Цели:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- оценить навык применения знаний полученных при изучении курса географии;
- развивать коммуникативные способности.
Тип урока: обобщающий.
1 этап: Подготовительный
Класс делится на группы:
- Журналисты
- Геоморфологи
- Климатологи
- Историки
- Социологи.
- Картографы
Все группы тщательно изучают все вопросы, связанные с их разделом, а журналисты готовят для всех групп вопросы.
Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости…..
Необычность урока заключается еще и в том, что мы его проводим в виде пресс - конференции. К нашей конференции журналисты подготовили свои вопросы, на которые будут отвечать ученые нашего класса. Конференция нам покажет, сможем ли мы совершить экспедицию в Антарктиду, хватит ли нам для этого знаний.
Что же представляет из себя Антарктида?
Вступительное слово учителя: На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной мантии из снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовым, голубым, золотым и зелеными тонами пастели. Такова Антарктида. Материк, который и сейчас таит много загадок. (Ричард Берд)
Вопросы журналистов |
Примерные ответы учащихся |
Вопросы картографам 1. В чем особенности Географического положения Антарктиды? |
Картографы - Это единственный материк, который занимает около полюсное положение; - Почти весь, кроме полуострова Антарктический лежит в пределах Южного полярного круга - Имеет лишь одну крайнюю (северную ) точку - Расположен в антарктическом климатическом поясе - Омывается южными частями океанов - От других материков сильно удален. Самый близко расположенный материк - Южная Америка, Отделен от нее проливом Дрейка. |
2. Какую область земли называют Антарктикой? |
Это южная полярная область, включающая Антарктиду и южные части океанов примерно до 50-60 градусов ю. ш. |
Вопросы историкам 1. Скажите, какой мореплаватель первым пытался открыть материк, но не смог это сделать? 2. Кто и когда открыл Антарктиду? 3. Кто первым достиг южного полюса?
4 Кому посвящаются следующие строки:
5. Когда внутренние районы Антарктиды начали изучаться более тщательно? 6. Какая научная станция была первой построена на материке и в какой ее части? 7. Какая станция выполняет сейчас такую же функцию, на Антарктиде, как у нас Москва? |
Историки 1. Первым попытался достичь берегов Антарктиды Джеймс Кук, но из-за суровых условий ему это не удалось сделать, а так как он имел большой вес в мире науки , то исследования в этом направлении надолго заморозились.
2. 28 января советские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев на 2-х судах «Мирный» и «Восток»
3. Это сделал Норвежский ученый Руаль Амундсен 14 дек. 1911 года. 4. Эти строки посвящаются Английскому исследователю Роберту Скотту, который в январе 1912 года вслед за Амундсеном достиг Южного полюса. 5. Это произошло в 1957-58 году, когда был объявлен международный геофизический год и 12 стран договорились изучать Антарктиду и обмениваться полученными знаниями. 6. Это была станция «Мирный», а находилась она в восточной части материка, так как именно эта часть материка была отведена для исследований СССР. 7. Сейчас главный центр всех исследований на материке находится на станции « Молодежная» |
Вопросы геоморфологам 1. Какие два рельефа можно выделить у Антарктиды? 2. Почему у людей на этом материке часто кружится голова, идет из носа кровь? 3. Почему считается, что Антарктида самый высокий материк? 4. Почему на западе подледный рельеф имеет большие высоты и сильнее расчленен, чем на востоке материка? 5. Из чего образуется покровный ледник Антарктиды? 6. Почему другие материки веками хранят на своей поверхности развалины городов, руины храмов, а в Антарктиде же через 10 лет не всегда обнаруживаются следы пребывания человека или существования научных станций 7. Есть ли тенденция, что в будущем мы будем использовать минеральные ресурсы Антарктиды и какие? 8. Нам стало известно, что геолог 1-й британской экспедиции под руководством Роберта Скотта нашел окаменелые образцы древовидного папоротника и пласты угля и известняка. О чем свидетельствуют эти находки? 9. Что такое айсберги и как они образуются? |
Геоморфологи 1. У Антарктиды можно выделить подледный рельеф и рельеф ледника. 2. Это происходит из-за большой высоты материка 3. Это происходит из-за того, что у Антарктиды мощный ледниковый покров, средняя высота которого составляет 2000 м 4. Это происходит из-за разности тектонических структур. В восточной части материка залегает древняя платформа, а в западной части - область новой складчатости. 5. Он образуется из уплотняющегося снега. 6. По мере увеличения своей массы ледник приобретает пластичность и начинает двигаться в сторону окраины материка, унося с собой все, что на нем было. 7. Если на других материках наступит резкая нехватка ресурсов, то возможно использование Каменного угля, Железной руды, золота, алмазов, цветных металлов 8. Это свидетельствует о том, что когда-то здесь был более теплый климат, росли папоротники и территория была покрыта морем. 9. Обломки материкового льда |
Вопросы климатологам 1. Почему именно на этом материке и где конкретно находится мировой полюс холода? 2. Почему Антарктиду называют земля ветров? 3. Почему на этом материке люди ходят в очках и загорают как в тропиках? |
Климатологи
1. Это станция «Восток», где зафиксирована самая низкая температура -89,2 С градуса.
2. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на земле. Они образуются из-за того, что в центе материка находится область высокого давления, а у побережья область низкого, поэтому образуются сильные стоковые ветры. 3. Это страна жестокого солнца. Здесь 6 месяцев полярный день, чистый и прозрачный воздух и белый снег, который отражает солнечный свет, бьющий в глаза, от чего можно временно ослепнуть. |
Вопросы биологам 1. Что вы можете сказать о видовом разнообразии животных и растений материка? 2. Что называют антарктическим оазисом? 3. Почему жизнь всех животных в Антарктиде связана с океаном? 4 .Почему морские животные выходят сухими из воды? 5. Почему птицы в Антарктиде образуют птичьи базары? |
Биологи 1. Это самый бедный по видовому разнообразию материк. 2. Это территория, свободная от льда, где возможна жизнь растений. 3. Питаются в основном рыбой и планктоном 4. Подкожный жир смазывает шкуру. 5. Для согревания и защиты от нападения. |
Вопросы социологам 1. Кто из людей живет на материке? 2. Принадлежит ли Антарктида какой-нибудь стране? 3. Можно ли организовать туристические прогулки на материк? 4. С какой целью изучают материк? |
Социологи 1. На материке нет постоянного населения. Живут одни полярники 2. Нет. И на ней запрещены любые испытания оружия. 3. Да. Посмотреть на необычность природы.
- полезные ископаемые
4. Влияние на атмосферу и мировой океан |
Слово учителя: Итак мы провели пресс конференцию, она показала, что все наши ученые провели огромную работу при подготовке к ней, что позволило им четко быстро и ясно выявить основные, яркие черты материка. И все мы при желании сможем с легкостью совершить путешествие в Антарктиду.
На самом - самом юге,
как впрочем, и на севере,
Там много интересного, почти нам неизвестного и сказочного чуда.
К загадочной Антарктике, стране снегов и льда
С урока путешествовать по атласам и картам несется наш фрегат.
Здесь круглый год не тает лед,
Лежат кругом снега,
Ну, а пингвин не прячет нос,
Когда на улице мороз и сильная пурга.
Полгода ночь, полгода день, бежит полярный круг…
И нам за ним бежать не лень,
Нам машет ластами тюлень,
Наш новый милый друг.
А сейчас мы переходим к выполнению практического задания и тестов, которые позволят каждому из вас оценить полученные знания на предыдущих уроках и позволят заработать нам средства для проезда в Антарктиду.
Билет до Антарктиды стоит 4-5 баллов.
2. Практическая работа за компьютерами
1. Перенеси на карту географические названия
2 .Перенеси на карту значение температур и осадков во внутренних и внешних областях
3. Верно расположите российские научные станции по территории материка
3. Тест на компьютере
1. Антарктида стала известна европейцам (позже Австралии и Северной Америки).
2. Второй экспедицией, достигнувшей Южного полюса, руководил (Р.Скотт).
3. Земную кору Антарктиды формирует (древняя платформа и область новой складчатости).
4. Большинство антарктических научных станций расположены (На побережье).
5. Климат побережий отличается от климата центральных территорий (более высокими температурами и большим количеством осадков).
6. Минимальное количество солнечного тепла территория материка получает ( в июле).
7. Атмосферных осадков в Антарктиде выпадают в основном, в виде (снега).
8. Наиболее многочисленным видом птиц являются (пингвин Адели).
9. Антарктические ВМ (холодные и сухие).
10. Главная причина малого количества солнечного тепла, получаемого Антарктидой в январе (высокая отражательная способность поверхности).
11. Из природных ресурсов Антарктиды в настоящее время начато использование (водных ресурсов).
12. Главные враги птенцов пингвинов (чайки - поморники).
13. Аэрометеорологический центр Антарктиды расположен (Молодежная).
14. Преобладающее направление ветра над материком (От центра к краям).
15. Средняя мощность ледникового купола Антарктиды составляет (2 тыс м.).
16. Материк был открыт в результате экспедиции (Беллинсгаузена и Лазарева).
17. Антарктида омывается… частями океанов (Южными).
18. Окраинные части материка пересекают (южный поляр круг).
19. Ни на территории материка, ни в прибрежных водах не обитает (белый медведь).
20. С учетом ледникового купола преобладающие высоты Антарктиды (больше чем в Африке и Австралии).
21. По названиям судов экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева в Антарктиде названы (научные станции).
22. Географическое положение Антарктиды таково, что она имеет только крайнюю … (северную точку.)
Проводится сбор оценок.
Слово учителя: Молодцы, ребята, вы показали хорошие знания, и в награду за активное участие на уроке я предлагаю вам разгадать несколько ребусов.
1. Что означает слово Антарктида (Противоположная северу)
2. Секретные цифры
- 63%
- 2000 м
- 5140 м
- 28 ян 1820 г
- 14 дек 1911
- 16 янв 1912
- 1957-58
3. Закончи предложение « Антарктида самый - самый материк…
- По времени открытия
- По температуре
- По высоте
- По количеству биологических видов
- По силе ветра
- По количеству запасов пресной воды
4. Угадай кто это по фотографии
- Амундсен
- Р.Скотт
- Д.Кук
5. Найди лишнее животное
6. Мини-викторина
- Какие слоны и львы живут в Антарктиде?
- Сколько стран расположено на материке?
- Какие два растения образуют симбиоз?
- Что есть в Антарктиде и Африке (пустыни).