Скоро Новый год

Разделы: Начальная школа


Цель занятия: адаптация и социализация учащихся в образовательной среде, развитие познавательных способностей и речи учащихся.

Задачи:

  • Совершенствование общей и мелкой моторики;
  • Закрепление навыков автоматизации сонорных звуков;
  • Формирование звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза;
  • Активизация и обогащение словаря;
  • Развитие восприятия, внимания, мышления, памяти;
  • Развитие тактильных ощущений, слухового восприятия;
  • Развитие творческих способностей.

Формируемые умения:

  • Уметь внимательно слушать, отвечать на вопрос, выполнять заданные инструкции;
  • Умение взаимодействовать в группе, договариваться.
  • Использовать полученные знания о родном эпосе в учебной деятельности и повседневной жизни.

Материалы и оборудование: Мультимедийный файл с иллюстрациями к занятию или изображение на бумажном носителе, карточки с таблицами, ёлка из войлока, предметные картинки, коробочка, разрезанные на слоги слова, гирлянда из разъединяющихся колечек, лист формата А3, краски, карандаши, кисти.

Ход занятия

Организационный момент

Педагог: Здравствуйте дети!

Сядет тот, кто ответит на вопрос (по очереди задаем вопросы):

  • Какое время года сейчас? (Зима),
  • Какой месяц на дворе? (Декабрь)
  • С неба падает что? (Снег), замерзает что? (Лёд).

Рады видеть Вас на нашем занятии. Сегодня мы поговорим о чудесном празднике, который вы очень любите и ждете. О каком празднике идет речь, вам поможет догадаться загадка. Но, что же делать? Слова в нашей загадке зашифрованы. Видимо, злой волшебник решил запутать нас. Но, я уверена, что все вместе мы снимем его чары. Давайте попробуем расшифровать ее.

На доске появляются цифры, каждой из которых соответствует слово, также магнитами к доске присоединены слова с цифрами на отдельных карточках. Дети должны расставить слова в нужном порядке.

7, 1, 2, 3, 8, 5, 6, 4

1-снега

2-и

3-хлопушек

4-игрушек

5-елок

6-и

7-праздник

8-масок

Праздник снега и хлопушек, масок, елок и игрушек

Педагог: Отлично! Давайте прочитаем, что получилось. Кто догадался о теме нашего занятия?

Дети: Новый год!

Педагог: Совершенно верно! В нашей стране это, наверное, самый долгожданный и любимый праздник. Ему рады и взрослые, и дети. Все ждут чуда, волшебства, исполнения заветных желаний. Наступает Новый Год в ночь на 1 января, второго зимнего месяца. Повторим все вместе небольшое стихотворение о зиме и Новом годе. (На доске изображение зимнего пейзажа)

Речевая разминка

Педагог:

Шапка снега на горе,
Все деревья в серебре.
На пруду сверкает лед,
Наступает Новый год!

Дети, традиция праздновать Новый Год появилась очень давно. Еще ваши прапрабабушки и прапрадедушки отмечали его. И, конечно, появилось много традиций, которые передавались из поколения в поколение. Давайте вспомним, какие новогодние традиции мы знаем?

Дети отвечают.

Педагог: Молодцы! Очень много обычаев вы вспомнили. Давайте подумаем, какой из них самый главный, без которого невозможно представить Новый Год?

Дети: Украшение ёлки!

Упражнение «Найди спрятанное слово»

Педагог: Конечно! Молодцы. И мы сегодня с вами украсим нашу ёлочку. (На доску вешается ёлка из войлока, и детям демонстрируется коробка с новогодними украшениями). Но, и тут злой волшебник постарался. Он заколдовал коробочку с игрушками, что бы достать украшение нужно найти слово в магической таблице букв и назвать его. (детям раздаются индивидуальные карточки с таблицами букв, где спрятаны слова с названиями ёлочных украшений. Дети находят слова: серпантин, мишура, снежинки, игрушки, конфеты, шарики, банты, фонарики. И педагог по очереди достает картинки с изображениями и прикрепляет к ёлочке на доске.

Упражнение: «Елочка зажгись!»

Педагог:

Дети: Замечательная ёлочка у нас получилась, но чего-то не хватает. Что сделает наше ёлочку яркой, сияющей?

Дети: - Гирлянда.

Педагог: - Точно. И сделаем мы гирлянду сами. Посмотрите на доску: на ней надпись «С Новым Годом!». Давайте, по очереди будем придумывать слова, которые будут начинаться с букв из этого предложения. Например: первая буква С, значит слово начинается на С - «снежинка». Первое звено готово!

Дети по очереди встают, называют слово, и добавляют новое колечко к гирлянде. В конце педагог вешает гирлянду на ёлочку.
Отличная работа, ребята, ёлочка просто загляденье!

Игра-разминка «Скажи и покажи»

Педагог предлагает ученикам немного подвигаться и отдохнуть. Дети встают из-за стола.

Педагог: - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи и покажи». Я буду называть слово-действия, а вы подберите подходящее слово-предмет, и покажите, как это происходит. Например: кружатся (что?) снежинки! Покружимся, как снежинки.

Свищет (что?) (ветер)
Заметает (что?) (метель)
Зимой катаемся (на чём?) (на коньках, на лыжах)

Игра «Выбери себе подарок»

Детям раздаются разрезанные на слоги слова: игрушка, книга, телефон, конструктор, кукла, машинка.

Педагог: - И конечно, Новый год нельзя представить без подарков. Все мы о чем-то загадали. Правда? Перед вами слоги, давайте составим из этих слогов слова - названия подарков.

Дети составляют слова из слогов, а учитель выкладывает под ёлочкой на доске картинки с изображениями.

- Ребята, а давайте подумаем, есть ли вещи более важные, чем просто игрушки, которые можно загадать на Новый год? Давайте подумаем, без чего нам не будет радости? Без здоровья, любви, заботы наших близких.

Упражнение: «Совместный рисунок ёлочки»

Упражнение способствует развитию у детей способности работать в команде, прислушиваться к мнению других.

Педагог: Ребята, мы с вами отлично справились со всеми заданиями. И сейчас мы вместе нарисуем главную героиню новогоднего вчера - красивую новогоднюю ель. Нарисуем красивые украшения, что бы наша елочка была самая красивая! (На столе расстилается большое лист бумаги и раздаются краски, кисти, фломастеры и карандаши). Теперь возьмем принадлежности для рисования и начнём. (Дети, при помощи педагога, рисуют ель.)

Подведение итогов занятия и оценка его эффективности

Педагог: Вы рисовали дружно и очень старались, поэтому у вас получилась прекрасная елочка. Надеюсь, вы принесете радость, полученную сегодня на занятии домой и сохраните на весь следующий год!

Что нового вы узнали сегодня? О каких традициях встречи Нового Года вы расскажете дома? Какое задание вам понравилось больше всего? Какие задания были трудными, а какие показались несложными?

Дети: отвечают.

Педагог: Наше занятие окончено, всем спасибо!

Далее детям раздается таблица рефлексии, где они оценивают эффективность прошедшего занятия по параметрам: «На уроке мне было комфортно и все понятно», «На уроке немного затруднялся, но мне все понятно», «На уроке было трудно, ничего не понял».

Список литературы

  1. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1998. - 680с.
  2. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп.образования, воспитателей, родителей/ О.А.Ишимова, О.А.Бондарчук. - М.: Просвещение, 2012. - 176с.
  3. Новицкая М.Ю. Родная земля. - М.: Изд. «Дрофа», 2008.
  4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические игры и упражнения, коррекционные программы.- Ярославль, 2002.