Социально-познавательный практико-ориентированный проект "Тропинка к Храму"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Краеведение, ОРКСЭ, Руководство учебным проектом

Классы: 1, 2, 3, 4


Состав проектной группы: учащиеся 1-4 классов.

Презентация

Слайд 2

Своё выступление я бы хотела начать словами протоиерея Андрея Жданова:

«Дети - наше будущее, и от того, какими они вырастут, будет и то, какой станет завтра наша Родина - возрождённой святой Русью или бездуховной пустыней».

В настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, обращение к опыту православной педагогики, особенно актуально.

Доброделание - это одна из добродетелей человека.

Следовательно, доброделание д.б. не ради конкурсов, наград и похвалы. И не только в год добровольчества! В этом должна быть потребность души.

Добротолюбие, доброделание - это один из главных законов жизни человечества на Земле.

Именно с этой позиции я бы и хотела представить социально-познавательный проект «Тропинка к храму».

Слайд 3

Проект «Тропинка к храму» существует не сам по себе, а является одним из важных звеньев сложившейся воспитательной системы работы с классом по духовно-нравственному воспитанию на основе православной культуры.

Поэтому кратко представлю саму систему работы.

Слайд 4

Теоретическая основа системы опирается на «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на 2015-2025гг.»

Слайд 5

Святейший Патриарх Кирилл на открытии Рождественских чтений обратился с такими словами: «Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире».

«…у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству».

Слайд 6

Ольга Васильева на встрече с патриархом Кириллом в 2016 г. заявила, что «Самый важный приоритет в образовании - это воспитание человека, у которого есть нравственный стержень, для которого небезразличны понятия: справедливость, доброта, любовь, уважение к старшим, забота о старших».

«Мы должны вобрать все лучшее и идти вперед. У нас лучшее, что было и чего было лишено несколько поколений, это кладезь русской литературы. Ничто как русская литература не учит человека нравственным качествам».

Слайд 7

Т.о., ведущая идея моей системы работы - это воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к истокам и ценностям Православия

  • средствами литературы,
  • формирования нравственной мотивации к творческой, созидательной деятельности
  • и социализации учащихся.

Цель работы - создать условия для формирования духовно-нравственных качеств личности учащихся через обращение к ценностям Православия.

Слайд 8
Особенностью моей системы работы является опора на взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, внеклассной работы и работы с родителями, взаимодействие с воскресной школой г.Уржума.

В соответствии с этим приоритетными считаю следующие направления работы, которые являются неразрывными, дополняющими друг друга звеньями одной цепи:

1. Уроки литературного чтения

Литература всегда носила нравственно-православный идеал.

Главная задача этого направления - создание условий для формирования у учащихся христианских представлений о добре и зле, добродетели и грехе, свободе и ответственности и воспитания на традициях православной литературы.

На материале интеграции уроков литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и музыки дети знакомятся с основами православной культуры, с истоками отечественной культуры, которая является основополагающей для гармоничного развития личности.

2. Кружок «В мире книг»

Главная задача этого направления - это создание условий для формирования интереса к детской книге и чтению; создание условий для раскрытия творческих способностей учеников через проектную деятельность и творческие работы.

Практическая значимость этого направления состоит и в том, что кружковое занятие помогает решать проблемы нравственно-этического воспитания на литературном материале, выходящем за рамки школьной программы.

Формирование нравственной мотивации к созидательной деятельности и раскрытие творческих способностей детей происходит через творческие работы по литературным произведениям: рисунки, пластилинографию, создание панно по сказкам, выпуск литературной газеты о Сергии Радонежском».

3. Кружок «Этика:азбука добра»

Главная задача этого направления - создать условия для формирования нравственных категорий: чувств, облика, позиции, поведения через рассматривание нравственных ценностей как христианских добродетелей. Формирование межличностных отношений происходит через психологические практикумы и тренинги и является условием нравственной социализации.

4. Работа с родителями

Главная задача этого направлении - создать условия для взаимодействия с родителями-единомышленниками, осознающими, что мы делаем общее дело - воспитываем Человека.

Родительское собрание «Послушание как добродетель»

5. Взаимодействие с Воскресной школой г.Уржума

Взаимодействие с Воскресной школой г.Уржума находится пока на начальном этапе. Педагоги Воскресной школы охотно делятся опытом работы, аудио и видео материалами, методическими пособиями. В перспективе планируется более тесное сотрудничество через участие детей в православных конкурсах, посещение занятий и праздников в воскресной школе и непосредственное общение детей. Главная задача данного направления - это нравственная социализация учащихся.

6. Внеклассная работа

Создание условий для творческого общения учащихся через совместную подготовку и участие в проектах и праздниках.

Создание условий для сплочения классного коллектива через организацию совместной, созидательной деятельности, социализацию - вот главные задачи этого направления.

