный образец

Эталон

18 : 2 ∙ 3 =27
7 ∙ 6 : 6 = 7
4 ∙ 2 ∙ 9 = 72
2 ∙ 9 : 3 : 2 = 3
56 : 7 : 4= 2

  1. Выражение без скобок и содержит только умножение и деление.
  2. Выполняем действия по порядку слева направо

- У кого получился другой ответ - поставьте «?».

- В каком месте вы допустили ошибку.

- Почему у вас возникло затруднение? (В расстановке порядка действий (применение нового правила), знание таблицы умножения и деления)

- Что необходимо сделать, чтобы такие ошибки не допускать? (Проговаривают правило, необходимо повторить таблицу умножения и деления, порядок действий в выражениях)

- Кто справился с заданием без ошибок?

- Поставьте себе «+». Замечательно.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
  • соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

- Вернёмся к выражению, которое мы в начале урока на доске разбирали.

40 : 5 ∙ 2 = 16

- Почему были разные ответы? (Не знали порядок действий в выражениях на умножение и деление без скобок)

- Какие шаги выполняли? (Когда возникло затруднение, составили план, нашли решение и пришли к выводу)

- Какой сделали вывод? (Если выражение из скобок содержит из действий только умножение, только деление или умножение и деление, то принято выполнять их по порядку)

- Сегодня вы ещё на один шаг продвинулись в своём обучении.

Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

IX. Домашнее задание

Р. т. стр. 53, № 187, 188.

- Спасибо за урок!