Урок математики. Тема "Век". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: математика


Цель урока:

  • Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год).
  • Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, склонность к взаимному сотрудничеству, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • научатся пользоваться изученными единицами времени;
  • решать задачи с использованием единиц времени;
  • выполнять арифметические действия.

УУД:

Личностные:

  • освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться
  • восприятие ценностного окружающего мира

Регулятивные:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место
  • определять цель выполнения заданий
  • составлять план выполнения заданий
  • соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем
  • оценивать выполненное задание по предложенным параметрам

Познавательные:

  • умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания,
  • сравнивать и группировать величины

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге на уроке
  • отвечать на вопросы учителя
  • сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы.

Ход урока

1. Организационный момент

- Для успешной работы нам сегодня понадобятся:

  • внимательные глаза,
  • чуткие уши,
  • ловкие руки,
  • сообразительные головы.

И, конечно же, хорошее настроение!

2. Устный счет

Найдите лишнюю единицу измерения. Расположите единицы измерения по возрастанию.

4 года, 25 секунд, 16 км, 2 часа, 3 суток., 15 минут, 6 месяцев.

- Как называются единицы с которыми мы сейчас работали?

3. Актуализация знаний

В работах ВПР будет обязательно задача на время.

Впр.

Занятия в школе начинаются в 8 ч 30 мин. Мишка опоздал к первому уроку на 5 мин. Сколько времени ему придется ждать, чтобы попасть на второй урок, который начинается в 9 ч 25мин.

Ответ: 50 мин.

Из всех величин - время - это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время - дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.

Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки.

Вспомните пословицы и поговорки о времени.

  • Обещанного три года ждут.
  • Делу время, а потехе час.
  • Минута - час бережёт
  • Время - не деньги, потеряешь - не найдёшь.
  • Упустишь минуту - потеряешь час.
  • Минута час бережёт.

4. Определение темы урока

Вставьте пропущенное слово в поговорку.

  • ……. живи, …… учись.

- Как вы думаете, с какой единицей времени будем сегодня работать?

- Давайте, запишем в тетради полную дату (день, месяц, год, век).

- Сколько лет составляет 21 век? (2100 лет).

- Запишем: 21 век = 2100 лет. Посмотрите, в записи нынешнего года (2021) отсутствуют сотни. Может, мы что-нибудь напутали? Давайте попробуем разобраться с помощью числового луча.

- Назовите годы, которые проходили до первого штриха. Какой это шёл век? (1 век)

- Значит, когда заканчивался 100 год, заканчивался и первый век. Дальше начинался второй век.

- Назовите годы, которые проходили с первого до второго штриха. Какой это шёл век? (2 век)

- Теперь давайте покажем часть луча, который охватывает ближайшие к нам века:

- Какой век закончится 31 декабря 1900 года? (19 век)

- А 31 декабря 2000 года? (20 век)

- Какой век начался 1 января 2001 года? (21 век)

- Значит, мы записали дату верно, и никакой ошибки нет. Просто 21 век только идёт и нельзя сказать, что прошло уже 2100 лет.

5. Раскрытие темы урока. Работа с учебником

Стр. 51. №246-249 - устная работа.

1. Задания выполняются по цепочке. №246. Рассмотри чертеж. Века (столетия) изображены отрезками на числовом луче. Найди точку, показывающую конец 4 века, 18 века, 20 века. На слайде числовой луч.

2. Номер 247. Читай вопрос и назови ответ по цепочке. Сколько лет в 3 веках? В 10 веках? В 19 веках? Сколько веков составляет 600 лет? 1100 лет? 1700 лет? 2000 лет?

3. Номер 248. Прочитайте. Москва основана в 1147 году. В каком веке она основана?

4. Номер 249. Прочитайте. А.С.Пушкин родился в 1799 году, а умер в 1837 году. В каком веке он родился и умер? Работа по ленте времени.

Найдите задание 250. Прочитайте.

Рассмотри на полях часть ленты времени, относящуюся к 20 веку, и узнай, на сколько лет бабушка моложе дедушки, папа старше мамы, сестренка моложе брата.

6. Закрепление

Теперь я проведу у вас небольшой тест на то, как вы поняли сегодняшний материал.

Тест

1) В какой записи - век не соответствует году?
А) 1478г. - 15 век
Б) 1602г. - 16 век
В) 1961г. - 20 век

2) Сколько минут в 3-х часах:
А) 300;
Б) 150;
В) 180.

3) В каком выражении знак сравнения поставлен неверно:
А) 1 век > 207 лет;
Б) 2 мин 50 с < 200 с;
В) 2 ч > 100 мин

4) Занятия начинаются в 8ч 30мин утра - 4ч в классе и 1ч в спортзале. В какое время заканчиваются занятия?
А) 12ч 30мин
Б) 14ч
В) 13ч 30мин

7. Итог. Рефлексия

Наш урок подошел к концу.

  1. Какое сегодня число?
  2. В каком веке мы живем?
  3. Сможем ли мы когда-нибудь оказаться вновь на данном уроке?
  4. Время так быстротечно и его нельзя повернуть назад.
  5. Вспомните пословицы, с которыми мы работали в начале урока.
  6. Расшифруйте пословицу:
    Сто лет живи, сто лет учись
  7. Как вам, кажется, эта пословица подходит к нашему уроку?
  8. С какой единицей времени мы познакомились на уроке?
  9. Чему равен 1 век?

Самооценка.

8. Домашнее задание

Стр. 51, №251, № 253 (2).