Применение ТРИЗ и STEAM технологий в математическом развитии дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: д/с


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


2 Слайд.

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта
Генрих Альтшуллер

Развитие сегодня выступает фундаментальным понятием, характеризующим социокультурную ситуацию начала нового тысячелетия.

Сегодня мы рассмотрим такое направление развивающего обучения, как STEAM-образование. На данный момент оно становится одним из приоритетов современного дошкольного образования.

3 Слайд. Аббревиатура STEAM расшифровывается следующим образом:

S - естественные науки (science),

T - технология (technology),

E - инженерное дело (engineering),

A - искусство (art), M - математика (mathematics).

Это компетенции человека ХХI века, которые необходимо развивать у детей, используя ресурсы интересных для них видов деятельности. Непревзойденный интерес у большинства вызывает робототехника, игры с роботами и конструкторами, например, конструкторами LEGO Education, которые разработаны для детей дошкольного возраста.

4 Слайд. Развивающее STEAM-образование имеет целый спектр применения в системе дошкольного образования и является великолепным средством развития дошкольников, позволяя сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме учиться и обучаться в игре; позволяет детям проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др.; объединяет игру с экспериментально-исследовательской деятельностью, предоставляя ребенку возможность творить, познавать самые разные стороны жизни, проявлять инициативу.

5 Слайд. Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEAM образование в математическом развитии дошкольников?

Существует несколько образовательных модулей, но мы рассмотрим только в плотную связанные с математическим развитием.

1. «Дидактическая система Ф.Фрёбеля» (дары Фрёбеля - дидактический материал («обучающий») в него входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.).

Включает в себя выполнение следующих задач:

- Экспериментирование с предметами окружающего мира;

- Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

- Освоение пространственных отношений;

- Конструирование в различных ракурсах и проекциях.

6 Слайд. 2. Самый яркий представитель STEAM-технологий - LEGO-технологии. Например, наборы серии «LEGO Education», где для каждого возраста разработаны максимально удобные по размеру детали. Наборы для малышей состоят из крупных элементов DUPLO, а старшие дошкольники работают с деталями стандартного размера «LEGO System».

Подробнее остановимся на проекте «Планета STEAM», в котором дети в игровой форме усваивают базовые математические понятия.

Данный набор включает в себя:

  • 8 двусторонних карточек с идеями для сборки и описанием 16 моделей для сборки.
  • 5 идей для занятий, которые помогут организовать обучение в игровой форме.
  • Онлайн-руководство для учителя с описанием 6 занятий по STEAM методике.
  • Подборка обучающих мини-видеороликов с идеями по сборке.

В рамках данных занятий дети смогут научиться задавать вопросы и исследовать процессы; высказывать гипотезы и предположения; использовать в деятельность подручный материал; с помощью метода проб и ошибок решать задачи; участвовать в дизайне поделок; измерять и сравнивать размер, скорость и расстояние.

7 Слайд. 3. «Математическое развитие»

- комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

8 Слайд. Так же существует модуль «Робототехника»

Включает в себя:

  • развитие логики и алгоритмического мышления;
  • формирование основ программирования;
  • развитие способностей к планированию, моделированию;
  • обработка информации;
  • развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей.

Но он требует серьёзного технического оснащения.

9 Слайд. Важным условием обучения STEAM - технологий является парная или групповая деятельность детей. Именно в таком формате общения им будет легче и интереснее аккумулировать идеи и размышлять.

Таким образом, с помощью STEM-подхода дошкольники могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций.

10 Слайд. Так же, одной из наиболее эффективных технологий является проблемно-игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности.

Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), в основе которой лежит не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата.

11 Слайд. Сущность технологии творчества в том, что новая информация даётся в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания научных дисциплин, так и знание логической системы приёмов их решения, т.е. теории решения изобретательских задач. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

12 Слайд. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте - это привить ребенку радость творческих открытий.

13 Слайд. Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ-упражнений:

«Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков;

«Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем;

«Поиск противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

Наряду с упражнениями ТРИЗ-технология предлагает специальные игры типа «Хорошо-плохо», «Что во что входит», «Выбери троих» и др., составленные педагогом на основе известных детям сюжетов.

14 Слайд. Например, в игре «Хорошо-плохо» в качестве объекта выбирается треугольник. Необходимо назвать все хорошее, что связано в жизни людей с треугольником: похож на крышу дома, устойчивый, похож на косынку; и все плохое: острый, не катается, заваливается.

В игре «Выбери троих» предлагается назвать три слова, имеющих отношение к математике и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Например, «круг», «четыре», «маленький» - в игре можно использовать четыре круга как тарелки для кукол.

15 Слайд. В игре «Где живёт» найти загаданные предметы в окружающем мире. Например, В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник? Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок), в каблуке. В: Где живет цифра 3? Д: В днях недели, в месяцах года, В: Где живет цифра 5? Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада.

16 Слайд. «Чем был - чем стал» предлагается ответить как изменилось число Например, В: Было числом 4, а стало числом 5. Д: 4+1=5 В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5? В: Было число 5, а стало3. В: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3? Д: 5-2=3

В игре «Да и нет» педагог загадывает слово, а дети разгадывают, задавая вопросы так, чтобы педагог мог отвечать только «да» или «нет». Например, задумано число из первых пяти цифр (4). Дети задают вопрос: «Это число больше двух?» Воспитатель отвечает да или нет. Диалог продолжается.

17 Слайд. «Спасибо за внимание»

Все рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование эффективных средств активизации мыслительной деятельности дошкольника позволяет ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.