Применение инструмента «Рабочий лист» на уроках математики

Разделы: Математика, Мастер-класс

Классы: 9, 10, 11


Реалии сегодняшних дней таковы, часть детей может находиться на карантине, по причине заболеваемости родителей, другая часть может отсутствовать в классе на очном уроке по заболеваемости. Учителю необходимо организовать подачу учебного материала таким образом, чтобы и отсутствующие дети смогли освоить материал. Я в таких случаях все чаще обращаюсь к такому инструменту, как Рабочий лист.

Что же такое «Рабочий лист»? Рабочий лист (РЛ) - дидактическое средство организации самостоятельной учебной деятельности ученика по итогам изучения материала, этапа тематического блока или урока в целом. С другой стороны РЛ - это заранее спланированная деятельность учащихся, полноценный обучающий материал для работы на занятии. Главная задача «Рабочего листа» - обучать ученика, учить его учиться, показывать, что процесс обучения может быть увлекательным, что если ученик приложит некоторые усилия, он испытает радость от процесса обучения, от процесса понимания и собственных успехов.

Приоритетная цель РЛ - формирование и контроль освоения знаний, умений и ценностных ориентиров, развитие творческого потенциала ученика в процессе учебной работы. РЛ может выполнять функции формирующего оценивания.

Например, на уроке математики методическая задача: формирование умения работать с данными, использование уравнений, функций для практической задачи. Тогда учитель рядом с заданием помещает теоретическую информацию, которая необходима ребенку, для того, чтобы успешно справиться с ним, образцы, зона самопроверки в виде QR-кода или «перевернутого» правильного ответа.

1. Целью работы с листом является не запоминание или повторение конкретного учебного материала, а овладение новым способом действия.

2. Предназначены для самостоятельной работы учеников на уроке или дома.

3. Желательно использование именно электронного варианта листа, хотя, при необходимости, его можно распечатать и на бумаге.

4. Интерактивный лист всегда содержит рабочую часть, название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним.

5. Конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала листа, активную работу ученика с ним.

6. Работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации (как бумажных, так и интернет-источников).

7. Шаблоны листов универсальны, их можно использовать на самых разных школьных предметах.

8. Готовый лист легко клонируется, его можно изменять и дополнять.

Преимущества, которые дает «рабочий лист».

  • развитие самостоятельности и возможность научить учащихся процессу учения. Ни каждый ребенок может и готов работать самостоятельно. Дома могут помочь родители, в школе можно списать или отсидеться. «Рабочий лист» - это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения;
  • возможность передать ответственность за процесс и результат обучения ребенку. На данных уроках меняется роль учителя. Сообщаем ученику, что сегодня у него есть все инструменты для того, чтобы успешно разобраться с новой темой;
  • индивидуальный подход заключается в том, что каждый учащийся имеет возможность получить обратную связь не от учителя, а из «Рабочего листа», двигаться в собственном темпе, и определять цель своей деятельности;
  • возможность использовать осознано цифровые девайсы;
  • учитель может уделять время учащимся, которые в этом нуждаются.

Активность учителя направлена на слабых детей, детей с особенностями, если таковых несколько в классе, то можно создать микрогруппу и помочь ребятам справиться с «Рабочим листом».

  • возможность выявить слабые зоны в нашей работе и работе учащихся. Например, неумение читать инструкцию, отсутствие смыслового чтения, не умение принимать учебные вызовы, слабая мотивация.
  • Технологии создания ИРЛ
  • Видеоинструкция рисунок Google - открыть
  • Видеоинструкция Wizer.Me - открыть (нужно перевод активировать)
  • Документы Google - Google Docs
  • Таблицы Google - Google spreadsheet
  • Рисунки Google - Google Drawings
  • Интерактивные упражнения LearningApps
  • Сервис Сервис Wizer.Me

Для своей практики создаю РЛ в сервисы liveworksheets, Wizer. Wizer - это удобный и интересный сервис, который позволяет создавать интерактивные рабочие листы путём добавления различного контента (текстов, изображений, видео, встраиваемых презентаций, интерактивных плакатов ThingLink, карт Google и т.д.). Использования различных типов заданий: от традиционных заданий с выбором ответа и открытым ответом до заданий на комментирование изображения и заполнение таблицы. Можно распечатать созданный РЛ, добавить на Google Диск, разместить на странице с заданием голосовое объяснение, ссылку на видео, добавить интерактив в задания, настроить автоматическую проверку. И это далеко не полный перечень возможностей.

Рабочие лист можно найти у коллег, воспользовавшись библиотекой готовых цифровых ресурсов. Например,Worksheets Wizer.

Считаю, «Рабочий лист» является эффективным инструментом в работе учителя, который помогает решать множество задач в рамках системно - деятельностного подхода и помогает детям понять, что учёба = удовольствие. Практика - единственный способ улучшить успеваемость детей по математике, и использование рабочих листов - это лучший способ закрепить знания на практике.

Приложение

Литература

  1. Кручинина Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы. - М.: 2011.
  2. Пинская М.А.- Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. - Пособие для учителей. - 15 с.
  3. Витковский А., Пинская М. - Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности/Учительская газета Первое сентября. - М., 2014.

Интернет-библиотека РЛ

  1. https://www.liveworksheets.com/search.asp?content=%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F+
  2. https://wizer.me/
  3. https://worksheets.ru/