Состав проектной группы: учащиеся 1-4 классов.
Слайд 2
Своё выступление я бы хотела начать словами протоиерея Андрея Жданова:
«Дети - наше будущее, и от того, какими они вырастут, будет и то, какой станет завтра наша Родина - возрождённой святой Русью или бездуховной пустыней».
В настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, обращение к опыту православной педагогики, особенно актуально.
Доброделание - это одна из добродетелей человека.
Следовательно, доброделание д.б. не ради конкурсов, наград и похвалы. И не только в год добровольчества! В этом должна быть потребность души.
Добротолюбие, доброделание - это один из главных законов жизни человечества на Земле.
Именно с этой позиции я бы и хотела представить социально-познавательный проект «Тропинка к храму».
Слайд 3
Проект «Тропинка к храму» существует не сам по себе, а является одним из важных звеньев сложившейся воспитательной системы работы с классом по духовно-нравственному воспитанию на основе православной культуры.
Поэтому кратко представлю саму систему работы.
Слайд 4
Теоретическая основа системы опирается на «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на 2015-2025гг.»
Слайд 5
Святейший Патриарх Кирилл на открытии Рождественских чтений обратился с такими словами: «Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире».
«…у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству».
Слайд 6
Ольга Васильева на встрече с патриархом Кириллом в 2016 г. заявила, что «Самый важный приоритет в образовании - это воспитание человека, у которого есть нравственный стержень, для которого небезразличны понятия: справедливость, доброта, любовь, уважение к старшим, забота о старших».
«Мы должны вобрать все лучшее и идти вперед. У нас лучшее, что было и чего было лишено несколько поколений, это кладезь русской литературы. Ничто как русская литература не учит человека нравственным качествам».
Слайд 7
Т.о., ведущая идея моей системы работы - это воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к истокам и ценностям Православия
- средствами литературы,
- формирования нравственной мотивации к творческой, созидательной деятельности
- и социализации учащихся.
Цель работы - создать условия для формирования духовно-нравственных качеств личности учащихся через обращение к ценностям Православия.
Слайд 8
Особенностью моей системы работы является опора на взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, внеклассной работы и работы с родителями, взаимодействие с воскресной школой г.Уржума.
В соответствии с этим приоритетными считаю следующие направления работы, которые являются неразрывными, дополняющими друг друга звеньями одной цепи:
1. Уроки литературного чтения
Литература всегда носила нравственно-православный идеал.
Главная задача этого направления - создание условий для формирования у учащихся христианских представлений о добре и зле, добродетели и грехе, свободе и ответственности и воспитания на традициях православной литературы.
На материале интеграции уроков литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и музыки дети знакомятся с основами православной культуры, с истоками отечественной культуры, которая является основополагающей для гармоничного развития личности.
2. Кружок «В мире книг»
Главная задача этого направления - это создание условий для формирования интереса к детской книге и чтению; создание условий для раскрытия творческих способностей учеников через проектную деятельность и творческие работы.
Практическая значимость этого направления состоит и в том, что кружковое занятие помогает решать проблемы нравственно-этического воспитания на литературном материале, выходящем за рамки школьной программы.
Формирование нравственной мотивации к созидательной деятельности и раскрытие творческих способностей детей происходит через творческие работы по литературным произведениям: рисунки, пластилинографию, создание панно по сказкам, выпуск литературной газеты о Сергии Радонежском».
3. Кружок «Этика:азбука добра»
Главная задача этого направления - создать условия для формирования нравственных категорий: чувств, облика, позиции, поведения через рассматривание нравственных ценностей как христианских добродетелей. Формирование межличностных отношений происходит через психологические практикумы и тренинги и является условием нравственной социализации.
4. Работа с родителями
Главная задача этого направлении - создать условия для взаимодействия с родителями-единомышленниками, осознающими, что мы делаем общее дело - воспитываем Человека.
Родительское собрание «Послушание как добродетель»
5. Взаимодействие с Воскресной школой г.Уржума
Взаимодействие с Воскресной школой г.Уржума находится пока на начальном этапе. Педагоги Воскресной школы охотно делятся опытом работы, аудио и видео материалами, методическими пособиями. В перспективе планируется более тесное сотрудничество через участие детей в православных конкурсах, посещение занятий и праздников в воскресной школе и непосредственное общение детей. Главная задача данного направления - это нравственная социализация учащихся.
6. Внеклассная работа
Создание условий для творческого общения учащихся через совместную подготовку и участие в проектах и праздниках.
Создание условий для сплочения классного коллектива через организацию совместной, созидательной деятельности, социализацию - вот главные задачи этого направления.
7. Кружок «Родной край»
Занятия кружка опираются на историческое и природное краеведение. На занятиях кружка дети узнают об истории села, об истории появления образования в селе, о людях, прославивших свой край, знакомятся с главными достопримечательностями села.