7. Кружок «Родной край»

Занятия кружка опираются на историческое и природное краеведение. На занятиях кружка дети узнают об истории села, об истории появления образования в селе, о людях, прославивших свой край, знакомятся с главными достопримечательностями села.

Эти направления являются базой для нравственной мотивации к активной жизненной позиции, к самосовершенствованию и созидательной, преобразующей деятельности.

Слайд 9

Духовно-нравственное становление личности невозможно без созидательной трудовой деятельности, без воспитания любви к своей малой родине, бережного отношения к окружающему миру. Любить Родину - это значит любить родной дом, беречь родную природу.

Для решения этих задач и направлен социально-познавательный проект «Тропинка к храму», который реализуется главным образом на занятиях кружка «Родной край» через мероприятия по благоустройству территории Троицкой церкви с. Лопьял.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 7-10 лет.

Срок реализации: 4 года.

Слайд 10

Мероприятия по благоустройству территории Троицкого храма с. Лопьял

Сентябрь

Заготовка почвы для рассады

Заготовка семян цветов для будущего посева

Октябрь

Приборка территории около храма

Подготовка тары для рассады

Ноябрь-февраль

Занятия по историческому и природному краеведение родного края

Март-апрель

Подготовка почвы для посева

Посев семян цветов

Уход за рассадой: полив, пикировка, подкормка

Май

Приборка территории около храма

Подготовка почвы к высадке рассады

Июнь

Обновление бордюров цветочных клумб: замена расколовшихся кирпичей, выравнивание и покраска бордюра

Высадка рассады на клумбы

Июнь-август

Уход за клумбами: полив, рыхление, прополка, удобрение

Слайд 11-19 Реализация проекта - рассказ по слайдам

Слайд 20

Результативность работы

В творческой, созидательной деятельности легче найти подход к детям и на этой основе раскрыть духовно-нравственные ценности, сформировать здоровые нравственные установки и навыки нравственного поведения.

Ребята получили трудовые навыки по выращиванию цветочной рассады и уходу за ней. (Как признавался один мальчик: «Я в школе в первый раз взял в руки грабли».)

Когда дети сами прибирали территорию по дороге от школы к церкви, около автобусной остановки, которая находится рядом с храмом, то уже не мусорили больше и получили урок уважения чужого труда.

Жители села и гости всё чаще стали приходить в сельский храм, пусть даже некоторые и на экскурсию. Ведь наша церковь - это достопримечательность села, это святыня, и она должна быть сохранна. Конечно, много нужно труда и средств, чтобы возродить прежнюю красоту, но «тропиночка» уже проложена…, цветущие клумбы радуют глаз и приглашают войти в храм.

Конечно, одним нам было бы не справиться со всем, что было задумано. Проект объединил старания и усилия многих ребят и работников школы, каждый из которых внёс свою лепту. И это здорово! (Девочка одна пришла, и, смотрю, привела с собой и подружку-гостью, и обе стали полоть клумбы. В первый год нашего проекта около церкви была дорога. Ведь церковь была осквернена, в ней был гараж. И люди по привычке проезжали у самой церкви. В 2015 г., когда мы в первый раз высадили выращенную рассаду, только что выровняли и покрасили бордюры на клумбах, однажды вечером взрослые люди в нетрезвом виде проехали на машине по краю центральной клумбы. Бордюр был разрушен, рассада примята. Мальчишки это увидели, и сами поправили раскрошившиеся от колёс машины кирпичи на бордюре. Вот этот поступок я считаю главным результатом, что зло должно быть исправлено добром.

Результативность работы вижу в том, как дети 4 класса стали с уважением относиться друг к другу, проявляя взаимопонимание, сопереживание и поддержку. Они бескорыстно предлагали свою помощь. Не смеялись над неудачами и промахами одноклассников. Они с заботой относились к первоклассникам, чувствуя за них ответственность. Это меня очень радовало.

Сейчас мои четвероклассники перешли в 5 класс, и я очень надеюсь, что их «духовная тропиночка» не прервётся.

В этом году у меня 1-2 класс-комплект, 14 человек. И всё только начинается…

Мы уже приготовили землю для рассады, заготовили семена для посева весной, собрав их на клумбах у церкви, прибрали территорию у школы, посадили для мам комнатные цветы в горшочки, которые мы ещё будем декорировать, а потом подарим в день матери.

Слайд 21

Своё выступление я бы хотела закончить словами святителя Григория Паламы:

«Душа каждого из нас подобна лампаде,
делание добра - елею,
любовь - фитилю, на котором почивает, как огонь, благодать Божественного Духа.
Когда же не достаёт елея, то есть доброделания,
то любовь иссякает и свет Божественной благодати… гаснет»

Желаю всем нам, чтобы наши лампады всегда были полны елея, чтобы не иссякала любовь, и горел свет Божественной благодати…

Слайд 22

Спасибо за внимание!