Цель урока:
- Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год).
- Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, склонность к взаимному сотрудничеству, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- научатся пользоваться изученными единицами времени;
- решать задачи с использованием единиц времени;
- выполнять арифметические действия.
УУД:
Личностные:
- освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться
- восприятие ценностного окружающего мира
Регулятивные:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место
- определять цель выполнения заданий
- составлять план выполнения заданий
- соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем
- оценивать выполненное задание по предложенным параметрам
Познавательные:
- умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания,
- сравнивать и группировать величины
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге на уроке
- отвечать на вопросы учителя
- сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы.
Ход урока
1. Организационный момент
- Для успешной работы нам сегодня понадобятся:
- внимательные глаза,
- чуткие уши,
- ловкие руки,
- сообразительные головы.
И, конечно же, хорошее настроение!
2. Устный счет
Найдите лишнюю единицу измерения. Расположите единицы измерения по возрастанию.
4 года, 25 секунд, 16 км, 2 часа, 3 суток., 15 минут, 6 месяцев.
- Как называются единицы с которыми мы сейчас работали?
3. Актуализация знаний
В работах ВПР будет обязательно задача на время.
Впр.
Занятия в школе начинаются в 8 ч 30 мин. Мишка опоздал к первому уроку на 5 мин. Сколько времени ему придется ждать, чтобы попасть на второй урок, который начинается в 9 ч 25мин.
Ответ: 50 мин.
Из всех величин - время - это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время - дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.
Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки.
Вспомните пословицы и поговорки о времени.
- Обещанного три года ждут.
- Делу время, а потехе час.
- Минута - час бережёт
- Время - не деньги, потеряешь - не найдёшь.
- Упустишь минуту - потеряешь час.
- Минута час бережёт.
4. Определение темы урока
Вставьте пропущенное слово в поговорку.
- ……. живи, …… учись.
- Как вы думаете, с какой единицей времени будем сегодня работать?
- Давайте, запишем в тетради полную дату (день, месяц, год, век).
- Сколько лет составляет 21 век? (2100 лет).
- Запишем: 21 век = 2100 лет. Посмотрите, в записи нынешнего года (2021) отсутствуют сотни. Может, мы что-нибудь напутали? Давайте попробуем разобраться с помощью числового луча.
- Назовите годы, которые проходили до первого штриха. Какой это шёл век? (1 век)
- Значит, когда заканчивался 100 год, заканчивался и первый век. Дальше начинался второй век.
- Назовите годы, которые проходили с первого до второго штриха. Какой это шёл век? (2 век)
- Теперь давайте покажем часть луча, который охватывает ближайшие к нам века:
- Какой век закончится 31 декабря 1900 года? (19 век)
- А 31 декабря 2000 года? (20 век)
- Какой век начался 1 января 2001 года? (21 век)
- Значит, мы записали дату верно, и никакой ошибки нет. Просто 21 век только идёт и нельзя сказать, что прошло уже 2100 лет.
5. Раскрытие темы урока. Работа с учебником
Стр. 51. №246-249 - устная работа.
1. Задания выполняются по цепочке. №246. Рассмотри чертеж. Века (столетия) изображены отрезками на числовом луче. Найди точку, показывающую конец 4 века, 18 века, 20 века. На слайде числовой луч.
2. Номер 247. Читай вопрос и назови ответ по цепочке. Сколько лет в 3 веках? В 10 веках? В 19 веках? Сколько веков составляет 600 лет? 1100 лет? 1700 лет? 2000 лет?
3. Номер 248. Прочитайте. Москва основана в 1147 году. В каком веке она основана?
4. Номер 249. Прочитайте. А.С.Пушкин родился в 1799 году, а умер в 1837 году. В каком веке он родился и умер? Работа по ленте времени.
Найдите задание 250. Прочитайте.
Рассмотри на полях часть ленты времени, относящуюся к 20 веку, и узнай, на сколько лет бабушка моложе дедушки, папа старше мамы, сестренка моложе брата.
6. Закрепление
Теперь я проведу у вас небольшой тест на то, как вы поняли сегодняшний материал.
Тест
1) В какой записи - век не соответствует году?
А) 1478г. - 15 век
Б) 1602г. - 16 век
В) 1961г. - 20 век
2) Сколько минут в 3-х часах:
А) 300;
Б) 150;
В) 180.
3) В каком выражении знак сравнения поставлен неверно:
А) 1 век > 207 лет;
Б) 2 мин 50 с < 200 с;
В) 2 ч > 100 мин
4) Занятия начинаются в 8ч 30мин утра - 4ч в классе и 1ч в спортзале. В какое время заканчиваются занятия?
А) 12ч 30мин
Б) 14ч
В) 13ч 30мин
7. Итог. Рефлексия
Наш урок подошел к концу.
- Какое сегодня число?
- В каком веке мы живем?
- Сможем ли мы когда-нибудь оказаться вновь на данном уроке?
- Время так быстротечно и его нельзя повернуть назад.
- Вспомните пословицы, с которыми мы работали в начале урока.
- Расшифруйте пословицу:
Сто лет живи, сто лет учись - Как вам, кажется, эта пословица подходит к нашему уроку?
- С какой единицей времени мы познакомились на уроке?
- Чему равен 1 век?
Самооценка.
8. Домашнее задание
Стр. 51, №251, № 253 (2).