Урок по теме "Деньги: что это такое?"

Разделы: Экономика

Класс: 8

Ключевые слова: финансовая грамотность, деньги


Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Педагогическая цель урока: Создать условия для формирования представлений об экономическом содержании денег как всеобщего эквивалента в процессе обмена и основной социальной функции денег.

Формы и методы обучения

Метод: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Основные понятия и термины: Деньги, функции денег, эмиссия, эквивалент.

Оборудование: рабочий лист, текст, презентация, наборы предметов для игры, деньги, анимационный фильм «Зачем нужны деньги».

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: научиться давать определение понятию «деньги», определять их функции, формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
  • Метапредметные:
  • продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, уметь анализировать, делать выводы, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • Личностные: формировать личностное отношение к действительности - разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

План урока:

  1. История денег.
  2. Как деньги стали деньгами?
  3. Виды денег.
  4. Функции денег.

Ход урока

Организационный момент - 1 мин

Настрой учеников на учебную деятельность

Мотивация - 5 мин.

Деловая игра. Дорогие ребята! Давайте на секунду представим, что вы выиграли в беспроигрышную лотерею.

  • Первая группа получала - домик у моря.
  • Вторая группа - маленький фонарь.
  • Третьей группе достается будильник.
  • А ребята из четвертой группы получают - автомобиль.

Но вот незадача. Всё это вам абсолютно не нужно. А у соседей, есть то, что вам необходимо. Попробуйте получить, ту вещь, что вам необходима, но при этом, соблюдая условия, которые обозначены в инструкции.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие сложности вы испытали в процессе обмена?
  2. Как называется такой обмен?
  3. Что бы смогло упростить бартер?

Целеполагание и планирование - 3 мин..

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Обратите внимание на эпиграф урока.
1." Изобретение денег - одно из величайших достижений человечества…"
2. "Они - великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота - в плодородные нивы… Они - жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…"

Вопрос:

  1. Как вы считаете правы ли авторы этих высказываний?
  2. Как вы думаете, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?
  3. Какая цель сегодняшнего урока?

Цель урока: формирование позиции через решение проблемы: «Деньги: это необходимость или роскошь?
На какие вопросы мы должны будем ответить в течение нашего урока, чтобы достигнуть цели урока?
Знакомство с планом урока. Слайд

«Открытия» нового знания - 26 мин.

История денег.
Работа с текстом в рабочем листе, ответы на вопросы

  1. Что выступало в качестве денег в Древности?
  2. Что объединяет эти примеры денег?
  3. Как вы думаете, какие сложности могли возникнуть при таком обмене

Как деньги стали деньгами?
Просмотр видеоролика (первые 45 секунд)
Почему стало удобно использовать деньги?

Работа в рабочем листе.

Формулирование определения понятию деньги
Как точно знать, сколько денег необходимо? Или как избежать подделок? Кто должен контролировать процесс выпуска денежных знаков?
Понятие эмиссии денег.

Виды денег.
Какие же деньги существуют сейчас?
Самостоятельная работа
Используя текст №1 «Виды денег», который у вас есть на столе в рабочем листе, составьте схему «Виды денег».
Проверка по слайду

Работа в группах.
Теперь, когда вы узнали виды денег, давайте себя попробуем в роли создателей рекламы

У вас на партах лежит пример денег. Ваша задача сделать им рекламу в устной форме, то есть объяснить, почему нужно пользоваться именно этим видом денег

Какой вывод мы можем сделать?
Как видно из реклам ребят, каждый вид денег по - своему значим.

А зачем же вообще нужны деньги? Помочь ответить на этот вопрос нам поможет видеосюжет (с 46 секунды). Ваша задача, внимательно посмотреть сюжет и заполнить пропуски, допущенные в таблице «Функции денег»
Обратите внимание, что в последний столбик нужно вписать только букву из предложенного перечня.
Проверка по слайду

Помимо этих четырёх функций, существует ещё одна: это мировые деньги. Как вы думаете, что мы имеем в виду под эти понятием? Слайд

Включение нового знания в систему знаний - 4 мин.

Выполнение заданий теста в рабочем листе из рубрики «Проверь себя»

Рефлексия и оценивание - 4 мин.

Какие вопросы мы ставили перед собой в начале урока?
На все ли вопросы мы ответили? Так деньги необходимость или роскошь?
Мир денег - удивительный и необычный мир. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.
Английский экономист Бэкон высказал замечательную мысль: "Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга".
Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

В завершение нашего урока предлагаем вам вместе создать денежное дерево, в котором будут отражены основные понятия темы деньги. Для этого из конвертика выберите те купюры и монеты, которые подходят к теме сегодняшнего урока и прикрепите их на доске.
Вот какое денежное дерево у нас получилось. На перемене вы сможете с ним сфотографироваться. Урок мы закончим после того, как запишем домашнее задание

Домашнее задание - 2 мин.

Задание на выбор.

  1. Сделать презентацию по теме «История возникновения одного из видов денег»
  2. Написать эссе по теме «Деньги: необходимость или роскошь в современном мире?»
  3. Подготовить сообщение на тему «Мировые деньги»
  4. Подготовить сообщение о старинной монете или денежной купюре, хранящейся у вас в доме, а также её появления в вашей семье.
  5. Подобрать пословицы и поговорки о деньгах.