Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить знания учащимися понятий «больше», «меньше» и «столько же».
Коррекционно-развивающие:
- развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность;
- формировать умение сравнивать числа.
Воспитывающие:
- воспитывать трудолюбие, взаимовыручку;
- прививать интерес к математике.
Ход урока
Организационный момент
- Урок у нас сегодня необычный - математика в сказке. К нам в гости пришёл замечательный детский поэт и писатель К.И. Чуковский. (слайд с портретом писателя)
- Какие сказки Чуковского вы знаете?
- Сегодня Корней Иванович принёс с собой одну из известнейших вам сказок. Название этой сказки зашифровано на доске. Глядя на выражение, скажите, что будет в целой части?
(с обратной стороны фигур записаны буквы - М У Х А)
- Как же называется эта сказка?
- Итак, сказка начинается:
Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
- А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда посчитаете до 4 и обратно (дети считают, учитель останавливает их на числе 1)
- Муха нашла 1 копеечку.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
- Вот какой самовар она приобрела. (показ слайда) Чтобы самовар закипел, ответьте на вопрос: «Хватит ли монеток, чтобы купить сушки к чаю, если за одну сушку надо заплатить одну монетку? (на доске картинки монет и сушек)
Дети устанавливают взаимно однозначное соответствие, записывают в тетрадь 4 3.
- Самовар «вскипел», угощение готово. Сказка продолжается.
Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу!
- Сколько же тараканов пришло пить чай, вы узнаете, если сосчитаете, сколько треугольников.
- Треугольников 3, значит тараканов столько же.
Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали.
- Сколько стаканов?
- Стаканов столько же, сколько тараканов.
- Запишите равенство: 3=3
А букашки по три чашки
С молоком и крендельком.
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
- У букашечек по три чашки. Они необычные-с числами 2, 3, 4. Вы должны решить примеры и приклеить их под нужными чашками.
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки.
А сапожки не простые -
В них застёжки золотые.
- Вот какие сапожки. Красивые? (показ слайда)
- Давайте посчитаем, сколько застёжек на каждом сапожке. А на двух?
- На одном сапожке 2 застёжки, на втором столько же.
- Давайте запишем равенство: 2=2
- Ребята, сколько застёжек на двух сапожках?
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла.
- Ребята, у вас в тетради нарисованы банки с мёдом. Вы должны обвести ту банку, где больше мёда. (дети обводят)
Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
- Давайте поищем бабочку глазами.
- Вот она, на цветке у окна. Да тут она не одна. Все они какие-то неяркие, белые. Давайте их раскрасим.
- Кто знает, как бабочка пробует еду?
- Бабочка пробует сок, нектар не хоботком, а средними лапками, а сосёт уже хоботком. Наука, которая изучает насекомых, называется энтомология.
- Вы хотите узнать, какое варенье было у Мухи?
- Если продолжим ряд с фигурами, выявив закономерность, то узнаете об этом.
На доску вывешивается «ключ» к разгадке.
Каким вареньем Муха угощала Бабочку?
Физкультминутка
Вдруг какой-то старичок-Паучок
Нашу Муху в уголок поволок
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас
Не покиньте меня в мой последний час!»
- А злодей-то не шутит, руки-ноги он Мухе верёвками крутит.
- В ваших тетрадях линии. Обведите красным карандашом самую длинную. Представьте, что это та верёвка, которой паук связывал муху.
Зубы острые в самое сердце вонзает.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик.
И в руке его
Маленький фонарик.
(На доске рисунок фонарика)
- Какие геометрические фигуры узнали?
- Сколько треугольников, прямоугольников? Чего больше?
- Запишите неравенство. Прочитайте его.
Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!
- Спасти муху можно, если верно соединить числа на паутине в порядке возрастания.
Один ученик у доски выполняет задание, остальные следят.
- Муха спасена. Все веселятся.
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки: (дети встают из-за парт)
«Слава, слава Комару -
Победителю!» (говорят хором)
Музыканты прибежали, (бег на месте)
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом! (имитируют игру на барабане)
Пляшет Муха с Комаром. (танцуют)
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Подведение итогов урока
- Вот закончилась сказка, подошёл к концу и наш урок. Он вам понравился?
- Закройте глазки на минутку и вспомните всё, что было на уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.