Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы "Домашние птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Расширять представления детей о домашних птицах.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о домашних птицах: внешнем виде, питании, местах их обитания, голосе, членах птичьих семей, пользе для человека.
  • Развивать логическое мышление, память, внимательность; продолжать обогащать и расширять активный словарь детей; продолжать развивать интерес к окружающему миру.
  • Вызывать эмоциональный отклик; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: Картинки с изображением домашних птиц, запись голосов домашних птиц, таз с водой, «волшебная палочка», колокольчик, раскраски по количеству детей.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

- Сегодня у нас необычное занятие, а путешествие. Совершить путешествие нам поможет волшебная палочка. Занимайте свои места, закрывайте глазки; откроете, когда услышите звук волшебного колокольчика. (Раздается звук колокольчика).

2. Введение в тему

- Вот мы и очутились на птичьем дворе (птичнике). Сейчас мы с вами узнаем, какие птицы здесь живут, познакомимся с ними поближе.

3. Беседа о домашних птицах

- Кого вы видите на птичьем дворе, перечислите их. Назовите их одним словом. (Птицы). Какие это птицы? (Это домашние птицы). Почему они называются домашними? (Потому что они живут с человеком; первобытные люди их приручили когда-то давно и теперь ухаживают за ними, кормят их, лечат).

- Где живут домашние птицы? (На птичьем дворе, птичнике). Где еще могут жить домашние птицы? (На птицеферме). Как называют человека, который ухаживает за домашними птицами? (Птичник, птичница).

Курица, петух, цыпленок

- Разгадайте загадку:

Клохчет, клохчет,
Детей созывает.
Всех под крылья подбирает.
(Курица)

- Назовите всех членов куриной семьи.

- Рассмотрите картинку и расскажите, чем петух отличается от курицы, чем они похожи?

(У курицы и петуха есть тело, покрытое перьями, крылья, хвост, две лапы, голова с гребнем и клювом. Но у петуха хвост побольше и покрасивее, он более пышный, чем у курицы; гребень у него тоже побольше куриного и он более яркий; на лапах у петуха есть шпоры, а у курицы шпор нет.)

- Как подает голос петух, что он делает? (Петух кукарекает: «ку-ка-ре-ку».) А курица? (Кудахчет: «ко-ко-ко».) Как вы думаете, как подают голос маленькие цыплята? (Они пищат: «пи-пи».)

- Какую пользу приносят человеку куры? (Куры дают человеку яйца, мясо - курятину, которое человек употребляет в пищу. Пух и перо кур идет на изготовление одеял, подушек, теплой зимней одежды: шапок, пуховиков.)

Упражнение на дыхание «Сдуй перышко»

Утка, селезень, утенок

- Разгадайте загадку:

На коротких красных лапках
Вперевалочку идёт.
Любит в озере поплавать
И покрякать у ворот.
(Утка)

- Назовите всех членов утиной семьи.

- Как передвигаются утки? Что они умеют делать? (Утки умеют ходить, плавать, нырять, летать.) Что помогает уткам летать. Назовите эту часть тела уток. (Уткам помогают летать крылья.) А что помогает уткам плавать? (Плавать уткам помогают их лапки: на них есть специальные плавательные перепонки, соединяющие пальцы, благодаря которым утки лапками отталкивают воду, как будто гребут маленькими веслами.)

Эксперимент

- Давайте проведем эксперимент: в тазик с водой опустите руку с растопыренными пальцами и проведите рукой по воде. Затем проделайте то же самое, но рукой с прижатыми пальцами. В каком случае рука сильнее отталкивает воду? На лапу, какой птицы вы сделали похожей руку, когда сжали пальцы?

- Теперь вам понятно, зачем уткам перепонки на лапах?

- У каких еще домашних птиц есть плавательные перепонки? (У гусей.) Птица, которая умеет плавать в воде, это какая птица? (Это водоплавающая птица)

- Как утки питаются, какой корм они едят? (Утки питаются разнообразной пищей: зерном, травой, червяками, улитками, насекомыми; ныряя, они добывают разных водяных жуков. Это всеядные птицы.) Куры, гуси, индейки тоже всеядны.

Д/у «Посчитай цыплят до 5»

Индейка, индюк, индюшонок

- Послушайте стишок.

Хвост - как веер, клюв - как крюк,
Эту птицу звать индюк.
Он надутый, грозный, важный,
С ним подружится не каждый.

- Каким индюк описан в стишке? (Индюк - надутый, грозный, важный. Хвост у него, как веер, клюв - как крюк.) Дополните описание внешнего вида индюка. Вам поможет в этом картинка. Расскажите, какие у индюка голова, туловище, ноги, хвост, крылья. (Голова у индюка маленькая, покрыта кожей красного цвета, клюв, загнутый на конце, большая красная борода, крепкие длинные ноги (лапы), большой красивый хвост из перьев, который индюк раскладывает, как веер, большие крылья.)

- Чем индейка отличается от индюка? (У индейки нет такой длинной красной бороды, как у индюка, и такого хвоста-веера. Она поменьше индюка.)

- Индюк - нелетающая, не водоплавающая, всеядная домашняя птица (Индейки любят траву, листья, ягоды крыжовника, зеленый лук, они поедают также колорадских жуков - вредителей огородов.)

Гусыня, гусь, гусенок

- Разгадайте загадку:

Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)

- Назовите всех членов гусиной семьи.

- Какие звуки могут издавать гуси? Что они делают? (Гуси гогочут: «го-го-го» или «га-га-га»; они могут шипеть: «ш-ш-ш».) Как вы думаете, когда гусь шипит? (Когда он сердится, в случае опасности, угрозы ему или его птенцам.)

- Как еще может защищаться гусь? (Гусь может щипать за ноги, бить обидчика крыльями.) Как защищаются другие домашние птицы, например, петух или утка? (Петух может больно клюнуть, утка - ущипнуть.)

Психогимнастика «Гусь сердится»

- Как гусь передвигается? (Гусь ходит, бегает, плавает.) Значит, гусь - это… водоплавающая домашняя птица.

- Какую пользу приносят гуси? (Гуси дают очень питательное мясо - гусятину, яйца, печень, жир, пух и перо.)

4. Рефлексия

- Ребята, где мы сегодня с вами были?

- О ком мы сегодня говорили?

- Что запомнилось вам больше всего?

- На память о путешествии, я вам хочу подарить раскраски о домашних птицах.