Урок изобразительного искусства в 5-м классе на тему "Городецкая роспись"

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5

Ключевые слова: городецкая роспись


Цель урока: создание благоприятных условий для формирования теоретических знаний о городецкой росписи и формирования практических умений выполнять основные элементы городецкой росписи.

Задачи:

  • Обучающая: формирование теоретических знаний о возникновении городецкой росписи, о её особенностях, а также создание благоприятных условий для формирования практических умений в выполнении основных элементов росписи.
  • Воспитательная: продолжить развитие умений воспринимать и анализировать материал, отвечать и задавать вопросы; воображения и восприятия, а также внимания. Продолжать воспитывать культуру организации рабочего места, аккуратность, ответственность, самостоятельность, усидчивость, любовь к природе и труду человека.
  • Развивающая: продолжить развивать умения работать с художественными принадлежностями, воображение и творческие способности, интерес к профессии.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • готовность и способность к саморазвитию и самоопределению;
  • сформированность мотивации к обучению;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  • составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • структурирование знаний;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Материально-техническое оснащение: краски гуашь, кисти, непроливайка, палитра, альбом.

Дидактическое оснащение: презентация «Городецкая роспись». Иллюстрации с изображением Городецкой росписи. Схемы-таблицы последовательного выполнения городецких узоров.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Мотивация учебной деятельности.

Ребята, давайте посмотрим на иллюстрации, что вы видите?

  • Первая иллюстрация (Гжель)
  • Вторая иллюстрация (Дымка)
  • Третья иллюстрация (Городецкая роспись)

Вам знакомы эти предметы? (ответы детей: да, мы уже изучили Дымковские глиняные игрушки и Гжель, а вот третья иллюстрация нам незнакома).

Учитель: Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос какой промысел (роспись) мы сегодня будем изучать?

Ученица:

Есть на Волге город древний,
По названью Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо - птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!

Учитель: Кто догадался, какая сегодня тема урока? (Ответы детей)

А как вы думаете, вы сможете сразу нарисовать такую композицию?

(Ответы детей) (Нет).

Тогда давайте определим цель сегодняшнего урока. (Узнать о Городецкой росписи, научиться приёмам выполнения росписи).

2. Изучение нового материала

Ученик: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. Стоял он на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам - конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок переполнены товарами, привезёнными не только со всей России, но и из других стран. Привозили всё, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешёвый и разнообразный материал, из которого делали всё: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.

Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Предметы, на которые наносилась роспись: коромысла, лубочные короба, игрушки, посуда, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Основные цвета: голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного, зелёный, чёрный, белый.

Основной орнамент: самые распространенные сюжеты: дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы, кони - все эти сюжеты дополняют изображения бутонов цветов, розаны, купавки.

Технология городецкой росписи:

Если фон цветка розовый, красный то серединку выполняют тёмно-красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают тёмно-синим или фиолетовым.

Существуют три вида композиции в городецкой росписи: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица», сюжетная роспись.

Этапы выполнения росписи:

  • Этап работы над композицией называется замалёвок. Мастер рисует розовый круг.
  • Этап - тенёвка. Прорисовка более тёмным цветом центра цветка и дуг лепестков.
  • Этап - оживка белым цветом в виде лепестков, дуг, штрихов, точек, которые придают цветам праздничный вид.

Листочки в городецкой росписи разные по форме, размеру и всегда расположены группами. Они могут быть подчёркнуты с одной или двух сторон контурной линией и украшены тонкими линиями, мазками, усиками, точками.

Гимнастика для глаз.

Постановка художественной задачи.

  • Выполнить эскиз разделочной доски, используя основные декоративные элементы городецкой росписи, выполнить рисунок в цвете.

Выполнение практического задания.

  • В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

3. Подведение итогов

  1. С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
  2. Какие элементы городецкой росписи вы научились выполнять?
  3. На каких изделиях выполняется роспись?
  4. Какие изделия городецких мастеров больше всего понравились?

4. Рефлексия

Ребята заполняют листы самооценки.