Эти направления являются базой для нравственной мотивации к активной жизненной позиции, к самосовершенствованию и созидательной, преобразующей деятельности.
Слайд 9
Духовно-нравственное становление личности невозможно без созидательной трудовой деятельности, без воспитания любви к своей малой родине, бережного отношения к окружающему миру. Любить Родину - это значит любить родной дом, беречь родную природу.
Для решения этих задач и направлен социально-познавательный проект «Тропинка к храму», который реализуется главным образом на занятиях кружка «Родной край» через мероприятия по благоустройству территории Троицкой церкви с. Лопьял.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 7-10 лет.
Срок реализации: 4 года.
Слайд 10
Мероприятия по благоустройству территории Троицкого храма с. Лопьял |
|
Сентябрь |
Заготовка почвы для рассады |
Заготовка семян цветов для будущего посева |
|
Октябрь |
Приборка территории около храма |
Подготовка тары для рассады |
|
Ноябрь-февраль |
Занятия по историческому и природному краеведение родного края |
Март-апрель |
Подготовка почвы для посева |
Посев семян цветов |
|
Уход за рассадой: полив, пикировка, подкормка |
|
Май |
Приборка территории около храма |
Подготовка почвы к высадке рассады |
|
Июнь |
Обновление бордюров цветочных клумб: замена расколовшихся кирпичей, выравнивание и покраска бордюра |
Высадка рассады на клумбы |
|
Июнь-август |
Уход за клумбами: полив, рыхление, прополка, удобрение |
Слайд 11-19 Реализация проекта - рассказ по слайдам
Слайд 20
Результативность работы
В творческой, созидательной деятельности легче найти подход к детям и на этой основе раскрыть духовно-нравственные ценности, сформировать здоровые нравственные установки и навыки нравственного поведения.
Ребята получили трудовые навыки по выращиванию цветочной рассады и уходу за ней. (Как признавался один мальчик: «Я в школе в первый раз взял в руки грабли».)
Когда дети сами прибирали территорию по дороге от школы к церкви, около автобусной остановки, которая находится рядом с храмом, то уже не мусорили больше и получили урок уважения чужого труда.
Жители села и гости всё чаще стали приходить в сельский храм, пусть даже некоторые и на экскурсию. Ведь наша церковь - это достопримечательность села, это святыня, и она должна быть сохранна. Конечно, много нужно труда и средств, чтобы возродить прежнюю красоту, но «тропиночка» уже проложена…, цветущие клумбы радуют глаз и приглашают войти в храм.
Конечно, одним нам было бы не справиться со всем, что было задумано. Проект объединил старания и усилия многих ребят и работников школы, каждый из которых внёс свою лепту. И это здорово! (Девочка одна пришла, и, смотрю, привела с собой и подружку-гостью, и обе стали полоть клумбы. В первый год нашего проекта около церкви была дорога. Ведь церковь была осквернена, в ней был гараж. И люди по привычке проезжали у самой церкви. В 2015 г., когда мы в первый раз высадили выращенную рассаду, только что выровняли и покрасили бордюры на клумбах, однажды вечером взрослые люди в нетрезвом виде проехали на машине по краю центральной клумбы. Бордюр был разрушен, рассада примята. Мальчишки это увидели, и сами поправили раскрошившиеся от колёс машины кирпичи на бордюре. Вот этот поступок я считаю главным результатом, что зло должно быть исправлено добром.
Результативность работы вижу в том, как дети 4 класса стали с уважением относиться друг к другу, проявляя взаимопонимание, сопереживание и поддержку. Они бескорыстно предлагали свою помощь. Не смеялись над неудачами и промахами одноклассников. Они с заботой относились к первоклассникам, чувствуя за них ответственность. Это меня очень радовало.
Сейчас мои четвероклассники перешли в 5 класс, и я очень надеюсь, что их «духовная тропиночка» не прервётся.
В этом году у меня 1-2 класс-комплект, 14 человек. И всё только начинается…
Мы уже приготовили землю для рассады, заготовили семена для посева весной, собрав их на клумбах у церкви, прибрали территорию у школы, посадили для мам комнатные цветы в горшочки, которые мы ещё будем декорировать, а потом подарим в день матери.
Слайд 21
Своё выступление я бы хотела закончить словами святителя Григория Паламы:
«Душа каждого из нас подобна лампаде,
делание добра - елею,
любовь - фитилю, на котором почивает, как огонь, благодать Божественного Духа.
Когда же не достаёт елея, то есть доброделания,
то любовь иссякает и свет Божественной благодати… гаснет»
Желаю всем нам, чтобы наши лампады всегда были полны елея, чтобы не иссякала любовь, и горел свет Божественной благодати…
Слайд 22
Спасибо за внимание!