Веб-квест по литературе в 9-м классе "Помещик под ключ"

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: Н.В.Гоголь, Н.В.Гоголь «Мертвые души»


Использованные технологии: проект с применением новых информационно-коммуникативных технологий https://sites.google.com/site

Продолжительность веб-квеста: неделя, на 3 уроке защита.

Цели и задачи:

  • Познавательные (предметные УУД): актуализация знаний по теме «Галерея образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», навыков анализа текста;
  • Развивающие (метапредметные УУД): формирование умения работать с текстом, находить необходимую информацию в тексте, вычленять детали, комментировать их; развивать навыки внимательного чтения; развитие аналитических и творческих способностей: систематизация, обобщение, уметь делать выводы, работать в группе; развивать культуру мышления; осуществлять обратную связь с участниками группы между собой и преподавателем; развитие навыков работы с различными информационными источниками, в том числе и сети Интернет; совершенствовать навыки работы в компьютерных программах (создавать мультимедийные презентации, работать в блогах, Документах Гугл и т.д.)
  • Воспитательные (личностные УУД): воспитание нравственных качеств (например, гуманизма, умения видеть в самом отрицательном типе положительные черты), творческих способностей, любви к чтению классики, личностного современного её прочтения, интереса к предмету литература и информатика

План квеста

Урок 1

Ребята! Сегодня мы отправимся в гости к Плюшкину, чтобы изучить этот образ и понять, почему образ Плюшкина стоит последним в общем ряду всех помещиков поэмы? В чём заключается замысел автора? Для этого определите по интересам, кем вы будете? Объединитесь, изучите задание, распределите роли между собой и начните изучение-исследование этого образа.

В путь!

1. Установить общее, главное задание

Прочитать внимательно главу 6 поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», собрать нужные цитаты по образу помещика Плюшкина, установить логические связи между деталями текста. Ответить на вопрос: почему именно этот герой стоит последним в галерее помещиков?

2. Установление ролей и плана работы

Выбрать для себя одну из ролей, по желанию. Объединиться в группы. Изучить задание своей группы. Распределить роли в группе. Изучить список интернет-ресурсов, оформить материал в виде презентации, рисунка, рекламного буклета, плаката, облако слов, презентации… После выполнения задания подготовиться к публичной защите своей работы.

Роли квест-участников:

  • Художники
  • Дизайнеры
  • Экономисты
  • Биографы
  • Психологи
  • Киноведы и театралы

3. Пошаговая инструкция для каждой роли (деятельность учащихся)

Художники: собрать цитатный материал по портрету Плюшкина (внешний вид, одежда, детали лица, мимика, жесты и т.д.). О чём нам говорят эти детали? Найти в сети Интернет иллюстрации к поэме Гоголя разных художников, например П.Боклевского, Маковского и других, сопоставить с текстом и ответить на вопрос: кто из художников наиболее точно изобразил Плюшкина? Вы можете воспользоваться моими ссылками:

  • http://nikolay.gogol.ru/muzey_gogolya/illyustracii/mertvye_dushi_il
  • http://www.nikolaygogol.org.ru/lib/sa/author/100004

Сделайте вывод и проектный продукт: презентация на тему «Образ Плюшкина» и рисунок-портрет Плюшкина.

Дизайнеры: собрать цитатный материал из главы поэмы Гоголя, а именно интерьера дома, комнат помещика Плюшкина, описание усадьбы, поместья. Какими вещами помещик окружил себя?

Сделайте вывод и проектный продукт: ментальную карту поместья и дома Плюшкина. Направляю вас на сайт: SpiderScribe.net»

Экономисты: собрать материал о финансовом положении помещика, о жизни его крестьян, отношении помещика к крестьянам, оформление купчей с Чичиковым, отношение к деньгам. Ответить на вопрос: что помогли узнать собранные сведения о герое?

Сделайте вывод и проектный продукт: рекламная статья или ролик на тему «Продаются мужики Плюшкина».

Биографы: Узнать всё о прошлом Плюшкина. Ответить на вопрос: почему автор к портретному и усадебному описанию добавляет сведения из прошлого Плюшкина? Есть ли у него будущее?

Сделайте вывод и проектный продукт: инстаграм Плюшкина с хронологической лентой

Психологи: собрать материал об образе жизни Плюшкина, его поведении, чертах характера, манере общения и поведения.

Сделать вывод и проектный продукт: облако слов из психологических черт характера Плюшкина, эпитетов к этому герою. Направляю вас на сайт https://облакослов.рф/oblako

Киноведы и театралы: Найти в Интернете экранизации и театральные постановки поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», посмотреть отрывок о Плюшкине из фильма М.Швейцера «Мёртвые души», найти информацию о режиссёрах, актёрах, снявшихся в фильме, сравните игру и эпизод с текстом, сделайте выводы. Какой фильм, какая театральная постановка больше понравились и почему? Оцените игру актёров, режиссёрские ходы. Совпало ли ваше представление о Плюшкине с режиссёрским? Какие моменты были удачными? Сделайте вывод об актуальности поэмы и проектный продукт: разыграйте сценку из 6 главы. Подберите самостоятельно костюмы для игры.

Ссылка в помощь от учителя:

  • http://nikolay.gogol.ru/muzey_gogolya/illyustracii/mertvye_dushi_il
  • http://www.smotr.ru/theatre.php?theatre=13

Общий список интернет-источников

  1. Сайт о Гоголе (музей)
  2. Публичная электронная библиотека
  3. Сайт о великом русском писателе - Гоголе
  4. Сайт о Гоголе
  5. Театральный смотритель
  6. Сайт о Гоголе (биография, гоголевские места, иллюстрации, Гоголь в кино, Гоголь в театре)
  7. «Фундаментальная электронная библиотека».
  8. Энциклопедические сведения о Гоголе

Урок 2

Самостоятельная работа учащихся в группах в кабинете информатики.

Оборудование: компьютеры с выходом в интернет, текст поэмы Гоголя и другие необходимые материалы.

Урок 3

Защита и оценка проектных работ. Обобщение темы.

Вопрос классу: есть ли хоть что-нибудь положительное в этом образе? Так почему же Плюшкин стоит последний в этой галерее помещиков? Вывод: Помещики расположены по степени их деградации, и Плюшкин замыкает эту галерею как самый мелочный, алчный, бездушный герой. Именно эти черты характера человека, делающие его отвратительным, видно, ненавидит Гоголь! «Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!» (из главы 6 поэмы «Мёртвые души») Давайте запишем эти слова в нашу копилку мудрых мыслей.

Навигации в сети https://sites.google.com/site

  1. Главная страница
  2. Главное задание
  3. Роли и задания
  4. Список интернет-ресурсов
  5. Работы учащихся
  6. Заключение

Домашнее задание (на выбор):

  1. Нарисовать герб Плюшкина
  2. Написать письмо Плюшкину
  3. Развёрнутый ответ на вопрос: есть ли Плюшкины среди нас?
  4. Создать буктрейлер о Плюшкине