Вид деятельности: внеклассное мероприятие.
Цель: формирование патриотических чувств к малой Родине, уважение к ее культуре и обычаям.
Задачи:
- развить интерес к прошлому наших предков, традициям, языку и быту;
- приобщить детей к историческим корням, к живому опыту народной культуры, посредством устного народного творчества.
Оборудование:
- Ведущие ведут мероприятие на фоне панорамы, изображающей русскую избу. В этой панораме должны быть все элементы избы: печь, кровать, красный угол, икона, стол, лавки, сундук.
- Все предметы, о которых пойдет речь (ухват, кочерга, чугунок, деревянная и глиняная посуда, прялка, веретено, валенки, угольный утюг, лапти, платки, рушники, братина, свеча, керосиновая лампа, сито, безмен, деревянная ложка), нужно расположить в «избе».
Ход мероприятия
1 вед.
Добрый день,
Гости званные и желанные,
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые.
2 вед.
Сегодня мы собрались для того,
Чтобы поведать вам преданья
Старины глубокой.
Вед. 1. Не зная традиций своего народа невозможно двигаться вперед и добиваться каких-либо результатов. Мы должны знать культуру своего народа, свой язык и свои обычаи.
Нас окружает множество вещей, без которых нашу жизнь трудно себе представить.
Десятки, сотни вещей вокруг. Одни сопровождают нас всю жизнь, другие - только ее маленький отрезок. Многие вещи настолько сживаются с нами, что по ним можно определить наши привычки, характер.
Вед. 2. Давайте сейчас обратимся к истории предметов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки. Давайте хоть на время окажемся в прошлом, чтобы познать быт и жизнь наших предков.
Сегодня мы отправимся в гости к бабе Паше.
(Слышен стук в окошко, пришли девчата и ребята)
1 дев.- Здравствуйте, баба Паша!
Б.П. - Здравствуйте, коль не шутите. Зачем пожаловали, девчонки и мальчишки?
2 дев. - На огонек зашли, можно?
Б.П. - Заходите, места не жалко
3 дев. - Спасибо, баба Паша!
Б.П. - Проходите, проходите. Самовар готов, чайком угощайтесь, пирогов моих попробуйте. Напекла, а есть некому.
4 дев. - А зачем печешь много, если есть некому?
Б.П. - По привычке девоньки ,по привычке! Раньше-то семьи большие были, вот и пекли много. Чай пили, сказки рассказывали. А вы слыхали, как деревенские сказочницы сказки рассказывают?
А рассказывали они занятно.
Жили-были два гуся - вот и сказка вся.
2 дев. - Бабулечка, другую расскажи.
Б. П. - Другую?
Дед Ермил в речке рыбу ловил
Уловил карася,
Вот и сказка вся!
Кто сказки слушал. Тот меду покушал.
Потешила я вас? А вы, ребятки, знаете сказки или небылицы.
Номер. «Небылицы» (в исполнении Приходько А. и Садриева В.)
1 дев.- Сколько разных вещей незнакомых в доме. Баба Катя расскажи о них.
Б.П. - Неприхотлив был в быту русский человек.
Струганные стены, струганный пол,
Струганный потолок. Шум берез под окнами.
Стол, позеленевший от времени.
Некрашеный сундук, лавки вдоль стен…
Изба простолюдина - это символ понятий и отношений к миру.
Красный угол, например, (передний, большой, святой) - это духовный центр избы, обращен он к юго-востоку и является олицетворением зари. Здесь всегда стоял обеденный стол, висели иконы, украшенные тканями и вышитыми полотенцами.
Б. П. - Вот послушайте загадки.
Зимой много ест,
Летом много спит,
Тело теплое, крови нет (печь)
Печь играла в доме главную роль.
Сосредоточением материально - нравственного центра была русская печь. Никогда не остывающий очаг семьи. Печь кормила, поила, лечила, утешала. На ней подчас рожали младенцев. Она же, когда человек дряхлел, помогала. Достойно выдержать краткую смертельную муку, и успокоиться навек. Печь нужна была в любом возрасте, в любой состоянии и положении. Она остывала только с гибелью семьи или дома.
Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что обозначает это слово?
(Ребята отвечают)
Утварь - это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
Слушайте еще загадку.
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
(Ребята отгадывают)
Ухват - устройство для передвижения горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи.
Дев. 3. Какое интересное слово - чугунок!
Б.П. - Это сосуд из чугуна - углеродистого железа.
В чугунке готовили пищу в русской печи, его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту он появился, вероятно, в начале XX века.
А вот еще одна загадка.
Черный конь
скачет в огонь.
(Кочерга.)
(Ребята отгадывают)
Кочерга или клюка. Представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укрепленный на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи.
Ни живота, ни головы, четыре ноги (стол)
Из горячего колодца через нос водица льется (самовар)
Дев. 2 - Баба Паша, а мы песню про самовар знаем
1.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока!
2.
Самовар поет, гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Песня Русский самовар (исполняют Садриев В., Фильчак Н., Комарова В)
Дев.4 - Баба Паша, какой у вас сундук старый, большей, красивый. Да под замком еще. Видно добра в нем много.
Б.П. --Да старый, больше ста лет ему.
Дев. 5. - Ну и ну.
Б.П. - Вот вам и ну. Это сейчас у вас камоды, шкафы и стенки. Правду сказать, камоды и в старину были, но только не у нас, больше у богатых. А у тех, кто победнее, сундуки были.
Дев. 5. - А что в них хранили?
Б.П. -Хотите, я покажу, что я в нем храню?
Дев 1.- Покажи, бабулека, очень хотим.
Баба Паша достает из передника ключ, открывает замок и, перекрестившись на образа, открывает крышку.
Б.П. - Все покажу вам ребятки и все расскажу, только плату за это возьму.
Дев. 2 - А чем платить за поглядки?
Б.П. - А плата пустяшная. Кто споет, кто спляшет, кто и стишок расскажет.
Дев. 3. - Я бабушка стишок про сундук знаю. Можно расскажу?
Стих «Бабушкин сундук» читает Чемякина Д.
Баба Паша из сундука достает платок
Б.П.
- Квадрат ткани расписной, разноцветный с бахрамой
Тут розан и лепесток,
Тут травинка и цветок!
А все вместе это чудо - называется (платок)
Танец с платками исполняют девочки 7-8 кл.
Баба Паша достает из сундука лоскутное одеяло, вышивки, и др.
Б.П.- В старину, когда закончены садово-огородные работы, срублена капуста, подсолнухи вышелушены, длинными зимними вечерами собирались люди в большой избе, пели ,водили хороводы, сказки сказывали, шутки прибаутки и работали, пряли ,вязали, вышивали, плели корзины и лапти. Эти встречи назывались посиделки. Многое забыли, растеряли, так давайте сохранять, что осталось.
В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер.
(Лапоть.)Висит баба на грядках,
Вся в заплатках,
Заплатка на заплатке,
А дырье не зашить.
(Корзина.)Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая. (Свеча.)Синее море,
Стеклянные берега,
Плавает утка,
Горит голова.
(Керосиновая лампа.)
Песня «Светит месяц» шуточная в исполнении ребят 5 класса
Баба Паша достает валенки
Б.П.
- Знает взрослый человек,
Знает даже маленький
Чтоб зимою не болеть
Надевают (валенки)
Девочки 7 класса исполняют танец «Валенки»
Б.П. - Ни одни посиделки не обходились без частушек (частушки)
А вы умеете частушки петь? Повеселите бабушку.
Частушки исполняют девушки
Б.П. - Почетное место на столе занимала Братина. Братина образец русского мастерства, один из старейших русских сосудов. В церковные праздники после богослужения устраивалась трапеза, на которой братину с пивом или квасом пускали вкруговую.
Юноши 10 класса исполняют песню «Моя родина Сибирь»
Б.П. - Ну, вот и меня развеселили, и себя потешили. Спасибо вам. Приходите еще.