Цель урока: создание благоприятных условий для формирования теоретических знаний о городецкой росписи и формирования практических умений выполнять основные элементы городецкой росписи.
Задачи:
- Обучающая: формирование теоретических знаний о возникновении городецкой росписи, о её особенностях, а также создание благоприятных условий для формирования практических умений в выполнении основных элементов росписи.
- Воспитательная: продолжить развитие умений воспринимать и анализировать материал, отвечать и задавать вопросы; воображения и восприятия, а также внимания. Продолжать воспитывать культуру организации рабочего места, аккуратность, ответственность, самостоятельность, усидчивость, любовь к природе и труду человека.
- Развивающая: продолжить развивать умения работать с художественными принадлежностями, воображение и творческие способности, интерес к профессии.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- готовность и способность к саморазвитию и самоопределению;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- структурирование знаний;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Материально-техническое оснащение: краски гуашь, кисти, непроливайка, палитра, альбом.
Дидактическое оснащение: презентация «Городецкая роспись». Иллюстрации с изображением Городецкой росписи. Схемы-таблицы последовательного выполнения городецких узоров.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Мотивация учебной деятельности.
Ребята, давайте посмотрим на иллюстрации, что вы видите?
- Первая иллюстрация (Гжель)
- Вторая иллюстрация (Дымка)
- Третья иллюстрация (Городецкая роспись)
Вам знакомы эти предметы? (ответы детей: да, мы уже изучили Дымковские глиняные игрушки и Гжель, а вот третья иллюстрация нам незнакома).
Учитель: Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос какой промысел (роспись) мы сегодня будем изучать?
Ученица:
Есть на Волге город древний,
По названью Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо - птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Учитель: Кто догадался, какая сегодня тема урока? (Ответы детей)
А как вы думаете, вы сможете сразу нарисовать такую композицию?
(Ответы детей) (Нет).
Тогда давайте определим цель сегодняшнего урока. (Узнать о Городецкой росписи, научиться приёмам выполнения росписи).
2. Изучение нового материала
Ученик: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. Стоял он на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам - конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок переполнены товарами, привезёнными не только со всей России, но и из других стран. Привозили всё, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешёвый и разнообразный материал, из которого делали всё: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.
Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.
Предметы, на которые наносилась роспись: коромысла, лубочные короба, игрушки, посуда, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.
Основные цвета: голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного, зелёный, чёрный, белый.
Основной орнамент: самые распространенные сюжеты: дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы, кони - все эти сюжеты дополняют изображения бутонов цветов, розаны, купавки.
Технология городецкой росписи:
Если фон цветка розовый, красный то серединку выполняют тёмно-красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают тёмно-синим или фиолетовым.
Существуют три вида композиции в городецкой росписи: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица», сюжетная роспись.
Этапы выполнения росписи:
- Этап работы над композицией называется замалёвок. Мастер рисует розовый круг.
- Этап - тенёвка. Прорисовка более тёмным цветом центра цветка и дуг лепестков.
- Этап - оживка белым цветом в виде лепестков, дуг, штрихов, точек, которые придают цветам праздничный вид.
Листочки в городецкой росписи разные по форме, размеру и всегда расположены группами. Они могут быть подчёркнуты с одной или двух сторон контурной линией и украшены тонкими линиями, мазками, усиками, точками.
Гимнастика для глаз.
Постановка художественной задачи.
- Выполнить эскиз разделочной доски, используя основные декоративные элементы городецкой росписи, выполнить рисунок в цвете.
Выполнение практического задания.
- В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
3. Подведение итогов
- С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
- Какие элементы городецкой росписи вы научились выполнять?
- На каких изделиях выполняется роспись?
- Какие изделия городецких мастеров больше всего понравились?
4. Рефлексия
Ребята заполняют листы самооценки.